Промышленная политика государства

Содержание:

Промышленная политика: цели и задачи. Виды промышленной политики

Судя по названию, промышленная политика — это некоторые действия правительства (центрального и (или) местного) в сфере промышленности. Иначе говоря, это определенный вид экономической политики наряду с такими широко признанными ее видами, как стабилизационная, финансовая, торговая и др. Однако, в отличие от этих ее видов, носящих характер общеэкономических, промышленная политика в строгом смысле является отраслевой (sectoral) политикой; она предназначена для продвижения отраслей, где вмешательство должно иметь место по причинам национальной независимости, технологической автономии, провалов частной инициативы, упадка традиционных видов деятельности, географического или политического баланса.

С тем, что промышленная политика носит отраслевой (секторальный) характер, согласны и многие специалисты. Промышленная политика — это, в основном, любой тип избирательного вмешательства или политики правительства, нацеленный на изменение отраслевой структуры производства в направлении отраслей, которые, как ожидается, предлагают лучшие перспективы экономического роста, чем при отсутствии такого вмешательства, то есть в условиях рыночного равновесия.

Изменение отраслевой структуры промышленного производства выступает элементом структурной трансформации (реструктуризации) экономики в целом. Поэтому можно сказать, что промышленная политика представляет собой многообразие государственных мер, предназначенных для управления и контроля за процессами структурной трансформации экономики. Причем акцент делается именно на промышленности, поскольку процесс индустриализации важен для преобразования экономики в целом, и можно воздействовать на этот процесс так, чтобы управлять всем механизмом структурных изменений.

С несколько иных позиций выступает Д. Родрик: «Нет никаких доказательств, что те типы провалов рынка, которые призывают к промышленной политике, имеют место, преимущественно, в промышленности (industry)». Поэтому, за неимением более подходящего названия, он обозначает термином «промышленная политика» все действия по экономической реструктуризации в пользу более динамических видов деятельности вообще — «независимо от того, относятся ли они к промышленности или производству непосредственно», — и приводит примеры такой политики (в том числе из сельского хозяйства и сферы услуг).

Однако такая расширенная трактовка уводит в сторону от традиционного понимания промышленной политики, что, в свою очередь, затрудняет исследование этого явления в историческом аспекте. Поэтому Дж. Формен-Пек, выполнивший ретроспективный анализ европейской промышленной политики в XX в., относит к ее сфере только производящие (manufacturing) и инфраструктурные (infrastructure) отрасли (industries). И хотя он считает, что в принципе термин «industry» может быть распространен на любой источник занятости — будь-то горное дело, сельское хозяйство или сфера услуг (исходя из того, что классификация рабочих мест несколько произвольна), все же «политики правительств по отношению к сельскому хозяйству и услугам в целом отличались от политик по отношению к промышленности, определенной более строго, а поэтому поле исследования должно быть ограничено так, чтобы с ним можно было управляться».

Обращение к историческим аспектам проблемы позволяет выявить определенный сдвиг в ее исследовательской парадигме. Если до 80-х годов XX в. промышленную политику обычно понимали как действия по непосредственному вмешательству государства в экономику и директивному контролю правительства за производственным аппаратом, то в настоящее время этот термин, наоборот, обозначает разнообразие политик, которые осуществляются разными институциональными субъектами в целях стимулирования создания фирм, в пользу их концентрации, содействия инновациям и конкурентоспособному развитию в контексте открытой экономики. Поэтому новая промышленная политика — это главным образом политика промышленного развития, в рамках которой отрасль неявно рассматривается как организация, а также стратегического управления человеческими компетенциями и техническими возможностями.

В современной терминологии традиционный секторальный тип промышленной политики, оказывающий влияние на относительное значение отдельных отраслей и предприятий, получил название «вертикальная политика», а новый функциональный ее тип — соответственно, «горизонтальная политика». К последней относятся общие для большого числа отраслей и предприятий действия в сфере нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности, защиты прав собственности, устранения административных барьеров, содействия инновациям и др. На горизонтальный тип промышленной политики делает упор Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти ЕС), которая предлагает меры по обеспечению конкурентоспособности европейской обрабатывающей промышленности (manufacturing industry) на том основании, что большинство инноваций имеют место именно в этой отрасли.

