Методы государственного регулирования национальной экономики

Методы государственного регулирования национальной экономики

Содержание:

Классификация методов государственного регулирования национальной экономики

Метод регулирования — это конкретный способ (прием), с помощью которого осуществляется воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Совокупность способов (приемов) воздействия государства на социально-экономические процессы, то есть совокупность методов государственного регулирования экономики представляют собой методику государственного регулирования экономики.

Многообразие объектов, целей и задач государственного регулирования рыночной экономики обусловили необходимость использования различных методов воздействия на социально-экономические процессы. В свою очередь это вызывает необходимость их классификации. Методы регулирования национальной экономики принято классифицировать по различным признакам.

Методы регулирования экономики
Классификация методов регулирования национальной экономики

Методы государственного регулирования разрабатываются и реализуются официальным исполнительными, законодательными и судебными органами, оформляются в виде законов, норм, инструкций, указов. Общественное регулирование осуществляется общественными организациями, целью которых является защита законодательно закрепленных прав всех участников экономического процесса, как потребителей, так и производителей.

Методы прямого регулирования прямо направлены на достижение желаемого результата. К ним относятся:

  • административный метод государственного регулирования — приемы воздействия, основанные на силе государственной власти;
  • бюджетный метод состоит из инструментов, основанных на использовании ресурсов государственного бюджета.

Методы косвенного воздействия создают благоприятные условия для достижения желаемого результата с помощью определенных рычагов и стимулов:

  • денежно-кредитный метод базируется на функциях центрального банка;
  • налоговый метод — воздействие государства на социально-экономическое развитие страны за счет налогов, а также благодаря использованию налоговых льгот;
  • метод амортизационного регулирования заключается в установлении государством видов, норм и методов амортизации активов хозяйствующих субъектов.

Методы прямого государственного регулирования экономики и их инструменты

В составе прямых методов государственного регулирования экономики выделяют административный и бюджетный методы государственного регулирования экономики.

Методы прямого регулирования экономики
Классификация методов прямого государственного регулирования экономики

Административный метод государственного регулирования экономики

Административный метод государственного регулирования представляет собой совокупность действий администрации государства (региона), направленных на сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов с помощью нормативных актов, указов и распоряжений. Административные меры базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административный метод призван:

  • установить границы частного предпринимательства с целью предотвращения объективно присущих ему недостатков;
  • регламентировать взаимоотношения между различными производителями, производителями и потребителями с целью защиты их интересов от недобросовестного бизнеса;
  • защитить от незаконного вмешательства государственных и общественных структур в предпринимательскую деятельность;
  • ввести обязательные экономические и социальные стандарты и санитарные нормы;
  • обеспечить антимонопольные меры.

Все инструменты административного метода принято делить на экономические и правовые.

Административный метод регулирования экономики
Инструменты административного метода государственного регулирования экономики

Административные экономические мероприятия предусматривают использование регуляторов, регламентирующих требования к организации хозяйственной деятельности, к качеству продукции (работ, услуг).

Административно-правовые мероприятия включают такие мероприятия по регулированию, с помощью которых устанавливаются строгие правила и ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности и меры ответственности за их нарушение.

Государственный заказ как инструмент регулирования

Государственный заказ — это средство государственного регулирования экономики путем формирования на конкурсной (договорной) основе состава и объемов товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд, размещение государственных контрактов на их поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности страны всех форм собственности.

В роли государственных заказчиков выступают парламент страны и другие центральные органы государственной власти, государственные организации и другие учреждения — главные распорядители средств государственного бюджета.

Исполнители государственного заказа — субъекты хозяйствования всех форм собственности (резиденты или нерезиденты), которые изготавливают или поставляют товары (работы, услуги) для удовлетворения приоритетных государственных нужд.

Таким образом, можно сказать, что по форме государственный заказ — это договор, заключаемый между государством, от имени которого выступает определенное министерство (ведомство) или администрация региона с предприятием (организацией) на производство (предоставление) определенного вида и объема продукции или услуг; а по своей сути государственный заказ — это способ прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем; форма сотрудничества государства и предприятия (организации).

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира как метод прямого воздействия государства на субъектов рынка, например, во Франции, США, Италии и др.

