Ведущие секторы

Общее описание модели «Ведущие секторы»

Каждому человеку присущи те или иные качества, совокупность которых описывает его истинную сущность. Такие качества, в том числе слова, которые человек часто произносит, чаще всего испытываемые им чувства, совершаемые им поступки и его ценностные установки, пронизывают каждый аспект жизни этого человека.

Освобожденное от всех осознанно и неосознанно воздвигаемых в повседневной жизни внешних защитных и регулирующих барьеров, ваше ключевое качество описывает то, кем вы на самом деле являетесь. Но что представляет из себя ваше ключевое качество? Определить, описать и провести диагностику вашего ключевого качества вам поможет модель ведущих секторов, или, как ее еще называют, модель ключевых квадрантов, предложенная Д. Офманом (2001).

Когда следует применять модель ведущих секторов

Ведущие секторы можно использовать, чтобы определить, какими являются ваши сильные и слабые стороны, какие ловушки вас поджидают, с какими вызовами вы сталкиваетесь и к чему испытываете неприязнь. После того как вы разберетесь со всем этим, вы сможете выявлять похожие характеристики в других людях. Более того, вы сможете лучше понимать собственные реакции, вызванные теми или иными ситуациями. Изучив более детально свои ключевые компетенции, вы сможете получить более полное представление о проблемах, возникающих у других людей, и заниматься самоанализом.

Ведущие секторы
Ведущие секторы

Как следует пользоваться моделью ведущих секторов

Хотя точно сформулировать суть ключевого качества довольно трудно, это сделать легче, если рассматривать его в различных перспективах.

  • Какова основная ловушка, подстерегающая вас? (Избыточно сильное проявление вашего ключевого качества.)
  • Каков самый большой вызов, с которым вы сталкиваетесь? (Противоположность ловушке.)
  • Что вас раздражает в других (неприязнь), если это выразить в параметрах ключевых качеств? (Противоположность вашему ключевому качеству и слишком сильно проявляющий себя вызов.)

Ведущий сектор показывает другие, но в то же время взаимозависимые, перспективы вашего ключевого качества. Если вы сможете осмыслить эти ключевые качества, ловушки, вызовы и степень неприязни, эффективность и результативность вашего общения с другими людьми значительно повысятся.

Сила этой модели заключается в том, что она предлагает четыре перспективы изучения ключевого качества. Конечно, не следует забывать и о различиях, хотя бы и незначительных. У одного и того же ключевого качества, например, могут быть разные ловушки, вызовы и степень неприязни. Поэтому важно уточнить содержание квадрантов более детально и применительно к каждому человеку.

Для этого Офман предлагает добавить к каждому из четырех элементов три дополнительных перспективы, в результате чего можно создавать комбинации, образующие индивидуализированный суперквадрант:

  • все, что вы говорите, чувствуете, любите, прощаете, желаете, ненавидите в отношении себя, или чего вам, как вы считаете, не хватает;
  • все, что вы говорите, чувствуете, любите, прощаете, желаете, ненавидите в отношении других, или чего им, как вы считаете, не хватает;
  • все, что другие говорят, чувствуют, любят, прощают, желают, ненавидят в отношении вас, или чего вам, как они считают, не хватает.

При работе с суперквадрантом могут обнаружиться не самые приятные вещи: несоответствие между тремя перспективами, которые его образуют, свидетельствует о том, что вы не являетесь тем, кем кажетесь, и не действуете так, как хотели бы. На самом деле вы стараетесь скрыть ваши истинные чувства, избежать поджидающих вас ловушек и обуздать негативные эмоции, вызываемые испытываемой вами неприязнью. Другими словами, вы «играете роль».

Несоответствие, встречающееся в содержании ключевого квадранта, также может свидетельствовать о том, что вы, вероятно, описываете симптомы ловушки или результаты ее действия. Например, ключевое качество «энтузиазм» может порождать особую ловушку — фанатизм, который влечет за собой отрицательную обратную связь, вызывающую разочарование, желание отступить, отказаться от достижения намеченной цели и в конечном счете порождающую повышенное самомнение (эготизм). Однако сам по себе эготизм не является ловушкой.

Ключевые квадранты могут использоваться при подготовке к встречам, в ходе которых будут общаться люди с противоположными ключевыми качествами. Вместо конфронтации обе стороны должны стремиться к большему уважению и пытаться узнать друг у друга что-то новое.

Выводы

Ключевые квадранты доказали, что это полезный метод повышения взаимопонимания и уважения людей с противоположными ключевыми качествами. Однако при самоопределении или оценке других можно столкнуться с одной опасностью, изначально присущей этой модели: существует вероятность того, что эта оценка проведена неправильно. Поэтому очень важно привлечь к этому процессу и других людей, чтобы подойти к нему с разных перспектив.

Самое главное заключается в том, что постоянные усилия, направленные на познание своих ключевых качеств, могут позволить максимально приблизиться к пониманию своей истинной сущности и благодаря этому добиться успехов в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.