Сама необходимость проведения промышленной политики обусловлена, во-первых, объективно существующей потребностью в развитии высокотехнологичных отраслей, являющихся результатом функционирования национальных инновационных систем, а во-вторых – необходимостью координировать развитие отдельных фирм и инвестиций смежных отраслей по технологической цепочке производства добавленной стоимости в условиях глобальной конкуренции. Так, реализация планов развития предприятий отечественного оборонного комплекса, получающих финансирование из бюджета, не возможна без инвестиций в смежные отрасли (и прежде всего, в машиностроительный комплекс). Здесь объективно необходима координация действий между предприятиями, получающими заказы на конкурентной основе от конечных производителей. Таким способом могут восстанавливаться кооперационные связи в сфере машиностроения.

Следовательно, необходимость координации планов развития отдельных предприятий и инвестиций смежных отраслей, связанных технологически, становится объективным основанием для существования промышленной политики. Сами по себе рыночные сигналы не могут выполнять эту координирующую роль, в чем и заключается их ограниченная природа. Их дополняют государственное стратегическое планирование и регулирование: они должны снимать риски для инвестора, поскольку ни один инвестор не решится сделать стартовые капитальные вложения, пока не будет уверен в их возврате и окупаемости.

Промышленная политика – это целостная и скоординированная система мероприятий государственных органов власти, направленная на развитие промышленности в целом и отдельных (приоритетных) ее отраслей, которая подкрепляется соответствующими механизмами реализации (стимулирование, регулирование и контроль через соответствующие институты государства и рынка), нацеленными на решение стратегических и тактических задач развития реального сектора:

  • увеличения объемов и изменение структуры промышленного производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышения конкурентоспособности национальной экономики и отдельных ее отраслей и т.д.

Объектом промышленной политики выступает весь индустриальный комплекс страны, как единый организм.

Целями промышленной политики являются:

  • формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан.

Повышение конкурентоспособности — ключевая задача промышленной политики. По традиционному определению конкурентоспособности в самом общем виде она понимается как способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.

Задачами промышленной политики являются:

  • создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на государственном уровне;
  • создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
  • стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
  • стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
  • увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
  • поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
  • снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
  • обеспечение технологической независимости национальной экономики.

Наиболее часто используются три основных подхода к оценке и межстрановым сопоставлениям конкурентоспособности на макроуровне:

  • факторный подход (М.Портер);
  • анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о результатах внешнеторговой деятельности страны, об объеме и структуре экспорта, а также по данным об изменении доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте;
  • комплексный подход, основанный на сопоставлении стран по рейтингам конкурентоспособности.

В современных условиях конкурентоспособность и эффективность промышленных предприятий определяется их способностью адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, которая, в свою очередь, опирается на механизм быстрой модернизации выпускаемой продукции. Поэтому представляется необходимым сместить акценты в традиционном понимании конкурентоспособности промышленных предприятий, так как гибкость, адаптивность к потребностям рынка зависят от эффективности функционирования финансового рынка, рационального использования современных методов, инструментов финансирования.

В этой связи, современный маркетинг должен основываться не на цене, а на быстром внедрении инноваций, что требует использования всего инструментария, который обеспечивает валютно-финансовый рынок (акции, облигации, варранты, IPO).

Таким образом, предлагается смещение акцентов в характере ведения промышленной политики, а именно:

  • уход от тяжеловесной структуры производства к гибкой технологической структуре, позволяющей успешно адаптироваться к динамично изменяющимся потребностям рынка и тем самым обеспечить повышение уровня конкурентоспособности;
  • переход на инновационный путь развития предприятий, отраслей и экономики, позволяющей с меньшими затратами адаптироваться к изменяющимся требованиям среды;
  • национальная промышленная политика страны должна формироваться под воздействием всех институтов гражданского общества и оказывать существенное воздействие на характер и формы взаимодействия с основными субъектами мировой экономики в рамках международного разделения труда, определять особенности внешнеэкономических связей в условиях открытой экономики и формировать конкурентные преимущества страны.

Инструментарий промышленной политики за рубежом традиционно включал и включает в себя разнообразный набор механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности, к которым относятся как собственно механизмы воздействия на промышленность, так и макроэкономические инструменты, косвенно затрагивающие этот сектор хозяйства. Эта вторая группа механизмов приобретает в последнее время новое значение и все большую важность как средство формирования благоприятной национальной среды для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. К ее основным инструментам можно отнести финансово-кредитную, валютную, образовательную, инфраструктурную политики и другие формы воздействия государства на экономику.

