Государственный финансовый контроль

Государственный контроль осуществляется по многим направлениям. Система контроля предусматривает различные типы контроля — административный, финансовый, архитектурный, санитарный, технический, экологический, пожарный и др. Государственный финансовый контроль является отдельной самостоятельной составляющей общей системы государственного контроля и результатом практического использования государством контрольной функции финансов.

Содержание:

Понятие и сущность государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль — это система мер по обеспечению эффективного использования государственных финансовых ресурсов в интересах общества, которые охватывают все операции, связанные с движением государственных средств, и осуществляются в соответствующих формах с помощью специальных методов.

Государственный финансовый контроль (Госфинконтроль, сокр. ГФК) — это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль в широком смысле — это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению следующих нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, которые касаются:

  1. несоблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаций (выполнение финансово-хозяйственных операций) в ходе бюджетного процесса, а также при выполнении любых иных процедур управления государственными финансовыми потоками;
  2. недостатков в различных областях финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  3. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, что влечет нанесение прямого или косвенного финансового (материального) ущерба государству;
  4. действий, обусловивших возникновение угроз финансовой безопасности государства.

В целом госфинконтроль можно охарактеризовать как совокупность процедур по проверке финансовых и связанных с ними аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с применением специфических форм и методов их организации, с целью обеспечения законности и целесообразности проводимой деятельности в рамках реализации функции управления бюджетными средствами. Таким образом, можно выделить его характерные признаки:

  • это деятельность органов власти и управления;
  • она основана на нормах права;
  • подразумевается система мероприятий по выявлению правонарушений.

Государственный финансовый контроль имеет достаточно обширное поле деятельности, его степень влияния и границы охватывают большие сферы народного хозяйства. Эффективный государственный финансовый контроль — основа укрепления доверия общества к государственной власти.

Для претворения в жизнь всех преимуществ проведения государственного финансового контроля необходимы его систематическое проведение, периодичность сроков, а также проверка своевременности, полноты образования, сохранности, эффективности, целевого расходования финансовых государственных ресурсов.

В условиях рыночных отношений сохраняются предпосылки существования государственного финансового контроля. Ни одно государство не может от него отказаться, поскольку такой контроль является одним из необходимых условий существования государства независимо от того, какие экономические отношения в нем господствуют.

Мало того, исследования экономических предпосылок существования государственного финансового контроля дают основания утверждать, что в процессе развития рыночной экономики объемы, область применения, роль государственного финансового контроля не уменьшаются, поскольку не уменьшается его экономическая база, то есть государственные финансовые ресурсы и денежные фонды (бюджетные и внебюджетные), которые должны использоваться в интересах общества.

Контроль над сохранением и использованием собственности — неотъемлемое право владельца, поэтому объективным условием и экономической базой существования системы государственного финансового контроля является государственная собственность.

Государственный финансовый контроль не ограничивается проверкой выполнения обязательств перед государством по уплате налогов и обязательных платежей юридическими и физическими лицами (см. Налоги и налоговая система). Это лишь одно направление контрольной деятельности. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития финансовой системы государства свидетельствует, что в условиях рынка и частной собственности объемы средств и имущества, которые являются государственной собственностью, не только не уменьшаются, но иногда и увеличиваются вместе с увеличением национального богатства и ВВП.

Цель государственного контроля

Целью государственного финансового контроля является выявление отклонений от принятых норм и стандартов, нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на самой ранней стадии для того, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях — привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению подобных нарушений в будущем.

Субъекты государственного финансового контроля

Субъект государственного финансового контроля — орган, его подразделение или их должностные лица, которые в соответствии с законодательством уполномочены на осуществление государственного контроля и принятие управленческих решений по привлечению к административной и финансовой ответственности нарушителей финансового, в том числе бюджетного, законодательства.

