Аграрная политика

Содержание:

Сущность аграрной политики. Цели, направления и инструменты аграрной политики

Сферой действия аграрной политики является сельское хозяйство. Главная ее задача состоит в создании условий для обеспечения населения страны продовольствием и решении социально-экономических проблем в аграрном секторе.

Аграрная политика — это стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора.

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Аграрная политика подразделяется на следующие направления:

  1. Политику в области культуры земледелия, охватывающую мероприятия по улучшению плодородия почв, поддержке сельскохозяйственной науки.
  2. Политику регулирования отношений собственности в аграрном секторе, аренды, землепользования, наследования земли, трудового законодательства, деятельности аграрных институтов.
  3. Аграрную рыночную политику, под которой понимается ценовая протекционистская политика на рынке, а также меры финансовой поддержки государством аграрного сектора.

Цели государственной аграрной политики:

  • формирование устойчивого и конкурентного сельскохозяйственного производства;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • достижение сбалансированности рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и готового продовольствия;
  • создание условий для формирования доходов сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающих возможность ведения расширенного воспроизводства;
  • создание паритетных условий обмена с ресурсопроизводящей и перерабатывающей отраслями промышленности;
  • усиление стимулирования сельскохозяйственного руда в направлении повышения его качества, экономической и общественной эффективности;
  • обеспечение роста уровня качества жизни сельского населения;
  • обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственного производства, сохранения и воспроизводства используемых природных ресурсов.

Направлениями аграрной политики выступают:

  • регулирование земельных отношений;
  • развитие аграрного рынка и определение мер по его регулированию;
  • развитие аграрной инфраструктуры;
  • реализация аграрной реформы;
  • антимонопольное регулирование;
  • ценовое регулирование. Прямое государственное регулирование цен выражается в полном или селекционном «замораживании» цен на с/х продукцию и продукцию других отраслей агропромышленного комплекса; в установлении максимальных, минимальных и твердо фиксированных цен; включении механизма разрешительных, уведомительных и местных цен; воздействии на уровни цен через их регулирование, продукции государственных предприятий и т.д. Косвенное регулирование цен осуществляется через монетарную и фискальную политику, политику доходов;
  • выработка бюджетной, кредитно-финансовой и страховой политики;
  • формирование экономико-правового механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
  • определение с учетом международных обязательств согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях;
  • развитие аграрной науки, консультативно-информационной деятельности и научно-технического сотрудничества в аграрной сфере;
  • создание экономических условий для осуществления инвестиционных проектов в аграрной сфере;
  • координация в области подготовки и переподготовки кадров для агропромышленного комплекса;
  • обеспечение развития социальной сферы;
  • регулирование охраны окружающей среды и природопользования.

Звенья аграрной политики:

  • выработка научно-обоснованных концепций развития аграрного сектора;
  • определение приоритетных направлений развития аграрной сферы;
  • разработка мер по финансовому обеспечению поставленных экономических и социальных проблем сельского хозяйства;
  • осуществление практических действий по достижению поставленных целей с учетом выбранных путей их достижения.

Прежде всего следует отметить, что все меры государственного регулирования в сельском хозяйстве, как и в целом в экономике, можно разделить на меры прямого и косвенного государственного регулирования.

К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

  • прямых государственных компенсационных платежах;
  • платежах при ущербе от стихийных бедствий;
  • платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

  • ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  • компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;
  • содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  • содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

Инструменты аграрной политики условно принято делить на две большие группы по критерию характера их влияния на прибыльность сельскохозяйственных товаропроизводителей:

  • обеспечивающие рост прибыльности сельскохозяйственного производства;
  • не оказывающие непосредственного влияния на рост прибыльности сельскохозяйственного производства.

Меры поддержки предприятий сферы сельского хозяйства состоят из шести инструментов:

  1. Налоговые льготы представляют собой способ увеличения доходов предприятий сферы сельского хозяйства путем уменьшения государственных сборов. Льготы представляют собой пониженную или нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении определенных условий.
  2. Субсидии — меры материальной поддержки для предприятий, находящихся на грани убыточности или уже убыточных. Субсидировать могут страховые взносы, оборотные ресурсы компании, инвестиции.
  3. Закупочные и товарные интервенции представляют собой дополнительные заказы на продукцию со стороны государства. Это увеличивает спрос, и, следовательно, цену на продукцию, поддерживая предприятия АПК.
  4. Таможенное ограничение импорта продукции АПК позволяет искусственно поднять конкурентоспособность отечественных производителей, что приводит к повышению цен и уровня спроса.
  5. Общая поддержка региона со стороны государственного бюджета направлена на финансирование инфраструктуры в целом. Подобные государственные программы развивают отдельные регионы в комплексе, при этом затрагивается и сфера сельского хозяйства.
  6. Социальная поддержка населения, занятого в сфере сельского хозяйства. Способ включает дополнительные выплаты гражданам, работающим в аграрном секторе, уменьшение пенсионного возраста, предоставление льготных условий для приобретения жилья.