В современных условиях встает вопрос о наборе методов, эффективно решающих задачи промышленной политики в области повышения конкурентоспособности страны, так как национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Поэтому существенным является создание в стране благоприятной макро- и микроэкономической среды для развития конкурентных преимуществ, которая обеспечивается, в частности, политикой правительства в интересах внедрения компаниями инноваций и создания конкурентоспособной продукции.

Основными принципами промышленной политики являются:

  • программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;
  • измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;
  • мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;
  • применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
  • координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
  • обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;
  • информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;
  • равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
  • интеграция науки, образования и промышленности.

Современные тенденции в развитии индустриального сектора

При формировании конкурентоспособности страны и отечественных промышленных предприятий развитие валютно-финансовой сферы имеет определяющее значение. Валютно-финансовая система влияет на многие направления экономического развития страны, причем в современных условиях они становятся ключевыми. Их можно разделить на два блока:

  • механизм регулирования взаимодействия внутренней экономики с внешним миром, степень влияния мировой экономики на внутреннее положение и эффективность использования рычагов, нейтрализующих влияние мировых кризисных процессов, переливов горячих денег и позволяющих внутренней экономике окрепнуть и подготовиться к глобальному взаимодействию. Сюда же относятся механизмы, регулирующие движение капиталов, внешнеторговые потоки и ряд других аспектов;
  • способность проводимой валютной политики укрепить позиции национальной валюты в экономических процессах, протекающих внутри страны и возможность постепенного вхождения национальной валюты в мировую валютную систему.

В связи с усилением роли иностранных инвестиций, обосновывается необходимостью более широкой интеграции внутреннего и внешнего финансового рынка. В настоящее время национальная валютно-финансовая система является частью глобальной валютно-финансовой системы, а не только элементом денежной системы страны. Эта появившаяся особенность интегрированной системы позволяет гибко использовать все богатство инструментария финансирования инвестиций отечественных предприятий.

Кроме того, на современном этапе развития постиндустриальной экономики произошло качественное изменение экономической идеологии, заключающееся в разнице механизма (логике) ценообразования в предпринимательской экономике и современной финансовой экономике; выявлена переориентация участников сделки при оценке результативности на ожидаемый доход вместо экономии затрат; показана растущая доля информационной и интеллектуальной составляющей современной промышленной продукции, которая определяется оценкой потенциального дохода от его использования, что изменяет ценообразование современной техники. Это также является принципиально новым явлением.

Мировая экономика XXI века, как показывают многие исследования, характеризуется значительным расширением международных финансовых рынков и заметным ростом объемов сделок на валютном рынке и рынках капитала. Процесс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов стимулируют увеличение международных потоков капитала.

Отличительной чертой глобализации является повышенная мобильность капитала в межстрановом пространстве, усиление роли международных финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), приобретение международным капиталом самостоятельного и самодовлеющего значения. В этих условиях финансовая глобализация становится одной из определяющих характеристик процесса экономической глобализации. Эти современные условия становятся новой средой для формирования национальной конкурентоспособности. По мере интернационализации денежно-кредитных рынков, слабые национальные экономические системы стремительно утрачивают возможности регулирования собственного развития, контроль над финансовыми потоками, масштабами и контурами участия в международном разделении труда.

Для одних стран это оборачивается укреплением доминирующих позиций, для других (главным образом развивающихся стран) – потерями в виде нарастающей технико-технологической и социальной отсталости, неизбежными деформациями в структуре хозяйства. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. Развертывание процессов глобализации грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

В этих условиях особую важность приобретают исследования направлений воздействия финансовой глобализации на развитие национальных экономик, а также поиск мер по контролю и управлению возможными последствиями финансовой глобализации, при которой закрепляется и расширяются возможности существующих центров доминирования при ослаблении перспектив у стран «периферии».

Модели промышленной политики. Преимущества и недостатки промышленной политики

На сегодняшний день нет единых подходов к классификации моделей промышленной политики, поскольку разными исследователями используются различные критерии или признаки, по которым они определяют ту или иную модель. Некоторые ученые для классификации используют критерий
доминирования в модели одних инструментов и механизмов политики над другими. Согласно этого подхода рассматривают такие модели промышленной политики, как «жесткая» (синонимы — «вертикальная», «активная») и «мягкая» (синоним — «горизонтальная»).