Субъектами государственного финансового контроля являются контролирующие органы, наделенные контрольными функциями согласно действующего законодательства. Специализированными органами контроля, выполняющими исключительно контрольные функции, являются Счетная палата, Государственная контрольно-ревизионная служба, контрольно-ревизионные подразделения министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Кроме того, многие государственные органы обязаны контролировать только отдельные операции и направления деятельности; они осуществляют финансовый контроль наряду с другими возложенными на них функциями. К таким органам относятся Государственная налоговая (фискальная) служба, Государственное казначейство, Государственная таможенная служба, Антимонопольный комитет, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд государственного имущества, Государственная инспекция по контролю над ценами.

В начале 2020 года Кабмин Украины утвердил Положение об Офисе финансового контроля. Офис финансового контроля будет осуществлять контрольные мероприятия в министерствах и других органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, государственных фондов и фондов общеобязательного государственного социального страхования или используют (использовали) государственное или коммунальное имущество. Контрольные мероприятия также будут осуществляться в субъектах хозяйственной деятельности независимо от формы собственности по судебным решениям, принятым в уголовном производстве.

Объекты государственного финансового контроля

Объектами государственного финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании государственных финансовых ресурсов на всех уровнях и составляющих экономики страны. К сфере государственного финансового контроля относятся все хозяйственные операции, осуществляющиеся с использованием государственных средств.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
  • финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти (местная администрация);
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;
  • хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
  • юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:
    • юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
    • исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.

Роль и задачи государственного финансового контроля

Роль, задачи и масштабы государственного финансового контроля непосредственно связаны с понятием экономической безопасности страны, уровень которой необходимо повышать. Экономическая безопасность — это комплексный показатель, состоящий из таких элементов, как бюджетная безопасность, долговая, внешнеэкономическая, валютно-денежная, финансово-кредитная, налоговая, структурно-производственная, хозяйственно-правовая, инвестиционная, топливно-энергетическая и продовольственная.

Можно привести много существующих в настоящее время угроз экономической безопасности страны, но обратим внимание только на те из них, которые можно либо устранить, либо по крайней мере уменьшить с помощью эффективной системы государственного контроля. Такими угрозами в первую очередь являются:

  • несовершенство финансово-бюджетной системы;
  • неэффективность системы контроля над использованием бюджетных средств, налоговой системы, угнетающей производство и приводящей к массовому уклонению от уплаты налогов;
  • несовершенство системы государственного управления приватизационными процессами, массовые злоупотребления в этой сфере, вывоз за границу дефицитного стратегического сырья;
  • нелегальный вывоз из страны капитала;
  • утаивание значительных валютных средств за рубежом субъектами хозяйствования и физическими лицами;
  • увеличение масштабов теневой экономики;
  • усиление процессов криминализации;
  • распространение коррупции в управленческих структурах;
  • увеличение количества мошеннических экономических преступлений;
  • несовершенство (иногда отсутствие) законов, связанных с регулированием тех или иных новых экономических процессов и отношений, возникающих в условиях рыночного реформирования.

Без действенного государственного контроля невозможно повысить важнейшую составляющую понятия «экономическая безопасность» — бюджетную безопасность, под которой следует понимать реальный уровень обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов.

Бюджетная безопасность должна поддерживаться совершенной системой бюджетного учета и контроля, тщательной проверкой расходов, поскольку через бюджетную систему перераспределяются значительные средства.

В учреждениях и организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, контролирующие органы часто обнаруживают такие нарушения, как нецелевое использование, недостача и присвоение средств и материальных ценностей. Проверки свидетельствуют, что в условиях острого дефицита бюджетных средств практикуется:

  • предоставление из местных бюджетов беспроцентных займов субъектам хозяйственной деятельности;
  • передача в аренду помещений без взимания арендной платы и покрытия расходов, связанных с пользованием коммунальными услугами;
  • случаются многочисленные нарушения при осуществлении взаимозачетов задолженности;
  • неумеренность в использовании бюджетных средств в результате завышенных объемов и стоимости выполненных ремонтных работ и предоставленных услуг и т.п.

