Инновационная политика

Содержание:

Сущность и содержание инновационной политики. Влияние инновационной деятельности на экономическое развитие

Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, она выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика — это комбинация мер по созданию благоприятного инновационного климата, стимулированию спроса промышленности на результаты исследований и разработок и высокие технологии, созданию более эффективного режима защиты прав интеллектуальной собственности, использованию стимулов для развития малых инновационных предприятий, поддержке инновационной инфраструктуры и поощрению кооперационных сетей.

Инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Государственная инновационная политика — это система мер, направлений деятельности государства, имеющих своей целью создание комплексного механизма поддержки инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности национальной наукоемкой продукции через систему институциональных преобразований, разработку и совершенствование нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры инновационного процесса.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов страны при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала страны.

Государство организует и координирует взаимосвязь между всеми звеньями науки и сферами производства, услуг как в отраслевом, так и в региональном разрезах. Эта взаимосвязь осуществляется как непосредственно путем финансирования из государственного бюджета, так и через «парки высоких технологий», «технополисы» и другие организационные системы.

Объектами, на которые направлена государственная инновационная политика, являются научная сфера, сфера производства и соединяющая их инфраструктура.

Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:

  • технологической перестройки производства;
  • формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;
  • создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
  • совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
  • привлечения иностранных инвестиций;
  • содействия формированию рыночных механизмов для стимулирования инновационных процессов;
  • научно-технического прогнозирование и программирование и др.

Инновационная политика, являясь составной частью социально-экономической политики, включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер в рамках этих «трех политик», определение главного вопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач являются ключевыми условиями его эффективности. Она включает три этапа:

  • разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности. Она осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
  • определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
  • осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

Сущность инновационного развития экономики заключается в активизации инновационной деятельности по созданию, внедрению и широкому распространению новых продуктов, услуг и технологических процессов как главных факторов качественного роста.

Инновационная деятельность представляет собой совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и общественную выгоду.

В методологическом плане инновационная политика опирается на ряд важнейших
принципов:

  • стимулирование развития фундаментальных исследований;
  • использование отечественного научного потенциала в качестве основы инновационной политики;
  • признание особой роли государства в регулировании правовых отношений, создании экономических условий и обеспечении технической поддержки инновационной деятельности;
  • интеграция научно-технической деятельности и образования;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
  • создание соответствующих условий для конкуренции и предпринимательства в научной и технической сферах;
  • создание и поддержание целостной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней;
  • пропаганда современных достижений государства и осознание неизбежности их дальнейшего продвижения, а также значимости для страны.

Цели инновационной политики и направления инновационной деятельности. Роль государства в стимулировании инновационной деятельности

Любая политика направлена на соблюдение баланса интересов участников либо процессов, направленных на достижение единой для всех целей. Целью инновационной политики является внедрение инноваций, обеспечение поступательного общественного развития, а также развития производственного и непроизводственного сектора национальной экономики.

Основными задачами инновационной политики являются:

  • построение национальной инновационной системы;
  • создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды;
  • модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы за счет применения новых и высоких технологий;
  • формирование качественно новых технологических укладов в секторах и отраслях экономики;
  • достижение высокого уровня экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и финансовой безопасности;
  • развитие интеллектуального потенциала и творческой активности работника.

Основные направления инновационной деятельности:

  • ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий;
  • создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы;
  • развитие инновационных центров;
  • обоснование долгосрочной стратегии развития инновационной сферы за счет использования эффективных форм интеграции науки, образования и производства;
  • усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач;
  • стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствования механизма их оборота;
  • первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, модернизацию наиболее эффективных производств.

Роль государства в стимулировании инновационной деятельности:

  1. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.
  2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или устаревших технологий.
  3. Правовая база инновационных процессов. Должна обеспечивать функционирование и защиту прав участников инновационного процесса, права интеллектуальной и промышленной собственности.
  4. Кадровое обеспечение инноваций. Заключается во введении в содержание программ обучения в учебных заведениях информации, способствующей развитию творческого потенциала и восприимчивости к инновациям, формированию навыков к постоянному образованию в течение всей активной жизни.
  5. Повышение общественного статуса инновационной деятельности через пропаганду технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты.

В зависимости от приоритетов инновационной политики выделяют, как минимум, три группы государств:

  1. государства, главным приоритетом которых является ориентация на лидерство в науке. Как правило, это воплощается в осуществлении крупномасштабных проектов, определенная доля которых зачастую представляет научно-инновационный потенциал в военной сфере. К таким странам можно отнести США, Великобританию, Францию;
  2. государства, главным приоритетом которых является формирование благоприятной инвестиционной и инновационной сред. Сюда относят Германию, Швецию, Швейцарию;
  3. государства, главным приоритетом которых являются стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, четкой регламентации действий различных отраслей экономики, которые благоприятствуют функционированию инновационной деятельности (Япония, Южная Корея).