Модель жесткой промышленной политики ориентирована на развитие отдельных приоритетных секторов экономики посредством распределения или перераспределения ресурсов для производственной деятельности, осуществляемой непосредственно государством. К средствам или инструментам, которые доминируют при проведении такой политики, относятся:

  • прямое и косвенное бюджетное субсидирование и кредитование отраслей, предприятий, регионов;
  • прямые государственные инвестиции;
  • компенсация процентных ставок из бюджета по кредитам коммерческих банков;
  • предоставление государственных гарантий по займам субъектов хозяйствования;
  • субсидирование экспорта;
  • защитные импортные пошлины;
  • создание государственных предприятий или совместных предприятий с участием государственного капитала и др.

Среди классических методов, применяемых в модели жесткой промышленной политики, можно выделить: протекционизм, стимулирование экспорта, поддержку отдельных отраслей, создание «национальных чемпионов», «точек» или «локомотивов» роста, государственный заказ, производство товаров и оказание услуг на государственных предприятиях, регулирования цен и тарифов, государственное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.

Использование в проведении промышленной политики мягкой модели базируется на идее поддержания конкурентоспособности национальных компаний, ориентации на создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса во всех отраслях, без выделения отдельных субъектов государственной поддержки. Мягкая модель минимизирует перераспределение ресурсов как таковой, она призвана изменить мотивы и ожидания производителей прежде всего за счет уменьшения рисков инвестиционной и производственной деятельности. К основным средствам мягкой промышленной политики относятся:

  • техническое регулирование, нефинансовая поддержка экспортеров (торговые представительства за рубежом, выставочная и ярмарочная деятельность, проведение маркетинговых исследований для распространения среди национальных производителей информации о внешних рынки сбыта, правовая помощь в решении хозяйственных споров с зарубежными партнерами и т.д.);
  • помощь в научно-исследовательской деятельности, которую ведут фирмы или высшие учебные или научно-исследовательские учреждения на договорной основе при условии, что она ограничивается затратами на исследовательский персонал, оборудование для НИОКР, научный консалтинг, некоторыми другими расходами на организацию и проведение НИОКР;
  • внедрение законодательных норм, призванных уменьшить риски от производственной деятельности (например, замена лицензирования и
    сертификации альтернативным страхованием рисков, которые могут возникнуть в результате выхода на рынок некачественного товара или использования в его производстве технологии, которая загрязняет окружающую среду);
  • помощь неблагополучным регионам, которая предоставляется в рамках общего регионального развития и является неспецифической;
  • содействие в природоохранной деятельности предприятий и введении мощностей, улучшающих состояние окружающей среды;
  • обучение и переквалификация рабочей силы и управленцев;
  • поддержка малого бизнеса;
  • развитие инфраструктуры: финансовой, производственной, инновационной, транспортной и тому подобное;
  • реализация совместных проектов с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнерства;
  • введение в хозяйственный оборот ресурсов, которые ранее из него были исключены (например, различные виды ренты).

Согласно целевым ориентирам развития промышленности можно выделить следующие модели промышленной политики:

  • экспортоориентированная;
  • импортозамещения;
  • инновационная.

Экспортоориентированная модель промышленной политики предполагает всестороннее стимулирование производств, продукция которых предназначена в основном для экспорта. Среди средств стимулирования экспортных отраслей используются инструменты жесткой и мягкой моделей промышленной политики. Кроме привязки к мировой конъюнктуре и упадка производства для внутреннего рынка, существуют и другие недостатки этой модели, связанные, прежде всего со структурой экспорта.

Если экспорт имеет сырьевой уклон, это приводит к примитивизации собственного производства, сокращению цепочки и соответственно размеров добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, оттоку высококвалифицированных кадров из обрабатывающих отраслей, снижению квалификации и деградации трудовых ресурсов, а также общему снижению уровня доходов населения. В стратегической перспективе сырьевой уклон отвергает потребность в получении новых знаний, поскольку наиболее интенсивно они накапливаются именно в обрабатывающих отраслях. Стагнация последних провоцирует прогрессирующее отставание от мировых технологических тенденций и вызывает необходимость импортировать новую технику, ставит страну в полную внешнюю технологическую зависимость и исключает любые инновационные прорывы.

