Занятость

Что такое занятость? Определение термина.

Занятость — это деятельность граждан, выполняющих работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. По Конституции гражданам принадлежит право распоряжаться своими способностями к творческому труду и заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в т.ч. не связанной с выполнением оплачиваемой работы.

Занятость — это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие.

Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

Термин «занятость», как правило, имеет следующие основные значения:

  1. Оплачиваемая работа на работодателя.
  2. Численность занятых, имеющих оплачиваемую работу. Показатель занятости включает в себя как работников, занятых полный рабочий день, так и тех, кто работает неполный рабочий день.
  3. Занятость ради получения дохода; в этом смысле к числу занятых относятся как самостоятельно занятые, так и работающие по найму.

Государство проводит политику содействия занятости, направленную на создание условий для реализации права граждан на труд. Добровольная незанятость граждан не может служить поводом для привлечения их к какой-либо ответственности.

В национальной статистике часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, относят к экономически активному населению. Оно включает занятых в экономике и безработных (применительно к стандартам Министерства охраны труда – трудоспособных граждан, которые не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы и были готовы приступить к работе, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, ищущих работу и готовых к ней приступить).

Уровень занятости и заработная плата (доход наемных работников) определяются в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Возникающая после инвестирования капитала в какой-либо сектор экономики или регион первичная занятость обладает мультиплицирующим эффектом и приводит к расширению производства и занятости в других связанных секторах.

Занятость — это важнейшая характеристика экономики и благосостояния населения страны; одновременно представляет собой экономическую категорию и социальную проблему. Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; она выражает меру его включенности в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей людей в оплачиваемых рабочих местах и получении дохода.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости — безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества.

Группы занятых

Занятость как общественно полезная деятельность охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:

  1. занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
  2. военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике);
  3. учащиеся с отрывом от производства;
  4. занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

  1. наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  2. работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности;
  3. самозанятые (лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяют шесть групп занятого населения:

  1. наемные работники;
  2. работодатели;
  3. лица, работающие за свой счет;
  4. члены производственных кооперативов;
  5. помогающие члены семьи;
  6. работники, не классифицируемые по статусу.

Принципы занятости

На законодательном уровне установлены следующие основные принципы занятости.

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме — не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Человек может свободно выбирать вид общественно полезной деятельности, место и форму приложения своих способностей и желаний.

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с содействием занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении ими соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.

Государственное регулирование занятости

В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы.

Государство, осуществляя политику занятости на национальном уровне, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Общегосударственная политика занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и общегосударственный, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости. Среди них:

  • устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
  • подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе;
  • поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями;
  • расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости);
  • налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов;
  • привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.

Виды занятости

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

  1. продуктивную — имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
  2. полезную — распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
  3. рациональную — отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
  4. полную — при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость — это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
  5. эффективную — это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость — это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости — ключевой задачи социально-экономической политики государства.

Формы занятости

Формы занятости — это организационно-правовые способы и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:

  • полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
  • сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
  • раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
  • неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
  • неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
  • надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
  • совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
  • временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
  • самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
  • трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).

По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в:

  • государственном секторе экономики;
  • кооперативах;
  • акционерных обществах со смешанной формой собственности;
  • частном секторе;
  • на совместных предприятиях;
  • общественных организациях;
  • личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Структура занятости

Структура занятости, а следовательно, структура использования экономически активного населения, рассматривается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты отмечают прямую и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь). Объяснением этих связей является:

  1. создание рациональной структуры производства, немыслимое без наличия рабочей силы, необходимого набора профессий, квалификации, умственного и физического труда, высоко- и малоквалифицированной рабочей силы. Тем самым, структура занятости отражает сдвиги в материально-технических условиях производства;
  2. совершенствование структуры общественного производства в целях повышения его эффективности, которое в конечном счете сводится к совершенствованию структуры занятости населения, так как она оказывается более мобильной.

Критерием эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее укрупненным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника. Данный показатель зависит от вида пропорций занятости и может отражать:

  1. макроструктуру занятых, в которой «сервисный сдвиг» (перелив рабочей силы из промышленности в сферу услуг) считается прогрессивным, если доля занятых в индустриальном секторе экономики сокращается в результате роста производительности труда либо увеличивается доля трудоемких отраслей в сфере услуг;
  2. сдвиги в занятости внутри секторов экономики, когда переход к более сложным видам труда выражается в росте удельного веса более производительных и высокорентабельных отраслей, использующих более квалифицированный, а значит и более дорогой труд. Особое место здесь занимают наукоемкие отрасли (наука и научное обслуживание, сфера услуг), где состав занятых весьма разнородный по происхождению, так как одни отрасли этой сферы развиваются в направлении механизации и автоматизации и у них растет спрос на высококвалифицированный труд; другие — ограничены в механизации и автоматизации и аккумулируют малоквалифицированную рабочую силу (например, социальные и личные услуги, комплексы бытового обслуживания в малых поселениях).