Среди мер прямой государственной финансовой поддержки в зарубежных странах применяются:

  • прямые государственные компенсационные платежи;
  • платежи при ущербе от стихийных бедствий;
  • платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота);
  • субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота;
  • платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства
    (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов);
  • финансирование целевых программ и расходов на НИОКР.

Прямое субсидирование сельского хозяйства осуществляется практически во всех экономически развитых странах, однако их уровень и структура различны. Наибольшая доля прямых платежей в структуре расходов на поддержку сельского хозяйства отмечается в Норвегии, Австралии, США и ЕС.

В отраслевом разрезе наибольшая доля расходов приходится на растениеводство в США, Канаде, ЕС, на животноводство – в Финляндии, Норвегии, Швейцарии. Основной целью прямого субсидирования является государственное регулирование структуры производства в сельском хозяйстве, а также поддержка производителей в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Например, специальные системы поддержки доходов существуют в заболоченных районах Ирландии и труднодоступных высокогорных районах Австрии, а в северной части Финляндии в хозяйствах, расположенных выше 62º северной широты, государство предоставляет повышенные «погектарные» и «поголовные» субсидии сельхозпроизводителям.

Бюджетные трансферты сельскому хозяйству, напрямую увеличивая доходы сельхозтоваропроизводителя, не оказывают непосредственного влияния на рыночные цены. Трансферты разделяются на две группы:

  • платежи, связанные с объемом производства;
  • платежи, сокращающие затраты производителя. Это дотации, субсидирование отдельных видов расходов, государственные капиталовложения, вложения в инфраструктуру и т.д.

Субсидии в странах ЕС достигли 45-50 процентов стоимости произведенной сельскохозяйственной товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70 процентов.

Мировой опыт регулирования развития аграрного сектора

Большинство исследователей при изучении развития аграрной сферы акцентируют внимание на аграрной политике государства. Изучение базовых принципов построения системы государственного регулирования в экономически развитых странах, рассмотрение роли продовольственного рынка в их национальной политике и анализ основных методов регулирования продовольственного обеспечения представляются полезными и пригодными к внедрению с учетом местных особенностей.

С учетом того, что на долю ЕС приходится 17% мирового продовольственного экспорта – это второе место среди экспортеров молочной продукции и свинины, и третье место – как экспортер птицы и зерна, все это вызывает несомненную важность проводимой аграрной политики ЕС в глобальной продовольственной системе.

Государственное регулирование является непременным условием развития аграрной сферы экономики, в том числе зарубежных стран. Целью государственного регулирования выступает создание стабильных экономических, социальных и правовых условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, охрана окружающей среды, наконец, обеспечение продовольственной безопасности страны.

За рубежом государственное регулирование аграрной сферы представляет собой достаточно сложный механизм, состоящий из совокупности инструментов воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Государственное финансирование по поддержке сельского хозяйства превышает в этих странах стоимость произведенного продукта в 1,5-2 раза. Так, единая аграрная политика (ЕАП), сформированная в 1957 г., является одним из важнейших приоритетов Евросоюза практически с момента его образования.

Изначально шесть стран-учредителей признали необходимость формирования единого аграрного рынка и развития агарной сферы по общим правилам. Несомненно, что каждая страна преследовала при этом собственные интересы. Например, Франции и Нидерландам требовались новые рынки сбыта, а Германии, Италии и Бельгии необходимо было предотвратить снижение доходов своих фермеров. В результате в третьей статье Римского договора было зафиксировано обязательство проводить общую сельскохозяйственную политику в соответствии с оговоренными условиями и утвержденным графиком.

На сегодняшний день основные задачи ЕАП представлены как:

  • самообеспеченность ЕС продовольствием и безопасность продуктов питания;
  • участие ЕС в поддержании равновесия на мировом рынке продовольствия;
  • развитие сельских регионов ЕС;
  • противодействие изменению климата и улучшение окружающей среды.

Сегодня члены Европейского союза как суверенные государства имеют возможность реализовывать собственную аграрную политику, но основные параметры государственной поддержки должны соответствовать правилам союза. Именно соблюдение принципа единства многоуровневой поддержки развития аграрного сектора отличает ЕАП ЕС от других государств, что подтверждает практическую значимость европейского опыта. Реализация ЕАП ЕС позволила достичь высокого уровня обеспечения населения продовольствием, модернизировать аграрные производства и создать достаточные продуктовые резервы.

