Ключевые модели менеджмента

Скорее всего, вы уже слышали о бережливом подходе, SWOT-анализе и ключевых компетенциях. А что вы думаете об анализе рисков и вознаграждений, инновационном цикле и стратегическом планировании человеческого капитала? Даже если вы слышали об этих моделях, действительно ли вы знаете, что они собой представляют и как вы могли бы их применить на практике?

Ниже приведены 60 моделей менеджмента, о которых должен знать каждый менеджер. По каждой ключевой модели дается  руководство, когда и как этой моделью лучше всего воспользоваться, указываются степень реальной работоспособности модели, ее преимущества и недостатки.

60 моделей менеджмента, о которых должен знать каждый менеджер

Модели менеджмента — это не только инструменты, необходимые для  профессионалов и менеджеров, но и, что очень важно, механизмы для коммуникаций.

Модели менеджмента, созданные для повышения эффективности и  результативности работы, можно использовать на стратегическом, тактическом и операционном уровнях, а некоторые из них выступают в качестве инструментов, позволяющих устранять проблемы. Большинство моделей были разработаны с учетом специфики решения конкретных задач и проблем, возникающих в определенной ситуации. К сожалению, ни одна модель менеджмента и даже ни одна группа таких моделей не может гарантировать, что менеджер или консультант с ее помощью сможет объективно подойти к решению проблемы и сделать все, что в его силах. Более того, многие предлагаемые модели менеджмента порой могут загнать в тупик и менеджеров, и консультантов, если они решат ими воспользоваться. Но при этом такие модели в целом могут помочь менеджерам и консультантам разобраться в том, что происходит в их бизнесе, так как эти управленческие инструменты позволяют снизить степень сложности и неопределенности, которые обычно сопровождают любое дело.

Ниже приведены 60 инструментов и приемов, относящихся к современным моделям менеджмента, и объяснено, как ими можно воспользоваться при управлении бизнесом. Бизнес-модели можно разделить на категории, основываясь на различных критериях.

Для описания моделей менеджмента использованы две большие классификации, в которых деление осуществляется в зависимости от использования модели и ее функции, а именно принятия решений, связанных с менеджментом (на стратегическом, тактическом и операционном уровнях), и функционального предназначения в бизнесе (например, финансы или маркетинг). С учетом этого все модели менеджмента условно разделены на три части — в зависимости от области менеджмента, в которой их применение наиболее обосновано.

I. Стратегические модели менеджмента (позиционирование / цели)

Эти модели полезны при анализе и планировании стратегической позиции компании. Они помогают получить ответы на стратегические вопросы.

Стратегические модели менеджмента:

  1. Матрица Ансоффа (матрица «продукция—рынки»)
  2. Матрица BCG
  3. Стратегия голубого океана
  4. Конкурентный анализ: пять сил Портера
  5. Ключевые компетенции
  6. Модель роста Грейнера
  7. Отличительные способности по Каю
  8. Компания, ориентированная на рынок
  9. Офшоринг / аутсорсинг
  10. «Дорожная карта»
  11. Сценарное планирование
  12. Стратегический диалог
  13. Модель стратегического управления человеческими ресурсами
  14. Стратегическое планирование человеческого капитала
  15. SWOT-анализ
  16. Цепочка создания ценности
  17. Управление, осуществляемое с учетом стоимости компании
  18. Ценностные дисциплины Трейси и Вирсемы

II. Тактические модели менеджмента (проектирование / организация)

Модели этого рода можно использовать для организации процессов, происходящих в компании, а также для распределения ресурсов. При анализе и создании совершенных организаций они помогают получить ответы на вопросы,  начинающиеся со слова «как».

Тактические модели менеджмента:

  1. Модель 7S
  2. Функционально-стоимостной анализ
  3. Теории Е и О Бира и Нориа
  4. Бенчмаркинг
  5. Реинжиниринг бизнес-процессов
  6. Конкурирующие ценности, влияющие на организационную эффективность
  7. Ведущие секторы
  8. Семь навыков преуспевающих людей
  9. Пирамида Карри: управление потребительским маркетингом и  взаимоотношениями с потребителями
  10. Анализ DuPont
  11. Отпускная заводская цена
  12. Модель стратегического выравнивания Хендерсона и Венкатрамана
  13. Культурные измерения
  14. Дом спроса и предложений
  15. Инновационный цикл
  16. Маркетинг-микс, или 4P Котлера
  17. Восемь фаз изменений
  18. Модель закупок Кралича
  19. Бережливый подход / «точно в срок»
  20. Анализ МАВА
  21. Компенсационная модель Милковича
  22. Конфигурации Минцберга
  23. Модель закупок Монзка
  24. Анализ накладных расходов
  25. Быстрореагирующее производство
  26. Пятая дисциплина Сенге
  27. Шесть сигм
  28. Модель совершенства Европейского фонда управления качеством
  29. Теория ограничений
  30. Запасы, управляемые продавцом

III: Операционные модели менеджмента (реализация / выполнение)

Этими моделями можно воспользоваться для изменения компаний и для внедрения в них передового опыта. Они помогают получить ответы на вопросы «кто?», «что?» и «когда?», которые задаются при анализе того, как происходит реализация программ в совершенных организациях и как эти программы можно улучшить. К этой же категории отнесены модели, применяемые для того, чтобы оптимизировать эффективность операционных процессов.

Операционные модели менеджмента:

  1. Сбалансированная система показателей
  2. Командные роли по Белбину
  3. Пентаграмма брендинга
  4. Квадранты изменений
  5. Дисконтированный поток денежных средств
  6. Кайдзен / гемба
  7. Управленческие роли по Минцбергу
  8. Анализ рисков и вознаграждений
  9. Анализ основных причин / анализ Парето
  10. Шесть шляп мышления
  11. Цикл Деминга
  12. Карта потока создания ценности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.