Госзаказ обычно финансируется из собственных источников предприятия, а государство предоставляет при этом определенные привилегии, льготы (в налогообложении, кредитовании, обеспечении рынка сбыта); исполнителям госзаказа государство гарантирует реализацию произведенной продукции.

Государственная закупка финансируется из государственного бюджета. Исполнитель госконтракта централизованно обеспечивается финансовыми ресурсами, использование которых контролируется государством. Именно поэтому, такой инструмент государственного регулирования рассматривается в составе инструментов бюджетного метода.

Государственный заказ размещается на конкурсной основе и договоры заключаются с предприятиями, которые обеспечивают наилучшие условия их выполнения и лучшие результаты.

Лицензия как инструмент регулирования

Законодательством страны определено, что лицензированию подлежат определенные виды предпринимательской деятельности, например, которые непосредственно влияют:

  • на здоровье человека;
  • на окружающую среду;
  • на безопасность государства.

То есть, чтобы заниматься соответствующим видом хозяйственной деятельности необходимо получить разрешение (лицензию) и соблюдать лицензионные условия — условия и правила осуществления данного вида деятельности, которые установлены правительством страны или уполномоченным им органом.

Лицензия — это документ, выдаваемый соответствующим органом государственной власти, согласно которому владелец лицензии имеет право заниматься тем видом предпринимательской деятельности, который указан в документе в течение определенного срока на условиях соблюдения им лицензионных условий.

Лицензированию, например, могут подлежать следующие виды хозяйственной деятельности:

  • изготовление и реализация лекарственных средств;
  • изготовления пива, алкогольных напитков, а также изготовление и реализация спирта этилового, коньячного и плодового;
  • изготовления табачных изделий;
  • медицинская практика, ветеринарная практика;
  • юридическая практика;
  • создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;
  • международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным, воздушным, речным, морским транспортом;
  • изготовления и ввоз бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности и знаков почтовой оплаты, а также материалов и полуфабрикатов для их производства;
  • добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;
  • аудиторская, страховая, банковская деятельности;
  • деятельность, связанная с организацией иностранного и зарубежного туризма и т.п.

Патент как инструмент регулирования

Кроме лицензии для осуществление деятельности в сфере оптовой и розничной торговли, деятельности по обмену наличных валютных ценностей, а также деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, необходимо получить торговый патент.

Торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской деятельности государственными налоговыми органами по месту нахождения этих субъектов или месту расположения их структурных подразделений; субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговую деятельность или оказывающим бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), — по месту нахождения пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг; а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.

Пунктами продажи товаров считаются:

  • магазины и другие торговые сети, находящиеся в отдельных помещениях, строениях или их частях и которые имеют торговые залы для покупателей или используют для торговли его часть;
  • киоски, палатки и другие малые архитектурные формы, занимающие отдельные помещения, но которые не имеют встроенного торгового зала для покупателей;
  • автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети;
  • лотки, прилавки и другие виды торговых сетей в отведенных для розничной торговли местах, кроме тех, которые сдаются в аренду субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам и которые расположены на территории рынков, созданных по решению органов местного самоуправления;
  • стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжатым газом;
  • фабрики-кухни, столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания;
  • оптовые базы, склады-магазины или другие помещения, используемые для осуществления оптовой торговли за наличные или с использованием платежных карт.

В случае, если субъект предпринимательской деятельности имеет структурное подразделение, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного подразделения (торгового пункта).

Квотирование как инструмент регулирования

Квотирование как инструмент государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством для предприятий-монополистов их доли в производстве, реализации товаров. В межправительственных соглашениях устанавливается квота на экспорт и импорт, которая представляет собой систему ограничений на вывоз и ввоз товаров на определенный срок. В конкретном случае оно призвано способствовать защите собственного производителя, сохранению уровня занятости населения.

Нормы и стандарты как инструмент регулирования

Система норм и стандартов регулирует отношения в области качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения посредством установления требований к их состоянию. Установление государственных стандартов и нормативов — это определение единых требований, норм относительно качества, химического состава, физических свойств, веса, размеров, количества и тому подобное.

