Финансовая политика государства

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика должна обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы государства и на этой основе — более эффективное выполнение государством социальных, экономических, экологических, оборонных, образовательных и иных функций.

Содержание:

Финансовая политика государства: понятие и сущность

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, уровень конкурентоспособности страны, инвестиционный климат и прочие факторы.

Финансовая политика государства — это совокупность мер страны по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию с целью достижения определенных экономических, социальных и международных целей, подчиненных реализации интересов общества.

Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов, и системой мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления относительно достижения поставленных целей. При этом меры в финансовой сфере и каждой из ее подсистем должны быть согласованы с теми, которые осуществляются в других сегментах социально-экономической политики — денежно-кредитном, ценовом, оплаты труда.

Важнейшая цель финансовой политики — увеличить объем финансовых ресурсов на основе экономического развития, наращивания государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

С учетом изложенного необходимо определить оптимальные объемы централизации финансовых ресурсов в сфере распределения государственных финансов, рационально распределять их и эффективно использовать, в частности для реализации целевых программ (общегосударственных, межрегиональных). Центром финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Она включает в себя три основных элемента:

  1. определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;
  2. разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
  3. подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Цели финансовой политики государства

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, то есть достижение целей в области внешней и внутренней политики, формирование положительного имиджа страны, борьба с коррупцией, достижение политической стабильности, эффективной законодательной и судебно-исполнительной системы и т.п.;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне: обеспечение экономического роста, сбалансированности бюджета, таргетирование инфляции, достижение определенного уровня ВВП, налоговых поступлений и т.п.;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ, уровень занятости, пенсионное обеспечение, повышение уровня жизни населения и т.п.).

Задачи финансовой политики государства

Задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:

  1. разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей, главных задач;
  2. созданием адекватного финансового механизма;
  3. управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне: мировом, региональном, национальном, на уровне отдельных регионов внутри страны, на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта), отдельного предпринимателя, на уровне отдельного домохозяйства.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.

Таким образом, финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование. Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими
финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами

  • обеспечение условий для мобилизации финансовых ресурсов в минимально необходимых размерах;
  • оптимальное распределение и рациональное использование финансовых ресурсов;
  • регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества;
  • разработка финансового механизма в соответствии с реалиями рыночной экономики;
  • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовый механизм

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм — это совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Например, в бюджетно-финансовой сфере при помощи налогов (см. Налоги и налоговая система) как формы изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения реализуются основные финансовые отношения между ними и государством. Предоставляя субсидии для производства отдельных социально значимых товаров (продуктов питания, медицинских препаратов и т.п.), финансовую поддержку отдельным отраслям и предприятиям, государство тем самым реализует особый вид финансовых отношений в этой сфере.

Таким образом, в пределах производства общественного продукта, финансовый механизм  выполняет функции:

  • аккумуляции финансовых ресурсов;
  • финансирования расходов;
  • стимулирования;
  • регулирования.

В подсистеме финансов хозяйствующих субъектов финансовый механизм проявляется в соотношении отдельных форм денежных доходов и накоплений, распределении чистой прибыли, использовании средств из фондов предприятий.

В структуре финансового механизма выделяют мобильный блок элементов, состоящий из налоговых ставок, базы налогообложения, нормативов обязательного резервирования денежных средств, учетной ставки рефинансирования, уровня нормированных затрат. Эти элементы чаще, чем другие, корректируются с учетом интересов субъектов экономических отношений и особенностей экономики.

Финансовый механизм можно представить как применение определенных финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, предусмотренных законодательно-нормативными актами, с целью осуществления распределения и перераспределения ВВП.

В современных условиях усовершенствование финансового механизма происходит по следующим направлениям:

  • улучшение условий рыночных отношений в стране;
  • обеспечение рациональных пропорций распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
  • обеспечение необходимых темпов экономического роста;
  • научно обоснованное финансовое планирование и прогнозирование объемов централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, их распределения и использования;
  • повышение результативности государственного финансового контроля;
  • усовершенствование механизма действия финансовых рычагов, стимулов и санкций;
  • обеспечение достаточного правового и нормативного функционирования всего финансового механизма.

Процесс распределения и перераспределения произведенного в обществе валового внутреннего продукта обеспечивается с применением метода финансового планирования.

Финансовое планирование — это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом.

При выполнении финансовых планов возникает потребность в финансовом оперативном управлении как деятельности, связанной с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов. Во время составления и выполнения финансовых планов, а также по окончании определенных периодов осуществляется финансовый контроль, направленный на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, а также целевого расходования из соответствующих фондов.

Финансовый контроль является необходимым условием бесперебойного и постепенного развития экономики. Он может быть государственным и внутрихозяйственным, по времени — предварительным, текущим и дальнейшим и осуществляться разными методами (ревизия, проверка, обследование и т.п.) (более детально см. Государственный финансовый контроль).

