Налоги и налоговая система

Для выполнения государством возложенных на него функций требуются определенные финансовые ресурсы. С этой целью формируется государственный бюджет, основу наполнения которого составляют налоги. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Содержание:

Сущность и функции налогов

Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Экономическую категорию «налог» следует рассматривать в следующих аспектах:

  • по экономической сущности;
  • по формам проявления;
  • с организационно-правовой стороны.

Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, которые мобилизуются государством.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные сроки.

Налоговым отношениям свойственны отличительные особенности, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.

В современной финансовой науке и налоговом законодательстве используют три основных термина, которыми обозначаются платежи государству — сборы, отчисления, налог. Рассмотрим различия между ними.

Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Они могут быть либо частичными, в том числе установленные согласно экономического содержания платежей, или полными, если средства в полном объеме используются только по целевому назначению.

Налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Характерными признаками налогов, которые позволяют отличить их от других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения.

Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций налогов:

  • фискальной;
  • регулирующей;
  • стимулирующей.

Фискальная функция налогов является важнейшей в характеристике сущности налогов, т.к. она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Элементы системы налогообложения

Овладение основами налоговой теории требует четкого и точного понимания налоговой терминологии, то есть понятий, которые являются элементами налога.

Элементы налога — определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно определить: обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения; границы требований в отношении имущества налогоплательщика.

Объект налога указывает на то, что именно облагается налогами (имущество, товары, доход (прибыль)). Название налога почти всегда происходит от объекта налогообложения (например, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на недвижимость, налог на наследство и т.п.). Объект налогообложения еще называют налоговой базой.

Субъекты налогообложения — это лица (юридические или физические), на которые возложены обязанности платить, содержать и перечислять налоги в бюджет.

Ставка налога — это законодательно установленная величина налога на единицу измерения базы налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка налогообложения, при дифференцированном — несколько. По способу построения ставки налога делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютной (специфической) является ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается как фиксированная величина относительно каждой единицы измерения базы налогообложения. Абсолютные ставки устанавливают в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении.

Относительной (адвалорной) признается ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается в процентном или кратном отношении к единице стоимостного измерения базы налогообложения. Относительные ставки устанавливают по объекту налогообложения, который имеет денежное измерение.

Процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными и смешанными.

Пропорциональные ставки — это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения.

Прогрессивные ставки — это ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.

Регрессивные ставки в отличие от прогрессивных уменьшаются по мере роста объекта налогообложения. В практике налогообложения прогрессивные и регрессивные ставки могут применяться как по отдельности, так и совместно — в виде прогрессивно-регрессивной и регрессивной-прогрессивной шкалы ставок.

Базовая (основная) ставка налога — ставка, определенная таковой для отдельного налога соответствующим разделом Налогового кодекса.

Предельной ставкой налога признается максимальный или минимальный размер ставки по определенному налогу, установленный Налоговым кодексом.

Источником уплаты налога называют доход (заработная плата, прибыль, процент, дивиденд), из которого плательщик платит налог.

База налогообложения — это физическое, стоимостное или иное характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и которое используется для определения размера налогового обязательства.

Единицей измерения базы налогообложения признается конкретная стоимостная, физическая или иная характеристика базы налогообложения или ее части, в отношении которой применяется ставка налога.

Налоговые льготы — предусмотренное налоговым или таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии определенных оснований. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Налоговая льгота предоставляется путем:

  • налогового вычета (скидки) с целью уменьшения базы налогообложения для начисления налога или сбора;
  • уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;
  • установления пониженной ставки налога и сбора;
  • освобождения от уплаты налога и сбора.

Налоговым периодом признается установленный на законодательном уровне период времени по истечение которого происходит исчисление и уплата отдельных видов налогов и сборов.

Виды налогового периода:

  • календарный год;
  • календарный квартал;
  • календарный месяц;
  • календарный день.

Налоговым долгом признается обязанность плательщика налога рассчитать, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные налоговым или таможенным законодательством.

Налоговая квота — доля налога в доходе плательщика. Она характеризует уровень налогообложения и может быть как в абсолютном, так и в относительном измерениях. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту. Но дело в том, что тогда значительно уменьшаются налоговые последствия и возможности использования налогов как финансовых регуляторов. Поэтому в практике налогообложения налоговые квоты законодательно не устанавливаются.