Состояние государственных финансов нуждается в систематическом контроле над соблюдением органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления режима жесткого ограничения бюджетных расходов и других государственных расходов.

Усиление и совершенствование государственного финансового контроля должны быть обеспечены на уровне законодательной и исполнительной власти.

Как свидетельствует зарубежный опыт, независимо от уровня экономического развития и политического строя государства во многих странах созданы органы государственного контроля. На уровне законодательной власти — это различные институты парламентского контроля, на уровне исполнительной — система правительственных контрольно-ревизионных органов.

Органы государственного контроля в зарубежных странах осуществляют контроль над расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. Они контролируют расходование органами управления средств, выделенных на их содержание и реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению правительственных заказов. Например, в Германии федеральная счетная палата контролирует также все федеральные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия с пятидесятипроцентной долей участия государства, остальные организации, если они распоряжаются государственными средствами.

Высокая эффективность бюджетно-финансового контроля в зарубежных странах обусловлена разными факторами и в первую очередь тем, что руководители высших органов государственного финансового контроля назначаются и утверждаются парламентами на более длительное время, чем сроки полномочий этих парламентов (в США — на 15 лет, в Канаде — 10 лет, в Германии, Австрии, Венгрии — на 12 лет), и могут быть уволены с должности лишь по решению парламента из- за профессионального несоответствия или осуществления определенных злоупотреблений; расходы на содержание контролирующих органов утверждаются отдельной статьей государственного бюджета.

Основные задачи государственного финансового контроля заключаются в обеспечении:

  • контроля над законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением и использованием государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, субвенций, кредитов и т.п.);
  • контроля над законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий, обеспечивающих соответствующее соглашения;
  • выявления резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, разработка предложений по сокращению нерациональных расходов, бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса;
  • контроля над сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства, эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, состоянием сохранности и соблюдением законности и рациональным использованием материальных ценностей мобилизационного резерва и тому подобное;
  • контроля над законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.п.);
  • оценки эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (приватизации);
  • контроля над законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (которые создают финансовые ресурсы);
  • контроля над состоянием и использованием государственных запасов и резервов;
  • контроля над использованием плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат по предоставлению этих услуг;
  • контроля над обеспечением финансовой безопасности государства (в бюджетном процессе);
  • контроля над законностью и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот;
  • контроля над обеспечением конкурентных условий во всех сегментах внутреннего рынка (конкурентной среды);
  • оценки макроэкономической ситуации в стране и перспектив экономического роста;
  • контроля над обеспечением оптимизации цен в монопольных отраслях экономики;
  • контроля над законностью и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и других финансовых льгот и преимуществ, предоставляемых субъектам хозяйствования;
  • контроля над оборотом государственных средств в кредитной системе;
  • контроля над организацией денежного обращения в целом;
  • контроля над полнотой и своевременностью выполнения банковской системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств;
  • проверки соблюдения главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата государственных средств;
  • контроля над правильным и экономически обоснованным распределением всех видов платежей утвержденного бюджета, правильностью и обоснованностью расчетов сметы назначений;
  • контроля над полнотой, своевременностью и целевым назначением выполнения доходных и расходных статей Государственного и местных бюджетов, а также полноты и достоверности отчетных данных;
  • выявление резервов роста доходов Государственного бюджета, совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроля над целесообразностью привлечения государством внешних и внутренних займов, их целевым назначением и эффективностью использования;
  • контроля над состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга;
  • контроля над своевременностью и полнотой расчетов по выполнению государственных заказов;
  • контроля над своевременностью, полнотой и порядком погашения иностранными государствами, их юридическими лицами, международными организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед государством;
  • финансовой экспертизы проектов международных договоров, нормативно-правовых актов и других документов, касающихся государственных средств;
  • оценки финансового состояния и эффективности систем управления и контроля в бюджетных учреждениях, государственных и казенных предприятиях, а также предприятий, где есть доля государственного имущества;
  • контроля над деятельностью органов государственной исполнительной власти, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики.