Европейские страны имеют развитые законодательные базы и отработанные механизмы реализации закрепленных в них положений. Они поддерживают весьма высокий уровень самообеспечения продовольствием: Франция – 100%, Германия – 93%, Италия – 78%.

Так, во Франции еще в 1960 г. был принят Закон «О поддержке сельского хозяйства», предусматривающий создание максимально благоприятных условий для национальных сельхозпроизводителей, изъятие из рыночного оборота недоброкачественной отечественной и импортной продукции, недопущение массового ввоза в страну продовольствия по демпинговым ценам. В нем специально указывается, что продовольственная политика является составной частью государственной политики по обеспечению политической и экономической безопасности страны.

Также, государство проводит активное ценовое регулирование, лицензирование импорта. В 1964 году принят Закон «О структуре сельского хозяйства», направленный на развитие сельского хозяйства и стимулирование экспорта сельхозпродуктов. Основные направления государственного регулирования в продовольственной сфере регулирование цен, ограничение импорта продовольствия и сырья для его производства, создание стратегических запасов, субсидирование экспорта, лицензирование импорта, выплата дотаций и компенсаций на материально-техническое обеспечение фермерских хозяйств, кредитование сельского хозяйства и пищевой промышленности, предоставление налоговых скидок, стимулирование объединения фермерских хозяйств в более крупные структуры.

В Швеции, согласно принятому еще в 1940 г. «Закону о регулировании производства и сбыта продуктов сельского хозяйства», комиссиями по пищевым продуктам регламентируются качество продуктов питания, его соблюдение производителями и торговлей, разрабатываются рекомендации по производству и ввозу продовольствия и сырья, размерам посевных площадей пшеницы, овса, сахарной свеклы и др. В 1947 г. закон «О рационализации сельского хозяйства» с последующими дополнениями направлен на поддержку конкурентоспособности своих агропроизводителей и ограничения импорта продовольственного сырья путем квот и пошлин. При стимулировании сельскохозяйственного производства государство исходит из того положения, чтобы доходы фермеров были не ниже размера заработной платы квалифицированных рабочих в среднем по промышленности. Кроме того, государство проводит также активную ценовую политику, поддерживая цены па внутреннем рынке, выделяет субсидии на покрытие убытков при резком увеличении инфляции, финансирует научно-исследовательские работы. Средний размер ввозных пошлин па сельхозпродукты, производимые в стране достигает 35 процентов стоимости ввозимых продуктов.

В соответствии с законодательством субсидируется производство молока, сливочного масла, выделяются ссуды на приобретение сельхозтехники, удобрений, на 30-40 % субсидируются тарифы на электроэнергию, транспорт, горюче-смазочные материалы, субсидируется экспорт сельхозпродукции. Все это направлено на стабильное продовольственное самообеспечение и создание высокого уровня продовольственной безопасности страны.

В ФРГ в 1955 г. был принят закон «О сельском хозяйстве Германии», выравнивающий экономические условия развития промышленности и сферы АПК. Данный закон официально закреплял положение, согласно которому государство обязано рассматривать проблему снабжения населения продовольствием как стратегическую, использовать весь комплекс экономического стимулирования и поддержки АПК, формировать государственные продовольственные фонды и не ставить процесс продовольственного обеспечения государства в зависимость от третьих стран. В 1990 г., после начала военного конфликта между Ираком и Кувейтом в ФРГ был принят закон о продовольственной безопасности. Одной из причин его принятия послужил возникший после начала военных действий ажиотажный спрос на продовольствие в стране.

Согласно этому закону государство, объявив состояние продовольственного кризиса, устанавливает полный контроль над запасами продовольствия и вводит нормированный отпуск продовольственных товаров (через систему карточек) на розничном рынке, одновременно проводя при этом мероприятия по защите прав собственности владельцев мобилизуемых ресурсов.

Государственное регулирование сельского хозяйства в Германии и других странах ЕС включает поддержку высоких цен на продукцию сельского хозяйства, регулирование уровня доходов товаропроизводителей (в зависимости от отрасли), систему льготного налогообложения, направленную на ускоренное внедрение достижений НТП, стимулирование развития наиболее эффективных хозяйств за счет концентрации капитала и производства. Практикуется также установление на некоторые виды продовольственных товаров квот (предельных объемов производства, обеспечивающих гарантированный сбыт), доводимых до каждого хозяйства.

Проведение государством широкой протекционистской политики требует наличия значительных финансовых ресурсов. В странах ЕС на регулирование цен продукции и доходов производителей направляется более 90% аграрного бюджета ЕФОГ (Единого фонда ориентации и гарантирования). В свою очередь, финансирование ЕФОГ занимает 70-85 % бюджетного фонда ЕС, а размер ЕФОГ за последние 15 лет увеличился более чем в 8 раз. Анализируя структуру самого рынка, существующую во всех западных странах, можно выделить ряд основных тенденций и институциональных структур.