Высокотехнологичный экспорт продукции конечного потребления также содержит скрытые угрозы для экономики, если эта продукция изготавливается из иностранных комплектующих. Во-первых, цена продукции привязывается к стоимости комплектующих. Во-вторых, стагнируют собственные предприятия-смежники — производители комплектующих, отрицательный совокупный эффект в целом для страны может превысить положительный эффект от расширения технологического экспорта, так же как и при сырьевой ориентации, за счет сокращения цепочки создания новой стоимости внутри страны. При импорте готовых комплектующих есть и другая угроза — отпадает потребность в собственных инженерно-технических и научных кадрах, которые могли бы быть задействованы в разработке и выпуске собственных высокотехнологичных изделий. Как следствие, приходит в упадок собственная научно-техническая и инновационная деятельность и государство снова попадает в технологическую зависимость от более развитых стран.

В целом экспортоориентированная модель хорошо себя зарекомендовала в странах со слабодиверсифицированным и малоразвитым производством как в технологическом, так и в организационном плане, имеющих естественно ограниченный внутренний спрос не столько из-за низких доходов, сколько за счет устоявшихся культурных традиций непритязательного потребления и благоприятных для проживания природно-климатических факторов.

Модель импортозамещения предусматривает превалирование развития внутреннего рынка над экспортной направленностью за счет собственного производства. Эта модель основана на идее протекционизма национального производителя, в ней доминируют средства из арсенала жесткой промышленной политики. Она способствует улучшению структуры платежного баланса, удовлетворению внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных.

Оборотной стороной импортозамещения является угроза самоизоляции страны, что может привести к технологическому отставанию, искривлению экономических стимулов у производителей вследствие создания им «тепличных» условий, снижению качества отечественной продукции вследствие малоощутимой конкуренции со стороны иностранных производителей, необходимости выстраивания полностью замкнутых внутри страны технологических цепочек без учета преимуществ международной интеграции и возможностей, которые она предоставляет, сокращения общих производственных затрат путем оптимизации внешних и внутренних поставок комплектующих по ценовому критерию.

Инновационная модель промышленной политики сочетает в себе положительные черты как экспортной, так и импортозамещающей моделей, и практически лишена их отрицательных черт. Инновации обусловливают качественные положительные изменения как в производственно-технологическом и организационно-управленческом, так и в социально-трудовом потенциалах, обеспечивая их непрерывное воспроизведение. Основной задачей этой модели является создание условий, позволяющих:

  • во-первых, поддерживать инновационный процесс в стадии проектной готовности нового продукта, то есть на время, когда он выходит за пределы производственного цикла, следовательно является мало привлекательным для компаний с позиций осуществления затрат на него;
  • во-вторых, создание стимулов последним для внедрения готового инновационного продукта или технологии.

Для успешной реализации инновационной модели промышленной политики государство должно взять на себя значительные расходы на создание инновационной и информационной инфраструктуры, подготовку научных кадров, организацию системы эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий, страхования рисков инновационной деятельности.

Кроме того, она должна сформировать соответствующие мотивационные экономические сигналы для бизнеса, которые в выборе сфер вложения капиталов предпочитали бы именно вложения в производство новых инновационных продуктов. Иными словами, государство должно создать условия, при которых возникнет спрос на собственные нововведения, а доходность инновационной сферы будет по крайней мере не меньше доходности других сфер вложения средств.

По характеру стратегического видения страны в международном экономическом пространстве выделяют такие модели промышленной политики:

  • защитную;
  • адаптивную;
  • инициативную.

Эти модели преимущественно соответствуют рассмотренным выше моделям экспортной ориентации, импортозамещения и инновационной.

Защитная промышленная политика ориентируется на сохранение сложившейся структуры промышленности, поддержание занятости, защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов. Она в определенной степени пересекается с моделью импортозамещения со всеми ее преимуществами и
недостатками.

Адаптивная промышленная политика ставит своей целью адаптацию промышленности к структуре и динамике спроса на мировом рынке, изменениям условий хозяйствования на нем. Эта политика по своим признакам напоминает экспортно ориентированную модель.

Инициативная модель промышленной политики предусматривает использование средств, позволяющих интенсивно влиять на изменение технологического уровня промышленности, ее организационную, управленческую и производственную структуру, на основе желаемого перспективного видения промышленности в будущей средне- или долгосрочной перспективе. Инициативная промышленная политика имеет все признаки инновационной модели промышленной политики.

