IPO

IPO (initial public offering)

IPO (initial public offering) – первое публичное размещение акций нового выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов. Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций путем открытой подписки, так и путем публичной продажи акций существующего выпуска.

В мировой практике IPO проводятся для того, чтобы акции компании продавались на бирже и она привлекала денежные средства на открытом рынке капиталов.

Основные задачи, которые ставят перед собой компании, запуская программу IPO, такие:

  • увеличение объемов собственных средств;
  • получение доступа к более дешевому капиталу, чем заимствования;
  • превращение компании в известный бренд, рост ее престижа;
  • привлечение и удержание лучших человеческих ресурсов, сотрудников и руководства компании через их участие в акционерном капитале;
  • экспансия на рынке, приобретение других компаний;
  • расширение возможности финансирования, конвертация долговых обязательств в акционерный капитал;
  • удешевление банковских кредитов;
  • увеличение ликвидности акций для существующих акционеров, которые смогут свободно продавать свои ценные бумаги на бирже.

Издержками публичного обращения акций является необходимость раскрытия финансовой и деловой информации, которая может стать известна конкурентам.

Существует два пути проведения размещения.

Во-первых, c помощью привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг, который проводит публичное размещение, – андеррайтера. Стоимость услуг андеррайтинга может составлять от 2% и до 10%, как это практикуется при выводе новых акций компаний, работающих в сфере высоких технологий, на рынок Nasdaq.

Во-вторых, некоторые компании пытаются обойтись без андеррайтеров и проводят собственные аукционы по размещению акций. Таким способом на практике оказывается сложно установить справедливое ценообразование на акции при размещении. Так, например, известно, что акции компании Google первоначально размещались через аукцион. В результате в первый же день открытых биржевых торгов их цена поднялась сразу на 17%.

Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:

  • Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует свое финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
  • Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учетом устраненных недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:
    • подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO;
    • принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права покупки) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг);
    • создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т.п.);
    • запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (road-show) ) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам. Road-show — серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей ее деятельности и характеристик размещения акций.
  • Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
  • Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка эффективности состоявшегося IPO.

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

  • инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
  • юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
  • аудиторских компаний;
  • коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.

Ещt один элемент, предшествующий IPO, — публичное объявление о размещении.

Самые крупные IPO в мире – это размещение акций бразильской энергетической компании Petrobas, которой в 2010 году было собрано более 70 млрд. долларов США. На втором месте — американская General Motors, увеличившая свой уставный капитал на 23 млрд. долларов. На третьем – Сельскохозяйственный банк Китая – 22 млрд. долларов.

Что касается российских компаний, то самым крупным было публичное размещение акций «Роснефти» в 2006 году – 10,7 млрд. долларов. На втором месте Сбербанк, который продал акций в 2007 году на 8,8 млрд. долларов. А самое «народное IPO» среди российских компаний провел ВТБ, собрав при этом 7,98 млрд. долларов. Его акционерами стали более 131 тыс. россиян.

Участие инвесторов в IPO – занятие и потенциально прибыльное, и одновременно рискованное. Так, акции ВТБ после их размещения упали в цене более чем на 35%, акции ОАО «Открытые инвестиции», наоборот, подорожали на 130%.