«Дорожная карта» как модель менеджмента

Общее описание модели «Дорожная карта»

Составление «дорожной карты», или поэтапного плана действий, помогает формировать общее видение бизнеса в компании. Это процесс, при помощи которого эксперты прогнозируют, какими будут будущие технологии и как будут развиваться рынки, а также определяют последствия такого развития событий для отдельных компаний. Модель такой «дорожной карты» дает описание того, каким образом можно структурировать процессы развития.

При составлении «дорожной карты» необходимо уточнить будущие цели (сформулированные главным образом на основе мнений экспертов о том, как будут развиваться технологии) и предложить пути их достижения. Руководствуясь результатами такого анализа, можно определить тот вклад, который может внести в такое развитие отдельная компания, или как эта компания может реагировать на происходящие изменения. Для объяснения указанного процесса мы воспользуемся «дорожной картой» с координатами «продукты» и «технологии».

В последние десятилетия было создано множество различных «дорожных карт». При изучении таких «карт», где ставка сделана на технологии, можно выделить четыре их вида:

  1. Отраслевые «дорожные карты». К этому виду относятся карты, в которых указано направление ожидаемого развития отрасли. Процесс, отраженный на такой карте, показывает способ, при выборе которого отдельные компании минимизируют свой риск, что достигается за счет участия разных заинтересованных сторон в принятии решений о приоритетах будущего развития технологии. В ходе этого обсуждения определяется вклад в исследование, который должна внести каждая из сторон. Отраслевой «дорожной картой» также можно воспользоваться для того, чтобы получить финансирование (как частное, так и государственное).
  2. Корпоративные «дорожные карты». Они разрабатываются для того, чтобы помочь отдельным компаниям сделать стратегический выбор, и могут основываться на отраслевых «дорожных картах». В таких «картах» описываются комбинации продуктов и рынков.
  3. Продуктово-технологические «дорожные карты». Это одна из разновидностей рыночного анализа, оценки продукта и изучения технологий, которые объединены для разработки плана внутренних НИОКР и последовательности шагов, которые надо сделать при выведении на рынок новых продуктов. Модель, рассмотренная ниже,  относится к «дорожным картам» именно этого вида.
  4. Компетентностно-исследовательские «дорожные карты». При составлении «дорожных карт» этого вида основное внимание уделяется  компетенциям и исследованиям, необходимым для создания какой-либо технологии или ее части. Такие «карты» либо составляются по отдельности, либо, как показано на рисунке ниже, объединяются с другими в единую «карту».
"Дорожная карта"
«Дорожная карта»

Когда следует применять модель «Дорожная карта»

Продуктово-технологические «дорожные карты» могут применяться для того, чтобы задать более точные ориентиры для будущих действий. Они полезны для проведения более глубокого анализа профессионалами, которые занимаются разработкой новых рынков, особенно с технологической ориентацией. Для выживания на таких рынках важно разрабатывать новые продукты, что обусловлено постоянным сокращением жизненных циклов продуктов . Поэтому составление «дорожных карт» является очень полезной стратегией для компаний, постоянно  ищущих возможности для создания новых товаров и услуг. Благодаря этой модели можно структурно определить новые рынки, продукты и технологии.

«Дорожные карты», как правило, включают в себя следующие описания:

  • появление на рынке: описание продукта и требуемых для его создания исследований;
  • предназначение: результаты анализа рынка, продукта и технологии;
  • временные параметры: критический путь и сроки появления продукта на рынке;
  • ресурсы: деньги, люди и технологии, требующиеся для создания новых товаров и услуг.

Благодаря применению «дорожных карт» обеспечивается ряд преимуществ:

  • Участвующая в составлении «дорожной карты» компания получает ценную стратегическую информацию.
  • В основе долгосрочного стратегического планирования лежит сбор хорошо структурированной информации, благодаря чему компания может принять более обоснованные решения, относящиеся к будущим товарам, услугам и технологиям.
  • На карту можно нанести как внутренние данные, так и внешние, что помогает прийти к хорошо структурированному видению меняющихся рыночных факторов, потребительских запросов, технологий, факторов окружающей среды и поставщиков.
  • Достижение более полного и точного согласования затрат на НИОКР и разработку продуктов, чему способствует выявление возможностей по объединению новых технологий с новыми продуктами.
  • «Дорожные карты» могут быть источником появления новых вариантов использования уже применяемых технологий (прежних технологий для новых товаров и услуг).
  • Результаты, получаемые при помощи таких «карт», помогают выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности, связанные с продуктами и технологиями.
  • «Дорожные карты» являются мощным инструментом привязки всей компании к новой стратегии развития и процессам разработки новых продуктов. С их помощью проектные команды могут быстро  адаптироваться к изменениям стратегического характера.
  • Такие «карты» помогают выявить потенциал синергии между поставщиками и покупателями, а также между конкурентами.