Основным является завершение формирования агропромышленных комплексов, как в целом в народном хозяйстве, так и по отраслевому принципу. Следствием этого является выход на рынок готового, обычно в розничных кондициях, продовольствия, которое через розничную торговлю поступает потребителям. Создаются вертикально-интегрированные системы по продуктовому принципу вплоть до конечного продукта. Специализация и концентрация в сельском хозяйстве идет одновременно с процессом региональной специализации с созданием зон специализированного производства. Данная специализация в сельском хозяйстве стала возможной вследствие создания мощной инфраструктуры, в особенности в транспорте, складском хозяйстве и переработке.

Пищевая промышленность сосредоточивается в основном в руках крупных фирм и кооперативов. Именно в ней концентрируется вся современная технология по переработке сельскохозяйственного сырья, которая во многих случаях может быть характеризована как высокая технология, с широким использованием электроники, тонкой химии, современного высокоточного оборудования. Использование современных технологий позволяет централизовать систему управления целыми империями пищевой промышленности. С такими объединениями, созданными и функционирующими, как правило, на специализированной продуктовой основе, трудно бороться мелкому местному производителю. Первые обладают многомиллиардным оборотом, могут контролировать значительную часть национальных и международных рынков, их международные торговые марки известны по всему миру, а их реклама занимает одно из ведущих мест в средствах массовой информации. Тем не менее, мелкое производство продолжает играть значительную роль как субподрядчик, либо как производитель специфического вида продукции (виноделие, сыроделие).

Сначала активный процесс перехода от многоотраслевых региональных структур к специализированным, общенациональным был характерен в основном для отрасли промышленности, но в последнее время сюда оказалось втянуто и сельское хозяйство.

В Европейском Союзе создаются единые продуктовые цепи – от фермера до розничного магазина. Эти крупные системы могут функционировать в условиях рыночного хаоса и занимают господствующее место на рынке. Функционирование подобных интегрированных систем требует постоянного и надежного снабжения сельскохозяйственным сырьем, что достигается за счет организации производства на договорной или контрактационной основе, с жестким регулированием объемов, качества, сроков поставки, цен, а в ряде случаев и самой технологии сельскохозяйственного производства.

Таким образом, вертикально-интегрированные объединения различных типов становятся центральным звеном на рынке, а остальные каналы реализации (прямая фермерская торговля, оптовые и розничные рынки, различного рода торговые дома, ярмарки и т.д.) утрачивают свое значение. Одновременно с этим значительно меняется роль товарных бирж, как особого рыночного института. Основную роль в деятельности бирж играет не торговля наличным товаром, а фьючерсные сделки с фиксацией на этих биржах цен на определенный товар. Хотя и торгуют биржи в большинстве случаев виртуальным товаром, именно на эти цены ориентируется рынок. Массовый товарооборот при этом идет через агропромышленные объединения вертикально-интегрированного типа, осуществляющими связь между фермером и розничными торговцами.

Поэтому, развитие внутреннего продовольственного рынка зарубежных стран, особенно ЕС, во многом обусловлено высокой эффективностью сельскохозяйственного производства, что является следствием действенной системы мер государственной поддержки национального производства, проводимой путем реализации единой государственной стратегии, учитывающей региональные особенности составляющих их территорий.

На сегодняшний день совершенно очевидным является тот факт, что динамика развития отечественной аграрной сферы в значительной степени остается зависимой от мер государственной поддержки отрасли. Правительство предпринимает существенные шаги по поддержке отрасли в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Именно внутренняя и экспортная поддержка сельхозтоваропроизводителей остается важным предметом интереса для значительной части участников отечественного АПК. Такие инструменты, как прямые выплаты производителям, содействие структурным изменениям путем стимулирования инвестиций, финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов, а также возможности использования экспортных субсидий и иные инструменты финансирования экспорта вызывают наибольший интерес.

В связи с этим следует отметить, что внешняя и внутренняя политика нашего государства должна соответствовать агропродовольственной политике, направленной на обеспечение продовольственной безопасности.

Необходимым является разработка методологии учета расходов государственной поддержки аграрного сектора и методики оценки ее реальной эффективности.
Также, важным моментом в практике европейских стран, что должно быть использовано и в отечественной практике, является интеграция науки и образования, что происходит практически повсеместно. Это позволяет повысить результативность и эффективность научных исследований, приводит к усилению взаимосвязи с бизнесом и коммерциализации результатов прикладных исследований.

Таким образом, положительный опыт реализации аграрной политики европейских стран может быть использован в наших условиях, это позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства и обеспечить продовольственную безопасность страны.