Стандарт — официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли или предприятия, который устанавливает необходимые качественные характеристики, требования, которым должен отвечать данный вид продукции или услуг.

Различают:

  • экономические стандарты и нормативы — воплощают показатели эффективности производства: нормы рентабельности, энерго-, трудо-, материалоемкости продукции;
  • социальные стандарты — установленные государством нормативы в сфере социальных отношений (минимальная заработная плата, пенсия, уровень прожиточного минимума, продолжительность рабочей недели, условия труда);
  • пищевые стандарты — требования относительно качества продуктов питания (допустимые виды добавок, безвредных для здоровья);
  • фармацевтические стандарты — нормативы изготовления лекарственных препаратов, перечень лекарств, употребление и реализация которых официально разрешена государством;
  • экологические стандарты включают нормы безопасного выброса вредных веществ в воздух или водоемы, уровень радиационного загрязнения.

При несоответствии стандартам к компаниям-нарушителям применяются штрафные санкции.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство призвано:

В современном понимании антимонопольное регулирование экономики представляет собой систему правил, устанавливаемых государственными органами, за нарушение которых предусматривается наказание. Антимонопольное регулирование может иметь место в отношении цен, объема производства продукции, нормы прибыли, информации, принадлежащей фирме, стандартов качества.

Необходимость в таком регулировании обусловлена ​​стремлением государства ограничить рыночную власть, повысить эффективность общественного производства, защитить потребителя и поддержать качество и другие стандарты услуг, включая профессиональную этику врачей, юристов и тому подобное.

Антимонопольное регулирование экономики призвано также ограничивать ожесточенную конкуренцию, защищать поставщиков от непредсказуемых изменений спроса и внезапного падения цен. Оно способствует обеспечению значительного числа трудоспособного населения рабочими местами, а также осуществлению более справедливого распределения доходов.

К наиболее общим направлениям антимонопольного регулирования государства относятся:

В антимонопольном законодательстве любой страны указываются признаки монополии. Например, это может быть доля компании, которую она занимает на отечественном рынке.

Бюджетный метод государственного регулирования экономики

Бюджетным называется прямой метод регулирования национальной экономики, основанный на использовании ресурсов государственного бюджета в виде ассигнований в национальную экономику и социально-культурную сферу.

Главными функциями бюджетного метода являются:

  1. Поддержка развития отраслей экономики, производств и сфер деятельности, невыгодных с точки зрения рынка, но необходимых для общества в целом: фундаментальная наука, производственная инфраструктура и т.п.
  2. Обеспечение социальной стабильности общества через смягчение недостатков рыночной экономики, которые приводят к имущественному расслоению (с помощью выплат по безработице, помощи малообеспеченным, дотаций на содержание объектов социальной сферы).
  3. Стимулирование инвестиций частного капитала в производства и сферы деятельности, отвечающие интересам макроэкономической политики государства (с помощью субсидий на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, на внедрение прогрессивных нововведений с большим сроком окупаемости и высоким риском).

В практике государственного регулирования различают такие инструменты бюджетного регулирования:

Инструменты бюджетного регулирования
Инструменты бюджетного регулирования

Общим для всех них является то, что ассигнования не нужно возвращать.

Дотация

С целью социальной защиты населения, государство ставит задачу обеспечить уровень цен на отдельные виды товаров (продукции, услуг) — предметы первой необходимости, доступный для всех категорий граждан. Для этого используется механизм прямого вмешательства в процесс ценообразования. Результатом такого прямого вмешательства государства в процесс ценообразования является установление соответствующими государственными органами отпускной цены производителя ниже реальной рыночной цены, то есть ниже того уровня, который обеспечивает предприятию покрытия расходов и получение нормы прибыли.

Очевидно, что в таких условиях производитель будет нести определенные убытки. Это в определенной степени противоречит принципам рынка. Чтобы компенсировать производителю убытки, которые он понес по этой причине, государство и применяет механизм выплаты как дотации, то есть покрытие разницы между реальной рыночной ценой производителя и установленной государством отпускной ценой.