Агрегированным показателем эффективности межотраслевой структуры занятости можно считать народнохозяйственную производительность труда по всем отраслям как средневзвешенную отраслевых показателей производительности труда. О прогрессивном развитии профессиональной структуры занятости свидетельствует рост удельного веса управленческого персонала и инженерно-технических работников, деятельность которых насыщена творческой компонентой. Социально-профессиональный состав работников отрасли (структуру занятости) можно оценить с помощью коэффициента прогрессивной структуры, который рассчитывается как отношение численности более продвинутых социально-профессиональных групп (с творческой компонентой в труде) к численности работников в группах, менее развитых в этом смысле.

Таким образом, рациональность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.

Системная трансформация занятости, происходящая во всем мире, протекает в виде сочетания двух процессов — реструктуризации и реаллокации занятости. Под реструктуризацией понимается:

  1. системная трансформация занятости как целенаправленное изменение ее структуры, части, элемента в связи с трансформацией всей экономической системы (в широком смысле);
  2. преобразование на новых рыночных основах деятельности традиционных фирм (государственных и приватизированных), которые сложились в рамках прежней экономической системы (в узком смысле).

Реаллокация означает формирование новых частных фирм и перераспределение в их пользу ресурсов из традиционных секторов, включая рабочую силу.

Взаимодействие процессов реструктуризации и реаллокации очерчивает основной вектор перемен на рынках труда переходных экономик. Безработица предстает как перевалочный пункт при перераспределении трудовых ресурсов из стагнирующих сегментов экономики в развивающиеся.

Стандартная и нестандартная занятость

Стандартная занятость — это занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации, под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров.

Нестандартная занятость — все формы занятости, в той или иной степени не соответствующие признакам стандартной занятости. Нестандартная занятость всемерно способствует повышению гибкости труда.

Ключевые признаки нестандартной занятости подразумевают, прежде всего, нестандартные формы трудовых отношений. Здесь изменяется экономический статус работника и работодателя: работник может предоставлять собственный капитал для фирмы (к примеру, программист, работающий дистанционно, может использовать свой компьютер). Таким образом частично или полностью устраняется отчуждение наемного работника от средств производства (нередко сотрудник может быть поставщиком капитала для компании — например, водитель такси, работающий в таксопарке на собственном автомобиле) и (или) на сотрудника в определенной мере перераспределяются предпринимательские риски. Иными словами, по сути, наемный работник превращается в партнера своего работодателя. В других случаях — при аутсорсинге персонала — отчуждение работника от средств производства усиливается.

Нестандартные формы трудовых отношений выражаются в следующем:

  • нестандартные формы организации труда: работа на дому, гибкий рабочий график, фриланс и пр.;
  • нестандартные формы социальной защиты (социального обеспечения): социальная защита (обеспечение) может вовсе отсутствовать (или быть сведенной к минимуму), в частности в условиях неформальной занятости, либо, наоборот, иметь более высокий, по сравнению со стандартным, уровень;
  • нестандартные формы правового регулирования (к примеру, занятость без официального трудового контракта, вторичная занятость и др.).

Нестандартная занятость — феномен, имеющий давнюю историю. Выделяют традиционные и новые формы нестандартной занятости.

К новым формам нестандартной занятости относятся:

  • заемный груд;
  • телетруд (телезанятость);
  • гибкие формы работы (рабочее время с гибким началом и окончанием рабочего дня, гибкое скользящее рабочее время, счета рабочего времени, гибкое неполное рабочее время), т.е. гибкие режимы рабочего времени;
  • фриланс.

Заемный труд — занятость в условиях трудовых отношений, участниками которых являются три стороны: работник (заемный работник), посредник на рынке труда (кадровое агентство либо иной посредник — организация-провайдер) и фирма-заказчик (предприятие-пользователь). Использует труд работника фирма-заказчик, однако трудовой договор указанный работник заключает с посредником. Иными словами, заемный труд — это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника. Работники но найму могут формально числиться в штате посредника, заключать с ним срочный контракт и пр. Следовательно, все обязательства по трудовым отношениям с наемным работником (заключение трудового договора, контроль его исполнения, ведение кадрово-учетной документации, выплата заработной платы и отчисления в обязательные внебюджетные фонды и др.) несет именно посредник, предоставляющий услугу фирме-заказчику. Фирма-заказчик просто использует заемный труд и осуществляет выплаты за это посреднику.

