Отпускная заводская цена

Общее описание модели «Отпускная заводская цена»

Модель отпускной заводской цены — это современный метод пополнения активов, позволяющий снизить транспортные расходы и повысить эффективность цепи поставок. Согласно этому методу, ритейлеры просят своих поставщиков отпускать им продукцию по заводским ценам, т. е. без добавления к ней расходов производителя на доставку товаров в организацию розничной торговли.

Получив продукты на таких условиях, ритейлер сразу начинает нести за них ответственность, т. е. сам контролирует пополнение своих запасов, сам забирает продукцию у поставщика по мере возникновения потребности в ней. При таком подходе к пополнению запасов ритейлер больше не платит дополнительную сумму за транспортировку, осуществляемую поставщиком (или третьей стороной).

Модель отпускной заводской цены
Модель отпускной заводской цены

Модель отпускной заводской цены потенциально может дважды обеспечить экономию в цепи поставок. Во-первых, ритейлер получает доступ ко всему ассортименту продукции, предлагаемой разными поставщиками, в результате чего издержки, которые он несет на транспортировку и содержание запасов, компенсируются преимуществами скоординированных поставок. В этом случае ритейлеру легче планировать логистическую деятельность относительно каждой партии и осуществлять доставку продукции своевременно, с некоторым опережением сроков, что помогает ему оптимизировать использование транспорта и затраты на него при получении товаров от разных поставщиков. Во-вторых, объединение первичных и вторичных этапов в рамках одной поездки способствует снижению общих транспортных затрат. Под первичным этапом поездки понимается та часть маршрута, при которой заказчик забирает товары, а под вторичным — доставка продукции поставщиком в ходе той же поездки своим различным подразделениям и филиалам.

Благодаря тому что в ходе одной поездки можно забрать продукты из различных источников их поставок, устраняются экономически невыгодные части маршрута. К тому же при таком подходе легче спланировать отправку транспортного средства в рейс с его полное загрузкой.

Когда следует применять модель отпускной заводской цены

Объясняемый здесь метод особенно хорошо подходит для случая, когда число поставщиков в цепи поставок намного больше числа ритейлеров. Важно определить, каким является соотношение числа точек отправки грузов (мест расположения поставщиков) и числа точек их доставки (мест расположения ритейлеров). Синергия, возникающая в результате более простой организации поставок и сокращения сроков поставок, приводит к появлению преимущества особого рода. Чем ближе расположены друг к другу поставщики, тем выше эффективность описанного здесь процесса и тем большее преимущество получает ритейлер.

Важной составляющей, требующей учета в этом процессе, является стоимость поставки товара, которая зависит как от объема груза, так и от стоимости груза исходя из этого объема. При больших объемах обеспечивается полная загрузка транспортного средства (грузовика), в результате чего транспортные затраты фактически становятся постоянными и не зависящими от того, кто отвечает за доставку груза. Однако при часто осуществляемых перевозках небольших по объему грузов добиться полной загрузки грузовиков удается далеко не всегда, и тогда возникает вполне обоснованная задача оптимизировать поездки и загруженность транспортных средств, особенно при высокой удельной стоимости груза. При низкой удельной стоимости продукции нет никакого резона искать какой-либо компромиссный вариант, учитывающий затраты на транспортировку и на содержание продукции в запасах. В то же время, если удельная стоимость высокая, поиск такого варианта становится вполне оправданным.

К другим условиям, которые надо учесть до применения метода отпускной заводской цены, относятся наличие логистических возможностей и готовность ритейлера справедливо поделиться получаемыми преимуществами с различными поставщиками. Надо принять во внимание и то, что успешной реализации этого подхода может мешать отсутствие доверия между участниками. Впрочем, подобные препятствия имеют место при использовании любого метода пополнения запасов, при котором сторонам надо сотрудничать друг с другом.

Преимущества модели отпускной заводской цены

  • Повышение эффективности транспортировки, чего можно добиться, если выяснить, какие на самом деле средства требуются для ее осуществления. Например, поставщики, имеющие хорошо отлаженную систему транспортировки и умеющие предлагать эффективные по затратам решения, будут и дальше оказывать ритейлерам услуги этого рода. В то же время, если поставщики не считают транспортировку своей ключевой компетенцией или не могут ее организовывать эффективно, они могут воспользоваться моделью отпускной заводской цены и передать ответственность за доставку продукции самому ритейлеру или поставщику логистических услуг.
  • Улучшение показателей доступности: более тесное сотрудничество поставщика и ритейлера положительно сказывается на всей цепи поставок. Показатели доступности — это отношение времени, в течение которого поставщик способен поставить продукцию ритейлеру в требуемом объеме, к продолжительности интервала наблюдения, например за сутки. Модель отпускной заводской цены предназначена в том числе и для того, чтобы на полках в магазинах ритейлера потребитель мог найти более широкий ассортимент интересующих его товаров.
  • Более низкие цены для потребителя: более низкие транспортные затраты ведут к более низким ценам, что выгодно для покупателей.
  • Уменьшение пагубного влияния на экологию: при использовании более крупных транспортных средств сокращается общее число поездок, что в сочетании со все более совершенными системами планирования маршрутов приводит к уменьшению вредных выбросов в окружающую среду.