Финансовое обеспечение — это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.

Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются следующие:

Финансовое регулирование — это метод финансового воздействия, связанный с регулированием экономических процессов.

Основными элементами финансового регулирования являются следующие:

Чтобы заинтересовать хозяйствующие субъекты в достижении лучших результатов, используются такие инструменты, как финансовые стимулы. К ним относятся:

  • поощрительные фонды предприятий, образующиеся из прибыли;
  • бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет важное значение для экономики);
  • специальные финансовые льготы (налоговые льготы, возможность осуществить ускоренную амортизацию).

Среди финансовых инструментов важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность хозяйствующих субъектов за выполнение взятых обязательств. В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Самыми распространенными из них являются штрафы и пени.

Реализация экономической политики государства

Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:

  1. Формирование научно обоснованных концепций развития финансов на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив усовершенствования производства и нужд населения.
  2. Определение основных направлений использования финансов в перспективе и в текущем периоде, то есть формирование стратегии и тактики финансовой политики. На этом этапе, исходя из поставленных целей следует учитывать возможности увеличения и уменьшения объемов финансовых ресурсов, а также внешние, политические и экономические факторы.
  3. Непосредственные практические действия, направленные на достижение поставленных целей.

Разумеется, финансовая политика начинает прямо влиять на экономику только на третьем этапе, но такое влияние определяется содержанием двух предыдущих этапов.

Финансовую политику рассматривают преимущественно в определенном временном периоде: долгосрочном (перспективном) или краткосрочном (текущем).

Текущая финансовая политика связана с оперативным регулированием звеньев финансовой системы, их сбалансированием и поддержкой равновесия между ними.

Перспективная финансовая политика рассчитана на продолжительный период. Она должна обеспечить выполнение стратегических масштабных заданий, требующих больших затрат времени и капитала. Стратегические задания финансовой политики чаще всего связывают со структурными изменениями в финансовой системе и финансовом механизме в целом.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика – это краткосрочная политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства.

Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения форм организации финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Временной период финансовой политики определяет способы и методы ее реализации. Их регулирующее содержание связано с выбором одного из трех основных направлений финансовой политики: экономического развития, стабилизации или ограничения деловой активности. Указанные направления применяют в контексте конкретных социально-экономических условий страны. С каждым вариантом связаны определенные меры по реализации финансовой политики.

Под политикой экономического развития подразумевают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта (ВНП) и повышение уровня занятости населения.

Политика стабилизации — это система финансовых мер, направленных на поддержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне.

Политика ограничения деловой активности — это система сдерживающих финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реального объема ВВП по сравнению с достигнутыми. Правительство применяет такую политику в периоды экономического подъема для того, чтобы предотвратить кризис перепроизводства.

Виды финансовой политики государства

В составе финансовой политики выделяют два направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Виды финансовой политики
Виды финансовой политики

Бюджетно-налоговая политика — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы. В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются:

  • источники формирования и приоритетные направления расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • допустимые пределы разбалансированности бюджета;
  • принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Таким образом, целями бюджетно-налоговой политики являются:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • стабилизация темпов экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости;
  • снижение темпов инфляции.

Инструментами бюджетно-налоговой политики являются:

  • государственные расходы;
  • налоги.

В рамках бюджетно-налоговой политики определяются виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов (см. Налоговая политика). Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности, причем как налоговой системы в целом, так и отдельного налога. Однако необходимо отметить, что к бюджетно-налоговой политике относятся только такие манипуляции государства с бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в национальном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы посредством регулирования деятельности банковской системы и др.

Главной целью денежно-кредитной политики является достижение устойчивого роста общественного производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах, а тактическая — в проведении последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

В последние годы все большее значение приобретает международная финансовая политика, проводимая международными финансовыми организациями и международными финансовыми институтами (МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонским клубом банков-кредиторов, Парижским клубом стран-кредиторов и др.). В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных финансов, оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Такая финансовая поддержка оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических и политических условий, несоблюдение которых грозит стране-нарушителю серьезными санкциями.

Типы финансовой политики государства

Выделяют следующие типы финансовой политики:

Типы финансовой политики
Типы финансовой политики

Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (см. Экономика свободной конкуренции).

Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные, с точки зрения взимания, прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).

Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход дает возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной в середине 90-х годов ХХ века. Монетарная политика – это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определенные специфические механизмы работы, направлены на достижение определенных макроэкономических целей.

Основные цели и задания монетарной политики:

  1. Регулирование экономического роста.
  2. Удержание роста инфляции.
  3. Обеспечение занятости.
  4. Выравнивание платежного баланса.

Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения ее принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.