Как следует пользоваться моделью «Дорожная карта»

Продуктово-технологическая «дорожная карта» строится по результатам:

  1. анализа рынка;
  2. изучения технологий;
  3. оценки продукта.

Анализ рынка проводится по принципу «снаружи внутрь» и предназначен для выявления новых и долгосрочных по своей природе запросов потребителей. Его результаты показывают, какими будут новые потребности и ценность, добавленная компанией (компаниями). Изучение технологий имеет другую направленность — «изнутри наружу». В ходе этого изучения портфель продуктов сравнивается с другими возможными товарами и услугами. Изучение технологий в сочетании с оценкой продукта помогает определить различия и возможности новых продуктов.

На следующем этапе результаты, полученные при помощи «дорожной карты», обсуждаются в ходе «мозгового штурма». Предлагаемые новые идеи продуктов оцениваются с точки зрения потенциальных выигрышей, которые можно получить, выраженных такими показателями, как уникальное торговое предложение (unique selling points, USP) и прибыль на инвестированный капитал (return on investment, ROI); а также с позиции сопровождающих этот вариант рисков (технологической и рыночной готовности); требуемых ресурсов (инвестиций). Естественно, наиболее ценными новыми продуктами являются предложения с самой высокой доходностью и с самыми низкими рисками и потребностями в ресурсах. По результатам такого анализа уже можно составлять план внутренних НИОКР, в основе которого лежат исследования, требуемые для того, чтобы запустить в производство новый продукт. Кроме того, после этого уже можно разработать и план действий по выходу с новым товаром / новой услугой на рынок.

Хотя анализ рынка, изучение технологий и оценку продукта могут провести  руководители компании (скорее всего, с привлечением внешней консалтинговой фирмы), наиболее полные и точные «дорожные карты» появляются на свет в тех случаях, когда в их разработке участвуют представители различных организаций и университетов. Одним из важнейших факторов, в значительной степени способствующих высокому качеству «дорожной карты», является привлечение к его разработке «чемпионов». Этим термином в данном случае называют уважаемых и очень хорошо известных экспертов из конкретной (технологической) сферы. Если отраслевой эксперт высказывается в поддержку предлагаемого варианта «дорожной карты», остальные специалисты принимают ее гораздо охотнее.
Существуют и другие факторы, способствующие успеху при применении этой модели. Вот некоторые из них.

  • Составлением «дорожных карт» должны заниматься ведущие специалисты, являющиеся признанными экспертами, которые отлично разбираются в особенностях конкретной отрасли.
  • Если руководители хотят, чтобы «дорожная карта» на самом деле оказала положительное влияние на их компанию, они должны сами активно участвовать в ее составлении.
  • «Дорожные карты» надо регулярно обновлять, чтобы уточнять постоянно происходящие изменения, связанные с продуктом, рынком и технологиями.
  • Помочь с процессом составления «дорожной карты» и проведением собеседований с заинтересованными в ней лицами может специалист из внешней компании (например, консультант).
  • Чтобы коммуникации, относящиеся к «дорожной карте», были эффективными и чтобы все такие «карты» были хорошо согласованы друг с другом, очень  важно при их составлении использовать унифицированный подход.
  • «Дорожную карту» следует рассматривать как инструмент долгосрочного применения, используемый для стратегического развития. Если  стратегическое видение охватывает период менее двух лет, для составления «дорожной карты» оно не подходит.

Выводы

Составление «дорожной карты» — это метод, помогающий добиваться в компании общего видения будущего; при этом считается, что создание общего видения мира так же важно, как и подготовка окончательного варианта «дорожной карты». Поэтому составление таких «карт» может не обеспечить успеха тем компаниям, видение мира которых отличается от доминирующего (у тех компаний, которые вовлечены в данный бизнес).

Основное предназначение такой «дорожной карты» — стимулировать деятельность персонала за счет лучшего понимания перспектив и способов улучшения положения дел. Но, хотя в «дорожной карте» описываются конкретные виды деятельности и проекты, будущее остается неизвестным и далеко не всегда предсказуемым. Поэтому ее следует рассматривать как способ визуализации будущего. Однако несмотря на то, что такая «карта» составляется на основе рыночных данных, она ни в коей мере не носит прогнозный характер. Чтобы вносить в «запланированное» видение  будущего текущие события, связанные с развитием, «дорожную карту» следует достаточно часто обновлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.