Маркетинг (англ. marketing – продажа, покупка на рынке) – система мероприятий по комплексному анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету действия рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности.
Маркетинг – важнейшая составная часть менеджмента.
Основная концепция маркетинга – выявление нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов, а главная задача – обеспечение покупателю того, что ему нужно, в нужном количестве, нужного качества, в нужном месте, по устраивающей его цене, и одновременно получение за счет этого максимальной прибыли.
Основной принцип маркетинга – четкая ориентация на потребительский спрос: производить и продавать товары (услуги), которые будут куплены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести.
Другой принцип маркетинга – активное воздействие на потребительский спрос (формирование потребительского рынка). Не менее важно для маркетинга тщательно учитывать при принятии хозяйственных решений потребности клиентов, состояние и динамику спроса и рыночную конъюнктуру. Потребители обычно недостаточно ясно знают, что они хотят приобрести. Маркетинг призван обеспечить понимание того, что желают покупатели.
Следующий принцип: создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Центр хозяйственных решений смещается от производственных звеньев предприятия к звеньям, близким к рынку.
Наконец, очень важно информирование потенциальных покупателей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их к приобретению данного товара, причем не у конкурентов, а у вас. Поэтому маркетинговые исследования рынка товаров и услуг выходят на передний план. Они включают:
- определение значений показателей, характеризующих спрос на товары и услуги, производимые предприятием в конкретный момент времени (например, на конец года);
- сравнение полученных значений показателей спроса со значениями для предшествующего момента времени (например, на начало года) и установление темпов их роста или снижения;
- выявление доли предприятия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени (например, за год), т.е. сегментация рынка.
С этой же целью:
- сравниваются цены на продукцию предприятия с ценами конкурентов и их изменение за избранный период, т.е. прорабатываются тенденции ценовой политики;
- изучаются мнения потребителей о деятельности предприятия, о качестве и ценах производимых им товаров и услуг, о способах их доставки, о возможных новых видах товаров и услуг (новом качестве), которые они хотели бы получить или которые предлагает предприятие, и о приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и т.д.;
- анализируется воздействие различных факторов на товарный спрос и прогнозирование будущего спроса, методы и приемы деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг.
Конкретные цели маркетинга: оптимизация потребления, нацеленная на развитие производства, максимизация степени удовлетворения желаний потребителей, рационализация выбора потребителей, создание привлекательного образа (имиджа) предприятия в глазах общественности посредством спонсорской, благотворительной деятельности, содействия развитию науки, культуры, проведению различных конкурсов, лотерей и т.д.
Маркетинг — анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции. На основе маркетинга предпринимателями, фирмами и предприятиями разрабатываются программы производства, определяется ассортимент выпускаемой продукции. Маркетинг — не только учет условий рынка, но и инструмент воздействия на формирование спроса, в т.ч. с помощью средств рекламы, выставочно-ярмарочных мероприятий, системы экономического влияния на покупателей.
При исследовании и прогнозировании рынка маркетинг широко применяет экономико-математические методы, математическую статистику, экономические эксперименты (например, пробный маркетинг), изучение жизненного цикла изделий, социологические опросы.
Маркетинг — в широком смысле — философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
Маркетинг — на уровне отдельных субъектов хозяйствования — система, ориентированная на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей посредством:
- планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов;
- определения цен;
- распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта.
Маркетинг — в предпринимательском смысле — система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Также выделяют следующие виды, типы и разновидности маркетинга:
- SMS-маркетинг;
- Агрессивный маркетинг;
- Виртуальный маркетинг;
- Вирусный маркетинг;
- Индивидуальный маркетинг;
- Интернет-маркетинг;
- Латеральный маркетинг;
- Маркетинг «Бизнес для бизнеса»;
- Маркетинг FMCG;
- Маркетинг HORECA;
- Маркетинг в государственном управлении;
- Маркетинг в управлении;
- Маркетинг идей;
- Маркетинг инноваций;
- Маркетинг личностей;
- Маркетинг недвижимости;
- Маркетинг организаций;
- Маркетинг событий;
- Маркетинг территорий;
- Маркетинг услуг;
- Маркетинг физических товаров;
- Многоуровневый маркетинг;
- Нейромаркетинг;
- Некоммерческий маркетинг;
- Партизанский маркетинг;
- Пробный маркетинг;
- Прямой маркетинг;
- Стратегический маркетинг;
- Телемаркетинг;
- Точечный маркетинг;
- Трейд-маркетинг.