Принципы государственного финансового контроля

Осуществление финансового контроля должно основываться на соответствующих принципах как организационно-правовых основах построения и функционирования финансового контроля, обеспечивающие его результативность.

Основные принципы финансового контроля:

  1. Принцип законности — один из ключевых принципов деятельности органов государственного финансового контроля. Принцип законности находит отражение в первую очередь в том, что органы государственного финансового контроля при реализации своих задач руководствуются Конституцией и законами, действуют строго в пределах установленной ими компетенции, в рамках их задач, функций и полномочий, а их должностные лица — в соответствии с правами и обязанностями, которыми они наделены.
  2. Принцип объективности и реальности — заключается в получении в результате контроля объективной реальной картины дел. Результаты финансового контроля должны основываться на документальных материалах, подтверждающих или опровергающих нарушения в финансовой сфере.
  3. Принцип профессионализма — контролеры должны иметь соответствующую квалификацию и профессиональную подготовку, позволяющую им делать профессиональные и квалифицированные выводы.
  4. Принцип независимости — контролирующие органы в своей деятельности руководствуются нормами законодательства и являются независимыми при выполнении возложенных на них функций.
  5. Принцип вертикальной подчиненности контролирующих субъектов — система организации органов контроля, при которой решение вышестоящего органа контроля является обязательным для нижестоящего.
  6. Принцип целесообразности — определяет то, что в процессе контроля достигается определенная цель, без которой он не имеет смысла.
  7. Принцип гласности и публичности — обеспечивает доступность любого контролируемого субъекта к результатам контроля, к средствам его проведения и организации. Контролирующие органы обязаны ознакомить проверяемого субъекта с актом проверки. Открытость и прозрачность финансового контроля должна быть всегда, за исключением необходимости соблюдения режима специальных ограничений, в том числе неразглашения коммерческой, банковской, государственной и других тайн, в соответствии с законодательством.
  8. Принцип ответственности — заключается в установлении специфических мер ответственности для контролирующих органов и должностных лиц за нарушения, допущенные в процессе контроля.

Виды и формы осуществления государственного финансового контроля

Различают следующие виды государственного финансового контроля, которые классифицируются по следующим признакам:

Виды государственного финансового контроля
Виды государственного финансового контроля

В зависимости от времени проведения государственный финансовый контроль подразделяется на:

  • Предварительный — контроль, осуществляемый субъектами государственного финансового контроля на этапе рассмотрения и принятия управленческих решений и осуществления операций с финансовыми и материальными ресурсами, другими активами — объектами государственного финансового контроля с целью предупреждения нарушения финансового, в том числе бюджетного, законодательства объектами государственного финансового контроля.
  • Текущий — контроль, осуществляемый субъектами государственного финансового контроля при реализации управленческих решений и осуществления операций с финансовыми активами по оперативной информации в целях соблюдения требований законодательства и других нормативно-правовых актов, на основании которых выполняются управленческие решения объектами государственного финансового контроля.
  • Последующий (ретроспективный) — контроль, осуществляемый субъектами государственного финансового контроля по окончании реализации управленческих решений и осуществления операций с финансовыми активами по результатам финансово-хозяйственной деятельности и/или по истечению некоторого периода времени (но не чаще, чем это установлено действующим законодательством) объектами государственного финансового контроля с целью выявления финансовых недостатков и нарушений, принятия управленческих решений по исправлению ситуации и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством.

По информационному обеспечению финансовый контроль подразделяют на:

В зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта государственного финансового контроля государственный финансовый контроль делится на:

  • Внешний контроль — осуществляется определенными Конституцией и независимыми конституционными органами в пределах предоставленных им конституционных полномочий.
  • Внутренний контроль осуществляется в пределах исполнительной ветви государственной власти.