Практика управления инновационными процессами в различных странах позволяет выделить основные типы государственной инновационной политики:

  1. Политика технологического рывка. Главные цели и приоритетные направления научно-технологического и инновационного развития устанавливает государство, на основе чего определяются методы стимулирования инновационной деятельности, которые должны осуществляться через совершенствование управления в научно-технологической и инновационной сферах. Такой вариант предусматривает разработку различных государственных программ, большие капиталовложения в масштабные инновационные проекты, использование других прямых форм государственного участия в регулировании инновационных процессов. Государство поддерживает только долгосрочные инновационные проекты, которые требуют значительных финансовых вложений, а следовательно, могут реализовываться только мощными предприятиями.
  2. Политика рыночной ориентации. Предусматривает ведущую роль рыночного механизма в распределении ресурсов и определении направлений развития науки и техники, а также ограничения роли государства в стимулировании фундаментальных исследований. Направлена ​​на создание благоприятного экономического климата и развитие информационной среды с целью реализации нововведений в фирмах, сокращение прямого участия государства в НИОКР и исследованиях рынков, а также прямых форм регулирования, которые препятствуют стимулированию рыночной инициативы и эффективной перестройке рынка. Нацелена на краткосрочные и недорогие инновационные проекты, реализуемые отдельными фирмами.
  3. Политика социальной ориентации. Направлена ​​на социальное регулирование результатов НТП. Процессы принятия решений происходят с привлечением широкой общественности в условиях достижения социально-политического консенсуса. Этот тип инновационной политики должен быть совмещен с другими типами в соотношении, которое не препятствовало бы полноценному экономическому развитию государства.
  4. Политика, направленная на реформирование экономической структуры хозяйственного механизма. Предусматривает существенное влияние передовых технологий на решение социально-экономических проблем, на смену отраслевой структуры, взаимодействие субъектов хозяйствования, уровень жизни и т.д. Это требует новых форм организации и механизмов управления развитием науки и техники, а также их взаимодействия. На современном этапе такую ​​политику, вместе с рыночной, использует Япония.

Методы государственного регулирования можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым относят государственное финансирование, кредитование, лизинг; планирование и программирование, государственное предпринимательство (деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики).

Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью.

Косвенные в основном, направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий для научно-технического развития.

Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Формирование и развитие инновационной инфраструктуры. Механизмы финансирования инновационной деятельности

Инновационная инфраструктура включает: парки высоких технологий, агентства и центры трансферта технологий по направлениям — при технических ВУЗах, региональные маркетинговые, инновационные и бизнес-центры — при классических университетах.

К субъектам инновационной инфраструктуры относятся:

  • технопарки;
  • центры трансфера технологий;
  • венчурные организации;
  • иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Основное направление деятельности технопарка – оказание поддержки резидентам технопарка, в том числе:

  • содействие в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии;
  • содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • оказание услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов;
  • организация и проведение маркетинговых исследований;
  • содействие в привлечении инвестиций;
  • информационное продвижение новшеств.

В целях реализации основного направления деятельности технопарк может оказывать резидентам технопарка услуги, в т.ч.:

  • услуги по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
  • услуги по проведению патентных исследований;
  • услуги по организации и проведению оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;
  • услуги по управлению инновационными проектами;
  • инженерно-консультационные и проектные услуги (инжиниринговые услуги);
  • работы, связанные с изготовлением и проведением испытаний опытного образца, иные опытно-конструкторские работы;
  • услуги по сертификации и регистрации продукции, необходимые в соответствии с законодательством для производства продукции на основе новшества;
  • иные услуги (работы), связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

Основными направлениями деятельности центра трансфера технологий являются:

  • проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению возможностей введения в гражданский оборот новшеств;
  • оказание услуг в целях обеспечения правовой защиты новшеств;
  • оказание инженерно-консультационных и проектных услуг;
  • оказание услуг по подготовке бизнес-планов;
  • содействие в привлечении инвестиций и др.

Основными направлениями деятельности венчурной организации являются:

  • финансирование венчурных проектов;
  • передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга оборудования, необходимого для осуществления инновационной деятельности;
  • создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
  • приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; передача в последующем этих прав субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов, на возмездной или безвозмездной основе;
  • оказание управленческих, консультационных и иных услуг субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов.

Финансовые инструменты инновационной политики являются главным средством достижения поставленных целей. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в десять раз. Инвестиции в инновационные проекты весьма рискованны не только в силу неопределенности положительного результата на стадии исследования или разработки, но и на всех стадиях инновационного процесса.

Финансовыми инструментами управления инновационными рисками выступают венчурные и страховые фонды.

Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций (в том числе государственных), осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.

Страховые фонды служат снижению рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. Страховые резервы могут формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

Инновационная политика: 1 комментарий

  1. Лично я лицезрел несколько аналогичных интернет-ресурсов. Но в данный момент постигнул единственную главную вещь — текущий наилучший!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.