Налоговая система: понятие и основы построения

В каждом государстве существует ряд налогов и сборов, обеспечивающих мобилизацию денежных средств в его распоряжение. Вся совокупность налогов, сборов, отчислений и платежей в государстве составляет его налоговую систему. Налоговая система каждого государства имеет свою структуру, то есть классификацию налогов в зависимости от различных признаков.

Система налогообложения — это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные целевые фонды, механизм их начисления и изъятия, права и обязанности налоговых служб и налогоплательщиков, которая позволяет достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени.

Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном законом порядке, составляет налоговую систему.

Налоговое законодательство основывается на следующих принципах:

  • всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с положениями налогового законодательства;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • необратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если нормы закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единственный подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

Классификация налогов

Классификация дает возможность полнее раскрыть сущность и функции налогов, улучшить их роль в налоговой политике государства, определить направления и характер влияния на социально-экономическое развитие общества (см. также Классификация налогов).

Классификация налогов осуществляется по нескольким признакам:

  • по форме налогообложения;
  • по экономическому содержанию объекта налогообложения;
  • в зависимости от уровня государственных структур, которые их устанавливают;
  • по источникам уплаты;
  • в зависимости от полноты прав использования налоговых поступлений;
  • по субъектам налогообложения;
  • по способу взимания.

По форме налогообложения все налоги делятся на две группы:

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога напрямую зависит от размеров объекта налогообложения (например, налог на прибыль).

Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и уплачиваются за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов (например, НДС).

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: на доходы, потребление и имущество.

Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы, прибыль или валовой доход предприятия.

Налоги на потребление уплачиваются не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов.

Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого и недвижимого имущества. В отличие от налогов на потребление, уплачиваемых только один раз — при покупке, налоги на имущество взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности.

В зависимости от уровня государственных структур, устанавливающих налоги, они делятся на общегосударственные и местные:

  • общегосударственные налоги — обязательные платежи, которые устанавливаются высшими органами власти в государстве и являются обязательными к уплате по единым ставкам на всей территории страны. Эти налоги могут формировать доходную часть как государственного, так и местных бюджетов;
  • местные налоги и сборы — обязательные платежи, которые устанавливаются местными органами власти и являются обязательными к уплате по установленным ставкам только на определенной территории. Местные налоги и сборы поступают исключительно в местные бюджеты.

Например, в Украине к общегосударственным принадлежат такие налоги и сборы:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата. Рентная плата состоит из:
    • рентной платы за пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых;
    • рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
    • рентной платы за специальное использование воды;
    • рентной платы за специальное использование лесных ресурсов;
    • рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины.
  • таможенная пошлина.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество. Налог на имущество состоит из:
    • налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
    • транспортного налога;
    • платы за землю;
  • единый налог;
  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

По источнику уплаты налогов выделяют следующие их виды:

  • налоги, сборы и обязательные платежи, которые включаются в себестоимость продукции;
  • налоги, сборы и обязательные платежи, уплачиваемые из прибыли предприятия или капитала;
  • налоги и сборы, которые входят в цену изделия (налог на добавленную стоимость; акцизный сбор).

В зависимости от полноты прав использования налоговых поступлений выделяют такие виды налогов:

  • закрепленные — обязательные платежи, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов);
  • регулирующие — обязательные платежи, которые могут поступать в бюджеты разных уровней.

По субъектам налогообложения выделяют такие виды налогов:

  • налоги с юридических лиц — налог на прибыль;
  • налоги с физических лиц — налог с доходов физических лиц;
  • смешанные налоги — налог на землю.

Различают три способа удержания налогов:

  1. у источника получения дохода;
  2. на основании декларации;
  3. на основании платежного извещения.

Первый способ — используется в процессе взимания налогов и сборов с заработной платы и доходов граждан от осуществления трудовых обязанностей.

Второй способ — взыскание налогов на основании декларации — предусматривает предоставление плательщиком данных о фактических размерах объекта налогообложения. При этом существуют значительные возможности для уклонения от уплаты налогов.

Взыскание налогов на основе платежного извещения осуществляется только в случаях, когда плательщик должен уплатить сумму начисленных ему соответствующими органами налогов (например, расчет сумм земельного налога в сельской местности осуществляется специалистами сельсоветов). В отдельных случаях плательщик предоставляет этим органам декларацию о фактических или прогнозируемых размерах объекта налогообложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *