Модель совершенства Европейского фонда управления качеством

Общее описание модели совершенства Европейского фонда управления качеством

Модель совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM) помогает разработать подходящую организационную структуру и соответствующую ей систему менеджмента и при их помощи создать совершенную компанию.

Модель совершенства EFQM построена на допущении, что высокие результаты, касающиеся функционирования, потребителей, персонала и общества, достигаются благодаря партнерству, ресурсам и процессам (см. рисунок ниже). Эта модель ориентирована на достижение результатов и имеет высокую степень сфокусированности на потребителях.

Модель совершенства EFQM
Модель совершенства EFQM

Модель совершенства объясняет пробелы в деятельности и помогает задать направления улучшения. По своей природе она не относится к категории предписывающих и базируется на так называемых «фундаментальных показателях», к которым относятся:

  • лидерство и целеустремленность в достижении целей;
  • менеджмент на основе процессов и фактов;
  • профессиональное развитие сотрудников и их вовлеченность;
  • постоянные обучение, инновации и совершенствование;
  • развитие партнерств;
  • корпоративная социальная ответственность.

Когда следует применять модель совершенства Европейского фонда управления качеством

Модель совершенства EFQM является моделью общего вида, применяемой для оценки и разработки структуры компании, описываемой с позиций передового опыта. Она основывается на различных культурных и структурных элементах и ориентирована на создание совершенной организации. Ею могут пользоваться руководители и менеджеры компании любого типа, которые хотят реализовать выбранную стратегию и изменить и улучшить прежние организационные структуры и процессы.

Как следует пользоваться моделью EFQM

В этой модели выделено пять организационных участков (движущие факторы) и четыре функциональных зоны (результаты).

Под организационными участками понимаются ключевые элементы, обеспечивающие эффективное управление организацией: лидерство, политика и стратегия, персонал, партнерства и ресурсы, процессы.

Ключевые результаты деятельности не только отражают, насколько хорошо организация функционирует, но и оценивают ее «здоровье» в разных перспективах: с точки зрения результатов для потребителей, результатов для персонала, результатов для общества.

Лидерство требует от менеджеров:

  • разработать миссию, видение и ценности;
  • прививать культуру совершенства в организации;
  • лично активно заниматься разработкой, реализацией и совершенствованием  управленческой системы организации;
  • активно взаимодействовать с потребителями, партнерами и представителями общества;
  • мотивировать, поддерживать и признавать заслуги сотрудников, работающих в организации.

Политика и стратегия. В качестве основы для определения уровня совершенства используются следующие критерии:

  • нынешние и будущие потребности и ожидания всех заинтересованных лиц;
  • информация, требуемая для измерения показателей деятельности, проведения исследований, обучения и выполнения творческих по своей природе видов деятельности;
  • постоянные разработки, пересмотры и актуализация;
  • компоновка ключевых процессов на основе созданного плана.

Персонал. Эта составляющая играет важную роль. Положения EFQM предусматривают следующее:

  • использование человеческих ресурсов должно планироваться, необходимо управлять ими и внимательно заниматься их совершенствованием;
  • знания и компетенции персонала следует выявлять, развивать и поддерживать на соответствующем уровне;
  • персонал надо вовлекать в работу и наделять необходимыми полномочиями;
  • должен вестись диалог между сотрудниками и организацией;
  • людей нужно справедливо вознаграждать за их вклад, признавать их достижения и заботиться о них.

Партнерства и ресурсы. Для достижения совершенства руководители и менеджеры должны:

  • управлять внешними партнерствами;
  • обеспечивать финансовую поддержку;
  • иметь соответствующие здания, оборудование и материалы;
  • применять необходимые технологии;
  • иметь необходимые знания и информацию.

Процессы. К категории совершенных процессов относятся те, для которых характерно:

  • системное проектирование и управление ими;
  • инновационное улучшение, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей и повышать ценность продукции;
  • производство качественных товаров и услуг, которые удовлетворяют запросы потребителей и соответствуют их ожиданиям;
  • обеспечение производства, доставки товаров и услуг и послепродажного обслуживания;
  • управление и улучшение отношений с потребителями.

При выборе модели EFQM потребительские, кадровые и общественные результаты измеряются показателями восприятия и отслеживаются при помощи показателей деятельности.

Все результаты, достигаемые организацией на основе запланированных показателей, в совокупности называются ключевыми результатами деятельности, включающими ключевые показатели выхода продукции и ключевые показатели деятельности.

Для создания соответствующего эффекта от накопленного опыта важна обратная связь, идущая от функциональных зон, где задаются цели для организационных участков. Показатели деятельности можно разработать такими, чтобы они измеряли влияние действий, направленных на совершенствование.

Выводы

Модель совершенства EFQM является широко признанным инструментом, применяемым для улучшения результатов и повышения профессионализма компании при выполнении ею цикла планирования и контроля. В разработке этой модели принимали участие ведущие менеджеры таких известных европейских компаний, как Renault, Philips и Ciba Geigy. В этой модели используются ключевые показатели, необходимые для эффективного анализа, оценки, структурирования, улучшения деятельности организации и управления организацией. Получить полезную информацию о ее применении для самооценки, а также в качестве бенчмаркинговой модели можно на сайте EFQM — www.efqm.org или www.efqm-rus.ru.

Модель совершенства EFQM зачастую рассматривают как модель для принятия стратегических решений. Однако по своей при роде она не является нормативной, т. е. не предписывает, какие конкретные действия должны быть выполнены в ходе управленческого анализа.