По отношению к владельцу финансовый контроль подразделяют на:

  • Внутриведомственный контроль — проводится министерствами, ведомствами, органами государственного управления касательно деятельности подведомственных им предприятий и организаций в форме тематических проверок и ревизий.
  • Внутрихозяйственный финансовый контроль — осуществляется собственниками, аппаратом управления предпринимательских структур в соответствии с действующим законодательством касательно деятельности цехов, бригад, участков, других подразделений предприятий. Основная ответственность за внутрихозяйственный контроль лежит на службе главного бухгалтера.

По формам осуществления финансового контроля различают:

Формы государственного финансового контроля
Формы осуществления государственного финансового контроля

Ревизия — это форма документального контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт.

Основная цель ревизии — выявить хозяйственные и финансовые нарушения, злоупотребления, факты бесхозяйственности, хищения, расточительства, установить причины и условия, которые им способствовали, и виновных в этом лиц, принять меры к возмещению причиненного ущерба, вреда, разработать мероприятия по устранению недостатков и нарушений , а также привлечь к ответственности (административной или уголовной) лиц, допустивших подобные правонарушения.

Ревизия предпринимательских структур предоставляет всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, эффективности использования производственного потенциала, обеспечения сохранности хозяйственных ресурсов, полноты начисления и уплаты налогов в бюджет и тому подобное.

Ревизия осуществляется специальной уполномоченной ревизионной группой после выполнения хозяйственных операций за истекший период времени. Выявленные в ходе ревизии недостатки и нарушения действующего законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, взаимоотношения с бюджетом обосновываются системой доказательств с определением размеров убытков, потерь, недостач, конкретизацией виновных должностных лиц, материальной и правовой ответственности.

В зависимости от ведомственной подчиненности ревизии классифицируются на:

  • ведомственные — проводятся работниками ведомства на подчиненных предприятиях одного владельца;
  • вневедомственные — осуществляются органами государственного, аудиторского контроля (системы Государственной контрольно-ревизионной службы, Государственной налоговой администрации (фискальной службы) и т.д.).

По организационным признакам различают ревизии:

  • плановые — осуществляются в соответствии с заранее разработанными и утвержденными планами;
  • внеплановые — проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом (в случае стихийного бедствия, неудовлетворительной работы предприятия или взаимосвязанных предприятий).

Аудит — форма контроля, являющаяся независимой экспертизой состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и балансов.

Цель аудита — подтвердить достоверность показателей баланса и финансовой отчетности, а также проверить, ведется ли бухгалтерский учет в соответствии с действующими в государстве нормативно-правовыми положениями.

Аудит отличается от ревизии не только целями осуществления, но и организационными формами его проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность и имеющие сертификат и лицензию на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур, желающих получить такие аудиторские услуги. Аудитор несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, кредиторами, банками) по качеству и обоснованности результатов контроля.

Тематическая проверка — это форма контроля отдельных сторон или тематических вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Например, контроль состояния сохранности материальных ценностей, расчетов с бюджетом, государственными целевыми внебюджетными фондами и т. д. Такие проверки осуществляют вышестоящие и государственные органы контроля в соответствии со спецификой выполняемых ими функций.

Камеральные проверки — форма финансового контроля, которую применяют в органах исполнительной власти при получении и проверке показателей отчетности. Например, проверка налоговых деклараций в налоговых инспекциях.

Финансовая экспертиза — форма государственного финансового контроля, которая предполагает исследование и оценку законодательных и других нормативно-правовых актов, финансовых и экономических результатов деятельности, подготовку обоснованных выводов и предложений для принятия решений по объекту экспертного исследования.

Служебное расследование — это форма контроля соблюдения работниками предприятий, организаций служебных обязанностей, а также нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения. Проводится специальной комиссией по приказу руководителя предприятия в случае выявления краж, недостач, потерь.

Следствие как форма контроля представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается вина ответственных должностных, служебных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением материальных ценностей, бесхозяйственностью, служебными злоупотреблениями. Следствие проводится судебно-следственными правоохранительными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.