Социальная политика государства

Содержание:

Сущность и цели социальной политики государства. Направления и стратегии социальной политики

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.

Социальная политика – это система конкретных мер и мероприятий государства, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Главное назначение социальной политики – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Государственная социальная политика направлена на достижение следующих целей:

  1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
  2. Уменьшение нежелательных различий между богатыми и бедными, устранение крайних форм имущественного неравенства.
  3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

Цели социальной политики по срокам:

  • долгосрочные (перспективные) цели обуславливаются поиском оптимального сочетания социально-экономической стабильности с экономическим ростом. Например:
    • развитие демократии, обеспечение прав и свобод;
    • активизация социальной роли государства;
    • рост благосостояния граждан;
    • формирование эффективной системы социальной защиты;
    • реформирование пенсионной системы;
    • развитие социальной инфраструктуры, воспитание и образование детей, молодежи;
  • краткосрочные (текущие) цели формируются в зависимости от исходных
    позиций общества. Например:

    • погашение задолженности по зарплате и социальным выплатам;
    • обеспечение прожиточного минимума;
    • адресная помощь малоимущим.

Основные задачи социальной политики государства:

  • гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп с долговременными интересами общества;
  • стабилизация общественно-политической системы;
  • создание условий для повышения материального благосостояния людей, стимулирование к участию в общественном производстве;
  • обеспечение защиты социально-экономических прав всех граждан, поддержка малообеспеченных групп населения;
  • обеспечение рациональной занятости в обществе;
  • снижение уровня криминализации в обществе;
  • развитие отраслей социального комплекса;
  • обеспечение экологической безопасности страны.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Значимость социальной политики определяется влиянием:

  • на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности
    труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов;
  • на уровень научно-технического развития производительных сил;
  • на культурную и духовную жизнь общества;
  • на улучшение условий труда и быта;
  • на развитие физкультуры и спорта, что дает снижение заболеваемости и оказывает воздействие на сокращение экономических потерь в производстве;
  • на общественное питание, дошкольное образование, что освобождает население от домашнего хозяйства, повышает занятость в общественном производстве;
  • на науку и ее обеспечение, определяющие перспективы развития;
  • на социальную сферу как место приложения труда (в здравоохранении, образовании, торговле, ЖКХ занято от 20% до 70% работающих).

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
  • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
  • демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
  • действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
  • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Основные объекты социально-экономической политики:

  • рынок труда и занятость;
  • трудовые отношения;
  • оплата труда и доходы населения;
  • система социального обеспечения населения;
  • социальная инфраструктура.

Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • селективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его к разряду нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

С помощью данных функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Методы влияния государства на развитие социальной сферы:

  • правовое обеспечение социальной защиты населения, принятие соответствующих законодательных и правовых актов;
  • прямые государственные расходы из бюджетов разных уровней на финансирование социальной сферы (образования, науки, медицины и др.);
  • социальные трансферты;
  • внедрение эффективной системы налогообложения;
  • государственные программы по решению конкретных социальных проблем (образовательные, медицинские, экологические и др.);
  • установление и контроль за соблюдением социальных и экологических нормативов и стандартов;
  • создание сети службы занятости и бирж труда;
  • обязательное социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров, и организация оплачиваемых общественных работ.

Современные модели социальной политики:

  • патерналистская социалистическая модель – всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, лояльность граждан по отношению к государству. Однако эта система не обладала экономической эффективностью, она не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, для нее характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты, и низкий уровень обеспеченности, и лимиты социальных благ для основной массы населения. Высокая зависимость индивида от государства. Идеология иждивенчества, теряется инициатива;
  • шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы («шведский социализм»). Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан. Для нее характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что не привлекательно для других стран;
  • модель «государства благосостояния» является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В «государстве благосостояния» высок уровень расходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране;
  • модель социально-ориентированного рыночного хозяйства базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора, свободы раскрытия
    и процветания личности. При приоритете экономической свободы рынка модель характеризуется высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается государством через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. Задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет;
  • рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

Тенденции в развитии системы социальной политики. Роль государства в формировании системы социального партнерства

В основе типизации социальной политики может лежать состояние общества как целостной социально-экономической системы. В соответствии с этим критерием Б. Ракитский выделяет следующие типы социальной политики:

  • социальная политика в социально устойчивых обществах;
  • социальная политика в обществах, находящихся в состоянии кризиса;
  • социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций;
  • социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путем коренных реформ, т.е. социальная политика переходного периода.

Социально устойчивые общества характеризуются плавной динамикой экономического и социального развития. Примером являются развитые страны последней трети XX в. Рост производительности труда на основе научно-технического прогресса обеспечил в них стабильные темпы экономического роста и повышение жизненного уровня населения, а макроэкономическая стабильность и сильная социальная политика в конечном итоге позволили в известной степени гармонизировать экономические интересы индивидов, их групп и государства.

В экономической системе, находящейся в состоянии кризиса, накапливаются и обостряются социально-экономические дисбалансы во всех сферах жизнедеятельности. Усиливаются противоречия экономических интересов субъектов и уменьшаются возможности восстановления баланса вследствие сужения ресурсной базы проведения социальной политики. В то же время нарастает критическая масса негативного отношения к существующему экономическому и социальному положению. Пути выхода из сложившейся ситуации заключаются в проведении адекватной политики, направленной на улучшение ситуации в экономической, социальной, политической и идеологической сферах. Это реализация антикризисных программ на основе сдерживающей фискальной политики в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой, разработка и осуществление мер по повышению мотивации к труду, социальной защите наиболее слабых слоев населения, уступки политического характера вместе с идеологическими усилиями и др.

Социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций, — это, по сути, политика в системах тоталитарного характера, где отсутствует реальная многосубъектность и самостоятельность. Единственным видом социальной политики становится государственная, которая носит деформированный характер из-за жесткого давления государства на формы протекания всех социально-экономических процессов.

И, наконец, социальная политика переходного периода. Она формируется в условиях, когда одновременно сосуществуют отношения, сложившиеся в старой системе, и отношения уже новой общественно-экономической системы. Ей, как и всей системе в целом, присуща изменчивость, нестабильность, многовариантность последствий и результатов.

На основе типизации социальной политики выделяют ее различные модели. Здесь существует множественность вариантов и точек зрения.

Комиссия Евросоюза выделяет две основные модели социальной политики — бисмарковскую (по имени ее родоначальника Бисмарка) и бевериджскую.

Основной принцип бисмарковской модели — упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают в страховые кассы (фонды) определенные суммы, так называемые страховые взносы, размер которых определяется и ограничивается в ходе заключения коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Ответственность за сохранение средств несут правления касс, они же и осуществляют социальные выплаты. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.

Бевериджская модель социальной политики основана на принципе национальной солидарности и предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). В странах с данной моделью социальной политики существует обязательное страхование по болезни, а пенсионные системы предполагают наличие «социальных» пенсий, размер которых не зависит от прошлых трудовых отчислений бывшего работника. В этой системе средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета, а в странах, выбравших такую модель социальной политики (Великобритания, Швеция), отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни.

Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные вариации. Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная модели.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся:

  • социальное страхование;
  • социальную защиту работников, политику в области заработной платы;
  • социальные меры на рынке труда;
  • жилищную политику.

Регулирование доходов населения

Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.

Принципы распределения доходов в обществе:

  • уравнительное (эгалитарное) распределение, когда все члены общества (его определенной части) получают равные доходы или блага;
  • рыночное распределение – каждый владелец фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы (т.е. наемным работникам) действует принцип распределения по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов;
  • распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.);
  • привилегированное распределение характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, спецобслуживания и др.).

В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос:
«Какое распределение доходов считать правильным?»

Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:

  • предоставление общественных благ;
  • налогообложение;
  • трансферты.

Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.

