Экономическая политика

Экономическая политика

Экономическая политика — это система мероприятий, методов, инструментов и форм государственного влияния на социально-экономические процессы.

Главная цель экономической политики заключается в создании социально-экономических условий развития общества и обеспечении процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками.

Содержание:

Сущность экономической политики

Существует много определений понятия «экономическая политика». Рассмотрим основные из них.

Экономическая политика – это целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.

Государственная экономическая политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Экономическая политика – политика государства, обращенная к экономической системе: определение целей и перспектив ее развития, выбор и создание средств достижения целей. Строго говоря, это не вполне точное определение. Экономическую политику нельзя ставить в один ряд с другими направлениями: социальной политикой, военной политикой, внешней политикой, культурной политикой и т.п. Экономика пронизывает все поры общества и его жизни, поэтому экономическая политика неразрывно связана со всеми перечисленными направлениями. Поэтому, правильнее говорить о социально-экономической политике государстве в самом широком смысле этого термина.

Экономическая политика государства — это процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.

Экономическая политика — это система мероприятий, проводимых государством с целью регулирования экономической деятельности. На макроэкономическом уровне государство стремится достичь полной занятости, стабильности цен, экономического роста и равновесия платежного баланса, а на микроэкономическом уровне — эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Однако практически добиться решения всех задач одновременно не представляется возможным, поэтому государство вынуждено определять приоритеты. В выборе приоритетов отражается идеология находящегося у власти правительства.

Правительство, в котором преимущественно представлены партии левого толка, обычно отдает предпочтение государственной собственности на средства производства и политике регулирования. Правительство правой ориентации стремится ограничить государственную собственность и свести к минимуму вмешательство в экономику, полностью полагаясь на рыночный механизм.

Государственная политика должна согласовываться с различными оценочными суждениями или мнениями, которых придерживается правительство по поводу справедливого распределения дохода среди граждан, влияния его политики на отдельные группы населения, оказания помощи отдельным категориям граждан. Правительство также может отдавать предпочтение в первую очередь национальной безопасности, соблюдению законности, защите окружающей среды или каким-либо другим неэкономическим задачам. Все эти так называемые «нормативные» факторы оказывают влияние на разработку направлений экономической политики.

На макроэкономическом уровне государство широко использует инструменты налоговой и денежно-кредитной политики, политики цен и доходов, а также методы регулирования валютного курса. Кроме того, государство предпринимает меры по стимулированию инвестиций в промышленность, научные и исследовательские разработки и по защите интересов потребителей.

Экономическая политика зависит от того, в какой стадии находится национальная экономика, какой формируется тип экономической политики государства. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны оказывать существенное воздействие на проводимую экономическую политику.

В процессе формирования бюджета и принятия экономических решений государство вынуждено учитывать социальные потребности разных слоев населения, т.к. социальные протесты способны влиять на реализацию отдельных элементов планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» часто отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика – это основа, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование – это:

  • комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов;
  • система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

  • созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма;
  • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
  • защитой национальных интересов на мировом рынке;
  • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или
    решает их неэффективно.

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно:

Основные функции государственного регулирования экономики:

  • функция определения целей – определение целей, приоритетов и основных
    направлений развития национальной экономики;
  • стимулирующая функция – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении;
  • регламентирующая (нормативная) функция – государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле;
  • корректирующая функция сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизации и ликвидации негативных внешних эффектов и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества;
  • социальная функция – предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, охраны окружающей природной среды и производства общественных товаров и услуг и т.д.;
  • контролирующая функция – это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экологических и социальных стандартов и т.д.

Основные цели государственного регулирования экономики:

Цели государственного регулирования экономики
Основные цели государственного регулирования экономики
  • экономическое развитие;
  • полная занятость;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • сбалансированность торгового баланса;
  • экономическая эффективность.

Виды экономической политики

Различают следующие виды экономической политики:

Виды экономической политики
Виды экономической политики
  • Антициклическая политика направлена на поддержание определенных
    темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры), на недопущение падения экономики, возникновение кризисов.
  • Структурная политика предполагает формирование современной, прогрессивной и эффективной структуры национального хозяйства.
  • Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в
    будущем станет основой расширения и обновления производства (см. Амортизация, Амортизация основных фондов, Норма амортизации и методы начисления амортизации).
  • Инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.
  • Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических приоритетов, внедрение результатов научно-технического прогресса в производство.
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета.
  • Кредитно-денежная (монетарная) политика заключается в государственном
    обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков (см. Кредитно-денежная политика, Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты).
  • Ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе.
  • Внешнеэкономическая политика регулирует различные аспекты внешней
    торговли, миграции капиталов и рабочей силы, осуществляет поддержку отечественного предпринимательства за рубежом с целью ликвидации диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.
  • Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, формирует экономические стимулы для участия в производстве, обеспечивает
    эффективную занятость населения, создает социальные гарантии и условия для повышения благосостояния членов общества.
  • Конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания
    конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом (см. Антимонопольное законодательство) и т.д.
  • Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.
  • Экологическая политика обеспечивает экологическое равновесие, охрану
    окружающей среды, создание безопасных условий жизни.
  • Регуляторная политика — вид государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущения принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами страны. Регуляторная политика включает политику государства в разрешительной сфере.
  • Промышленная политика — комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.
  • Прочие направления экономической политики государства.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования
экономики

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования,
применяемые в последнее время.

По способам государственное регулирование делится на:

  • правовое регулирование – установление государством законодательных
    норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.;
  • административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д., с помощью которых осуществляется
    контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;
  • экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Методы государственного регулирования экономики – влияние государства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:

  • по формам влияния;
  • по способам влияния.

По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы:

  • методы прямого влияния;
  • методы непрямого (косвенного) влияния.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование
субъектов рынка. К ним относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
  • лицензирование операций экспорта и импорта товаров.

Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии,
квоты, бюджетные затраты, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства
на экономические интересы товаропроизводителей, т.е. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

К методам косвенного регулирования относятся:

  • налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
  • регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, ничем ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

По способам влияния выделяют:

  • правовые;
  • административные;
  • экономические;
  • пропагандистские методы.

Правовые методы государственного регулирования экономики – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Административные методы государственного регулирования экономики – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов:

  • прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач;
  • обязательность выполнения распоряжений;
  • ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо — это:

  • контроль над монополистическими рынками;
  • обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов;
  • определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия).

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы.

Экономические методы государственного регулирования экономики – экономическое регулирование, осуществляемое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.

Применение методов реализации экономической политики

К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, осуществляются государственные закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.

Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Посредством повышения налоговых ставок государство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а через установление налоговых льгот — стимулирует развитие тех или иных отраслей. Для поддержки стратегических или социально-значимых предприятий государство может предоставлять субсидии.

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  • установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  • установление минимальной величины заработной платы;
  • установление порядка взносов на нужды социального страхования;
    государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры» (идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведет к прямо противоположному целям результату).