Как следует пользоваться моделью отпускной заводской цены

Компании, которым потенциально интересна модель отпускной заводской цены, в первую очередь должны получить ответы на следующие вопросы, так как их содержание в значительной степени определяет, будут ли реализованы преимущества этой модели или нет.

  1. Можно ли добиться сокращения частоты доставок грузов?
  2. Приведет ли получение ответственности за транспортировку к получению стоимостных преимуществ или к улучшению обслуживания?

Однако нужно учесть и другие условия, которые также важны:

  • насколько ритейлер может гибко осуществлять транспортную функцию (т. е. насколько гибко он может действовать в соответствии с контрактами, которые он заключил с поставщиками логистических услуг, или в какой мере его парк транспортных средств укомплектован всем необходимым);
  • каковы характеристики продукции (например, гарантийный срок, размеры, вес), определяющие возможности по объединению разных продуктов в партию, которая доставляется на одном грузовике.

К тому же надо изучить наличие временных окон, в течение которых возможна доставка, и насколько прозрачны методы ценообразования у поставщика.

При отпускной заводской цене поставщики больше не несут ответственности за транспортировку своей продукции. Однако в этом случае мощности погрузочно-разгрузочных площадок поставщика должны быть повышены, в значительной степени должна измениться и инфраструктура участков комплектации продукции и ее погрузки в распределительных центрах поставщика. Вместе с тем из-за уменьшения числа транспортных операций и передачи ответственности за них у поставщика сократится объем административных видов деятельности.

При этом варианте взаимодействия ритейлерам обычно требуется наращивать свои транспортные и погрузочные мощности, а также более активно заниматься административными вопросами. На практике стратегия закупок, реализуемая в этом случае ритейлером, должна проводиться с учетом разделения товаров и связанных с их транспортировкой услуг на категории.

Выводы

Стимулами, подталкивающими ритейлера более активно прибегать к данной схеме, являются его возросшая покупательная способность и увеличившиеся преимущества от экономии на масштабах производства. В то же время поставщики, как правило, не испытывают положительных эмоций к этой схеме и не горят желанием в ней участвовать, утверждая, что связанная с этим возрастающая ценовая прозрачность ослабляет их позицию в ходе переговоров с ритейлерами. Активному внедрению этой модели мешает отсутствие механизма справедливого перераспределения преимуществ, получаемых благодаря синергии, так как без него нельзя добиться доверия между всеми заинтересованными сторонами.

Альтернативами модели отпускной заводской цены можно назвать модели «запасы, управляемые продавцом», «совместное планирование, прогнозирование и пополнение» (collaborative planning, forecasting and replenishment, CPFR) и «планирование постоянного пополнения запасов» (continuous replenishment planning, CRP). CRP — это относительно простая стратегия, при которой участники, последовательно расположенные друг за другом в цепи поставок (например, поставщик и ритейлер), обмениваются информацией о фактическом спросе, реальных уровнях запасов и поставках. Участники цепи поставок пополняют свои сведения данными, получаемыми в местах продаж, вместо запуска процесса пополнения, основанного на простых моделях управления запасами, и традиционных экономичных размеров заказов. При таком подходе члены цепи поставок сотрудничают на этапе координации, т. е. вместо запасов используется информация.

CRP приводит к частым поставкам небольших объемов продукции, размер которых определяется темпами ее фактического потребления (речь идет о так называемой «вытягивающей» системе). «Вытягивающая» система (от англ. pull system) — это запуск производства именно в тот момент, когда необходимо пополнить запасы или когда возникнет спрос, т. е. потребитель «вытягивает» товар из системы, которая должна все время находиться с ним в контакте. Сходство моделей «запасы, управляемые продавцом» и «отпускная заводская цена» заключается в том, что при их применении ответственность за принятие важных решений в цепи поставок и за уровни запасов переходит к одному участнику этой цепи, что приводит к снижению общих затрат и повышению потребительской ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.