Инновация (innovation) – новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.
Инновация, нововведение — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых ученых, кто в 1934 г. ввел в научное употребление данный термин в экономике.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространенному мнению, инновации отличаются от изобретений.
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
- и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
- и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
Виды инноваций:
- Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
- Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
- Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
- Организационные — совершенствование системы менеджмента.
- Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
- Финансовые.
Финансовая инновация – новшество в финансовой сфере, результат процесса создания новых финансовых методов, инструментов, видов операций, платежных систем и технических приемов, способствующих:
- улучшению функционирования финансовых учреждений;
- ускорению финансовых потоков;
- улучшению финансирования предусмотренных расходов;
- снижению рисков и издержек;
- ускорению финансовых операций;
- повышению эффективности бизнеса.
Например, инновации охватывают в области:
- государственных финансов – финансирование расходов бюджета по целевым программам;
- органов федерального казначейства – систему лицевых счетов;
- финансов бизнеса – контроллинг, применение метода «кэш-флоу»;
- денежного обращения – систему СВИФТ, электронные деньги, пластиковые карты и др.