Спрос (demand) – одна из важнейших категорий рыночной экономики, выражающая платежеспособную потребность в благах (товарах, услугах), представленных на рынке, т.е. количество товаров и услуг, которые потребители согласны купить по определенным ценам в определенный период времени.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объем или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
На рынке действует закон спроса – чем выше цена, тем меньшее количество благ согласны приобрести потребители, и наоборот. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Графически в координатах цена – количество благ (цена откладывается по вертикали) кривая спроса имеет отрицательный наклон. Помимо цены спрос зависит от так называемых неценовых детерминант:
- потребительских вкусов или предпочтений;
- числа покупателей на рынке;
- денежных доходов потребителей;
- цен на сопряженные товары;
- потребительских ожиданий относительно будущих цен и доходов.
Изменение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо или влево, соответственно увеличивая или уменьшая спрос в целом по каждой из возможных цен.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удается продать за определенное время и по определенной цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешевые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары.
Большой вклад в теорию спроса внес (1913) российский экономист и эконометрик Е.Е. Слуцкий (1880–1948), проанализировавший, в частности, реакцию потребителя на изменение цен и разделивший эту реакцию на эффект дохода (income effect) и эффект замещения (substitution effect). В экономической теории уравнение Слуцкого (Slutsky equation) записывается так:
Эффект цены = Эффект дохода + Эффект замещения
Иными словами, изменение спроса на некоторый товар при повышении или снижении его цены складывается из двух частей: влияния непосредственного изменения спроса (т.е. изменения реальной возможности приобретать данный товар в результате изменения цены на него) и косвенного влияния в результате переключения спроса на другие товары (“Компенсированное изменение цены”).
Для маркетинговых исследований фирмы или для социально-экономических прогнозов поведения покупателей важное значение имеет эластичность спроса на тот или иной товар, выражающая степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены – степень чувствительности потребителей к изменениям цены (см. Эластичность спроса и предложения).
В экономических исследованиях спрос анализируют во взаимодействии с предложением. Различают спрос индивидуальный, рыночный на отдельные блага, а также спрос совокупный как агрегированный спрос в рамках страны в целом. Объем и структура спроса зависят от совокупности экономических, социально-политических, демографических, культурно-исторических, природно-климатических факторов.