Виды доходов:

  • номинальный доход – общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода: трансфертные платежи; проценты по вкладам и облигациям, дивиденды на акции, страховые выплаты, лотерейные выигрыши и пр.;
  • располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи;
  • реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода. Это количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансферты (социальные платежи). Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Если в доходах преобладает заработная плата, это стимулирует трудовую активность людей, инициативу, предприимчивость. Если повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее к труду, заражаются иждивенчеством. Поэтому размеры государственной помощи должны быть взвешенными.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения

Уровень и качество жизни – интегрированные показатели социально-экономического развития страны. Для определения уровня жизни в разных странах используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который предложен ООН в 1990 г.

При расчете ИРЧП во внимание принимаются:

  • продолжительность жизни людей (граничные значения 25–85 лет);
  • уровень образования (0–100 % – количество лет, в течение которых человек обучался после 15 лет);
  • объем ВВП на душу населения (от 200 до 4000 долл. США).

Низким считается индекс меньше 0,5, высоким – 0,9–1. По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал.

Уровень жизни населения – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей (количество автомобилей, квадратных метров жилья, торговых площадей, телефонов, компьютеров, набор продуктовой корзины и т.п.).

Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения.

Инструменты социальной политики:

  • социальные гарантии фиксируют обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством;
  • минимальные государственные социальные стандарты – совокупность видов и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых гарантируется всем гражданам;
  • минимальный потребительский бюджет в варианте повышенного стандарта обеспечивает воспроизводство рабочей силы, в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума;
  • прожиточный минимум – стоимостная оценка минимального научного
    обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при данном уровне развития экономики;
  • потребительская корзина – совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которая рассчитана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16–59 лет) и женщин (16–54 лет), пенсионеров и детей;
  • стоимость потребительской корзины – стоимостная оценка прожиточного минимума, нижняя граница стоимости жизни. Для работающих она обеспечивает сохранение работоспособности – это граница бедности, а для неработающих она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности – это уже граница нищеты;
  • минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – нижний предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Его величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы. Есть разные взгляды на этот показатель: согласно одним он должен составлять 70–80% в минимальном доходе (на практике – 22%), согласно другим – должен в 1,5 раза превышать прожиточный минимум, так как на одного работающего в среднем приходится половина иждивенца (ребенка);
  • минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) – нижний ее предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Рассчитывается исходя из уровня минимальной зарплаты и прожиточного минимума;
  • объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей.

Система социальной защиты населения

Социальная защита – это:

  • государственная поддержка нетрудоспособных, малоимущих и безработных с целью обеспечения определенного жизненного уровня, а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения;
  • комплекс законодательно закрепленных гарантий, противодействующих дестабилизирующим жизненным факторам (инфляции, экономическим кризисам, безработице).

Основные элементы системы социальной защиты:

  • установление допустимых параметров жизни (размера прожиточного минимума, минимальной пенсии, социальной помощи);
  • решение проблемы безработицы и обеспечение эффективной занятости, переподготовка кадров;
  • пенсионное обеспечение (пенсионеров, инвалидов и др.);
  • социальные трансферты (пособия по безработице, детям до 3 лет);
  • содержание детских домов, детских садиков, домов престарелых;
  • социальное страхование и т.д.

Социальная защита населения – одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения членов общества. Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты – комплекс законодательных актов, мероприятий и организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя следующие структурные элементы:

  • социальное обеспечение, которое возникло в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Позже к социальному обеспечению добавились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты и пр.), содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов;
  • социальные гарантии – предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. К социальным гарантиям относят гарантированное бесплатное медицинское обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; ритуальное пособие на погребение и др. Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы, которые представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.);
  • социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования: обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности;
  • социальная поддержка – помощь, которая предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь. Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе;
  • социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи (старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, безработные, наркоманы, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.). Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты, а также это общественные и благотворительные организации, общества милосердия (типа Красного Креста и Красного Полумесяца). Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ею профессионально (т.е. люди, имеющие соответствующее образование и диплом) или на общественных началах в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня супружества и, в конечном итоге, рождаемости).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.