Размер дотации определяется по формуле:

Д = (Цр - Цо) * А

где Д — размер дотации на производство продукции (услуг), денежных единиц.
Цр — реальная рыночная цена за единицу продукции;
Цо — отпускная цена, которая устанавливается соответствующим государственным органом (цена, действующая на единицу товара);
А — объем производства товара, подлежащего дотированию из бюджета.

Дотация имеет место в том случае, если Цр > Цо.

Дотации целесообразно выплачивать в тех областях, в которых расходы превышают уровень рыночной цены, но в то же время эти отрасли крайне необходимы для развития национальной экономики, занятости (например, сельское хозяйство, угольная промышленность, коммунальные платежи и т.д.). Дотации носят вынужденный характер, государство выплачивает их только потому, что иначе экономические потери будут еще больше. Результатом применения данного инструмента регулирования является то, что конечный потребитель получает более дешевую продукцию, а производитель этой продукции — доход в полном объеме.

Объем дотаций имеет свой естественный предел, который зависит от возможностей национальной экономики поддерживать дотационные отрасли за счет налогов. Дотация выступает мерой социальной защиты населения; установленная ​​законодательно, она выплачивается постоянно на ежемесячной основе.

Субсидия

Субсидия — это выплаты средств из государственного или местного бюджета, для оперативного решения финансовых проблем как предприятий, так и населения.
В отличие от дотаций, субсидии являются или одноразовыми выплатами (обычно предприятиям), или ограниченными во времени (населению). Таким образом, различают субсидии предприятиям и населению. Источником и тех, и других является централизованный государственный бюджет. В расходной части госбюджета выделяется общий фонд субсидий, а их распределением занимается правительство.

Субсидии населению, как правило, предоставляются на оплату услуг ЖКХ. Субсидии предприятиям предназначены для оперативного решения финансовых проблем предприятий (организаций), связанных с предотвращением банкротства или для проведения широкомасштабной реконструкции, технического перевооружения предприятий. Такие субсидии могут получать предприятия различных форм собственности. Главный критерий при ее выделении — заинтересованность государства в продолжении функционирования и развития данного предприятия (организации). Однако в условиях дефицита государственного бюджета данная мера не получила у нас в стране широкого применения.

Субвенция

Субвенция — средства, предоставляемые исключительно по целевому назначению, или в случае стихийного бедствия, войны, землетрясения и тому подобное.

Прямое бюджетное финансирование

Прямое бюджетное финансирование — это ассигнование из государственного бюджета средств на содержание неприбыльных предприятий и организаций, которые полностью или частично находятся на государственном обеспечении. К ним относятся: государственное образование, здравоохранение, государственные культурно-просветительские учреждения, научно-исследовательские институты академического направления, а также органы, обеспечивающие выполнение прямых функций государства (армия, национальная безопасность, охрана общественного порядка и другие). Особенностью прямого бюджетного финансирования является неприбыльность объектов финансирования.

Благодаря данной мере потребители услуг подобных организаций (которые находятся на прямом бюджетном финансировании) получают их бесплатно (в полном объеме или частично).

Для определения размера бюджетного финансирования составляется смета расходов на содержание организации, которая передается в отраслевое министерство для составления сводной сметы. Однако, фактический размер прямого бюджетного финансирования зависит от доходов государственного бюджета.

Государственные пособия

Государственные пособия — выплата из государственного бюджета средств для финансовой поддержки отдельных категорий граждан. Они являются одним из способов социальной защиты населения. Перечень и размер помощи определяется государством в законодательном порядке. Например, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полугода и трех лет и др.

Государственные капиталовложения

Государственные капиталовложения — это средства государственного бюджета, предусмотренные на финансирование капитального строительства объектов производственного и непроизводственного назначения.

Объект производственного назначения — это объект сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля, общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт).

Объект непроизводственного назначения — это объект жилищного и коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, образования, культуры, искусства, научно-исследовательских и других организаций, связанных с развитием науки.

Государственная закупка

Государственная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства. Предметом закупки является, в частности:

  • продукция пищевой промышленности, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, топливо, услуги по организации горячего питания, транспортные услуги, услуги по ремонту, сырье;
  • почтовые услуги, а также почтовые марки и маркированные конверты;
  • телекоммуникационные услуги, в том числе по трансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и Интернет-услуг);
  • услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;
  • услуги банков по приему коммунальных платежей и обслуживанию текущих счетов;
  • товары, услуги, непосредственно связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет;
  • прочие товары и услуги.

