Таргетирование инфляции

Таргетирование инфляции (Inflation Targeting) — монетарный режим, предусматривающий ответственность центрального банка за соблюдение провозглашенного значения официального показателя инфляции (таргета) в течение определенного периода времени. Ответственность центрального банка обусловлена возможностью использования всего перечня инструментов монетарной политики, в случае угрозы несоблюдения определенного значения таргета.

Таргетирование инфляции характеризуется публичным провозглашением официальной количественной цели по уровню инфляции (или его интервала) на среднесрочную перспективу и действиями центрального банка, направленными на приведение существующей инфляции до ее целевого показателя с помощью процентной ставки и других инструментов монетарной политики.

Основными элементами монетарного режима таргетирования инфляции являются:

  1. определение центральным банком стабильности цен главной задачей монетарной политики и установление четких количественных показателей уровня инфляции;
  2. использование центральным банком всех инструментов монетарной политики для достижения поставленной цели;
  3. высокий уровень операционной независимости центрального банка;
  4. ответственность центрального банка за достижение установленного целевого показателя инфляции;
  5. проведение монетарной политики на основе оценки инфляционного давления и инфляционных ожиданий.

Таргетирование инфляции считают эффективным монетарным устройством, использование которого способствует обеспечению ценовой стабильности. Впервые таргетирование инфляции было введено в Новой Зеландии в 1989 г. и в классическом виде его используют 26 центральных банков. Отдельные центральные банки, в частности, ЕЦБ, ФРС, Банк Японии, Швейцарский национальный банк еще не перешли полностью на использование таргетирования инфляции, а используют лишь отдельные его элементы. Исследования МВФ свидетельствуют, что в развитых странах уровень инфляции поддерживается на целевом уровне или в пределах установленного диапазона на уровне 1-3%, а в странах с развивающимися рынками — на уровне 3-6%. Ни одна из стран, которая внедрила указанное монетарное устройство, в дальнейшем не отказалась от него.

Таргетирование инфляции рассматривают преимущественно как составляющую монетарной политики центрального банка или как режим монетарного устройства. Основными техническими параметрами таргетирования инфляции являются:

  1. горизонт таргета, под которым понимают временной лаг, в течение которого центральный банк с помощью инструментов монетарной политики должен удерживать значение таргета. Как правило, горизонт таргетирования является комбинацией средне- и краткосрочного периода, который состоит из целевого ориентира на среднесрочный период (около 3 лет) в сочетании с ежегодным провозглашением значения таргета;
  2. вид таргета — выбранный для таргетирования один из показателей инфляции —индекс потребительских цен или показатель «базовой» инфляции;
  3. числовая интерпретация таргета — выбор точного числового значения или диапазона, в пределах которого допускаются колебания таргета. Жесткая числовая идентификация таргета выражается в объявлении конкретного значения инфляции и характерна для развитых стран (Великобритания, Норвегия, ЕС). Например, в Обзоре монетарного режима Великобритании указано, что «инфляция выше 2% так же недопустима как и значения, находящихся ниже этого уровня»;
  4. система подотчетности и ответственности центрального банка.

Начиная с 2000-х годов, страны с развивающимися рынками, постепенно переходят к использованию режима таргетирования инфляции или его гибкого варианта, который предполагает достижение целевого показателя инфляции в среднесрочной перспективе — 2-3 года. Это позволяет сочетать реализацию главной цели монетарной политики с решением других задач, в частности, с обеспечением макроэкономической и финансовой стабильности.

(См. Денежно-кредитная политика, Процентная политика).