Выбор той или иной модели (моделей) промышленной политики всегда базируется на господствующей в стране экономической идеологии взаимоотношений государства, бизнеса и общества, которая обобщается в основных теоретических течениях экономической мысли. Среди последних наиболее влиятельными ныне являются концепции неолиберализма, дирижизма и институционализма.

Аргументы «за» и «против» промышленной политики, представленные в этих концепциях, должны учитываться при выборе модели, однако они не могут быть ни окончательно доказаны, ни опровергнуты.

Среди аргументов «за» можно выделить такие:

  • наличие «провалов» рынка — неэффективной конкуренции, отсутствия стимулов для производства товаров общественного потребления, негативных экстерналий, неполных рынков, неполноты (асимметрии) информации, безработицы, инфляции, дисбалансов (структурных, воспроизводственных, монетарных и т.д.). Рыночные механизмы эффективно снимают структурные дисбалансы только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация «глобальных» дисбалансов требует специальных, внерыночных мер;
  • временные горизонты принятия решений рыночными субъектами более «короткие» чем те, которые необходимы для принятия оптимальных решений;
  • социальные и политические издержки рыночной саморегуляции без применения специальных мер могут оказаться выше, чем позволяет прочность социально-политической системы;
  • сектора «новой» индустрии в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных стартовых условий.

Аргументы «против» промышленной политики заключаются, в частности, в том, что она:

  • искажает рыночные сигналы и приводит к неэффективным решениям на микроуровне;
  • генерирует более существенные дисбалансы, чем те, которые призвана нивелировать;
  • предполагает «неравные правила игры», создает возможности для лоббирования и коррупции;
  • предполагает выбор государством (чиновником) «чемпионов», что может приводить, даже при отсутствии коррупции, к ошибкам и масштабным неэффективным расходам;
  • не учитывает характер современных корпоративных структур (транснациональный и диверсифицированный), что не позволяет использовать отрасли (сектора) как объект регулирования.

Однако приведенные аргументы «против» промышленной политики касательно неоптимального распределения ресурсов государством, невозможности определения ним реальных точек роста и установления неравных условий хозяйствования выглядят недостаточно обоснованными. Возникает вопрос, почему частный субъект способен точно определить точки роста, если информация о рынке, которой он владеет, является асимметричной, причем ее уровень тем больше для каждого субъекта, чем меньше его размер и большее количество субъектов, представленных на рынке.

Государство в своем расположении имеет гораздо больше средств, чтобы достоверно оценить рынок и возможности его развития, и для него уровень ассиметричности будет значительно меньше, чем для отдельного субъекта хозяйствования, что соответственно будет определять разную точность прогнозов, сделанных государством и отдельными субъектами. Эти же аргументы можно привести и о якобы генерировании государством более существенных дисбалансов по сравнению с рынком.

Аргумент, что промышленная политика создает почву для коррупции и лоббизма, не выдерживает критики, поскольку любые правила игры, которые устанавливает государство, всегда сопровождались лоббированием определенных групп интересов, заинтересованных в этих правилах. Следует отказаться от наивного подхода к видению государства как института справедливости для всех при либеральных концепциях развития, поскольку государственная власть, которая в значительной мере может рассматриваться как олицетворение государства, в любом обществе является отражением тех групп интересов, в том числе бизнеса, которые получили в борьбе с другими группами легитимные права на управление страной. Этот тезис усиливается тем обстоятельством, что именно современные транснациональные корпоративные структуры являются наиболее заинтересованными и наиболее влиятельными группами, которые лоббируют свои интересы во власти, поэтому предполагать, что им не нужна промышленная политика, неоправданно.

Любые решения государства по выбору точек роста можно смело рассматривать как выбор, сделанный группой интересов, в том числе бизнес-группой, которая находится у власти, следовательно, утверждать, что государство хуже определяет сферы применения  капитала, чем бизнес, также не совсем оправдано.

Таким образом, несмотря на все сложности и ограничения, которые сопровождают промышленную политику, разрабатывать ее необходимо, особенно в странах с переходной экономикой. Это позволит свести воедино информацию о конкурентоспособности отраслей и секторов, уменьшит степень субъективности в принятии решений о стимулировании тех или иных секторов, будет побуждать правительство разрабатывать комплексный долгосрочный социально-экономический прогноз развития страны, который может дать важные ориентиры для бизнеса, создаст реальную основу для совместной работы последнего с властью в поиске взаимных интересов и налаживании конструктивного диалога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.