Основные причины широкого применения заемного труда заключаются в том, что это позволяет фирме-заказчику:

  • снижать совокупные затраты, связанные с оплатой труда (оплата бюллетеней, очередных отпусков и пр.);
  • снижать затраты, связанные с поиском, подбором, отбором, наймом, обучением, увольнением работников;
  • нивелировать риски неравномерного предложения труда и роста потерь рабочего времени (отсутствие работника на рабочем месте по причинам болезни, отпуска по беременности и родам, в связи с обучением, выполнением общественных обязанностей и пр.);
  • отбирать из числа заемных работников тех, кто подходит на постоянную работу, сокращая при этом время и затраты на их адаптацию;
  • повышать мотивацию и производительность труда работников на основе дифференциации условий труда;
  • трудоустраивать безработных и создавать для них новые рабочие места.

Видами заемного труда являются лизинг персонала, аутсорсинг, аутстаффинг.

Лизинг персонала — предоставление работников, находящихся в штате посредника (кадрового агентства и пр.), фирме-заказчику на относительно длительный срок (от трех месяцев до нескольких лет).

Аутсорсинг — передача на договорной основе бизнес-процессов или функций внешним исполнителям — фирмам, специализирующимся в соответствующей области. Классическим примером является аутсорсинг бухгалтерских услуг, при котором фирма передает соответствующий бизнес-процесс сторонней компании. Ключевой момент при данных договорах — передача непрофильных функций. Например: клининг, дистрибьюция, юридическое и бухгалтерское обслуживание, поиск и подбор персонала, т.е. рекрутинговая функция.

Аутстаффинг — вывод персонала за штат фирмы и оформление его в штат посредника (компании, выполняющей услуги по аутстаффингу), который заключает трудовые договоры. Однако при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте.

Телетруд (дистанционный труд, телеработа, работа на расстоянии, электронное паломничество) — любой вид информационно- и коммуникационно-технически поддерживаемой трудовой деятельности, при которой работник выполняет свои трудовые обязанности либо из дома, либо из иного места, которое удобно для него в географическом положении. Как правило, телетрудом занимаются высококвалифицированные специалисты в области информационных технологий: программисты и разработчики программного продукта, дизайнеры, журналисты, переводчики, редакторы, телефонные диспетчеры и пр.

Фрилансер — свободный работник, частный специалист. Нередко фрилансеры работают без заключения трудового договора и могут одновременно выполнять трудовые задания для нескольких заказчиков. Среди фрилансеров — дизайнеры, программисты, переводчики и т.д.

Использование фрилансеров позволяет хозяйствующим субъектам:

  • снижать совокупные издержки за счет экономии затрат на социальных выплатах, на создании и содержании рабочих мест и пр.;
  • привлекать действительно высококлассных специалистов для выполнения работ;
  • упростить процедуру увольнения работников (отказаться от услуг фрилансера можно по усмотрению заказчика и пр.).

Между тем фрилансеры в своей трудовой деятельности приобретают:

  • независимость в выборе заданий, работодателей и партнеров;
  • свободный график работы;
  • свободу в выборе решения производственных задач;
  • комфортные условия деятельности и пр.

Последствия нестандартной занятости неоднозначны для его субъектов.

Для наемных работников нестандартные формы занятости расширяют возможности:

  • профессиональной мобильности;
  • совмещения работ;
  • увеличения совокупного трудового дохода;
  • повышения удовлетворенности трудом и увеличения продолжительности свободного времени;
  • трудоустройства членам общества, которые не могут работать в обычном режиме.

Однако нестандартная занятость несет для работников опасности и угрозы отсутствия гарантий занятости, социальной защиты, постоянного дохода, нарушения прав но обеспечению безопасности труда, увеличения рисков безработицы, потери профессиональной и социальной компетенции.

Работодатели, использующие нестандартные формы занятости, способны:

  • оптимизировать совокупные затраты на персонал;
  • безболезненно варьировать численность персонала;
  • повышать мотивацию работников к труду за счет дифференциации вознаграждения, социального пакета, условий занятости и пр.

Однако использование указанных форм занятости нередко влечет деградацию человеческого капитала и, соответственно, снижает отдачу от него.

В целом же на уровне национального хозяйства нестандартные формы занятости позволяют:

  • повысить гибкость рынка труда и мобильность трудящихся;
  • повысить уровень занятости за счет вовлечения в трудовые отношения более широкого контингента работников;
  • сократить транзакционные издержки на рынке труда;
  • повысить конкурентоспособность национальной экономики на основе сокращения совокупных трудовых издержек и повышения производительности труда.

Ключевыми угрозами при использовании нестандартных форм занятости на макроуровне являются:

  • повышение неустойчивости занятости;
  • снижение степени социальной защищенности работающего населения;
  • существенная дифференциация доходов населения;
  • падение качества национального человеческого капитала.