Государственные закупки осуществляются на основе следующих принципов:

  • максимальная экономия и эффективность;
  • добросовестная конкуренция среди участников;
  • открытость и прозрачность на всех стадиях государственных закупок;
  • недискриминация участников;
  • объективная и беспристрастная оценка тендерных предложений;
  • предотвращение проявлений коррупции;
  • свободного доступа, открытости и доступности информации по вопросам закупок в том числе для граждан и общественных организаций.

Стадиями государственных закупок являются:

  1. утверждение сметы (программы, плана использования государственных средств);
  2. утверждение годового плана государственных закупок;
  3. избрание и проведение процедур закупок на основании утвержденной сметы (программы, плана использования бюджетных средств) и годового плана государственных закупок;
  4. определение победителя процедуры закупок;
  5. заключение договоров закупки;
  6. составление отчета о результатах осуществления процедуры закупки;
  7. исполнение договоров закупки;
  8. контроль над исполнением договоров закупки.

Закупка может осуществляться путем следующих процедур:

  • открытых торгов с уменьшением цены;
  • торгов с ограниченным участием;
  • двухступенчатых торгов;
  • запроса ценовых предложений (котировок);
  • закупки у одного участника.

Применение бюджетных методов носит двойственный характер, а именно: с одной стороны финансовые ассигнования позволяют предотвратить многие негативные стороны рыночного хозяйствования или преодолеть их с меньшими потерями. С другой стороны, — увеличение расходов бюджета привносит в экономику серьезные негативные последствия в виде увеличения уровня инфляции под влиянием дефицита государственного бюджета в виде снижения инвестиционной активности частного капитала в связи с неизбежным увеличением налогов, а также ведет к ослаблению рыночных стимулов.

Косвенные методы государственного регулирования экономики

В составе косвенных методов государственного регулирования экономики выделяют следующие методы.

Косвенные методы государственного регулирования экономики
Косвенные методы государственного регулирования экономики

Налоговый метод государственного регулирования экономики

Налоговое регулирование — это совокупность мер воздействия государства на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью системы налогов и сборов (см. Налоги и налоговая система).

Целью налогового регулирования являются:

  1. стимулирование деятельности (или ее ограничение), которая соответствует (или не соответствует) интересам экономической политики государства;
  2. перераспределение доходов предприятий и населения и созданного ВВП в целом;
  3. стимулирование или ограничение спроса посредством изменения налоговых ставок.

Инструментом налоговых методов регулирования являются налоги и сборы (см. также Бюджетно-налоговая политика, Фискальная политика).

Денежно-кредитный метод государственного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование — это деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой и регулирование денежного обращения через величину денежной массы и объема кредитов в соответствии с потребностями экономики. Все меры денежно-кредитного регулирования базируются на функциях центрального банка и подразделяются на инструменты денежной политики и инструменты кредитной политики.

Денежно-кредитный метод
Денежно-кредитный метод государственного регулирования экономики

Более детально о механизме работы денежно-кредитного метода регулирования экономики можно прочесть в следующих статьях:

Метод амортизационного регулирования

Амортизационное регулирования реализуется в трех основных формах:

  1. Стоимостная оценка основных фондов в течение всего срока их эксплуатации. Сущность этой формы заключается в том, что она снижает зависимость финансово-хозяйственных результатов предприятия от уровня инфляции путем предоставления права предприятию автоматически индексировать балансовую стоимость основных фондов при превышении 5-% значения уровня инфляции, что позволяет увеличивать сумму амортизационных отчислений и тем самым сокращать сумму налога на прибыль.
  2. Предоставление амортизационных льгот. Речь идет об установлении более высоких норм амортизации на прогрессивное оборудование, которое в большей степени способствует ускорению НТП. В результате приобретения такого оборудования предприятия получают дополнительные льготы в виде снижения суммы налогов.
  3. Ускоренная амортизация. Ее сущность заключается в том, что предприятие по своему усмотрению, но с учетом необходимых требований к оборудованию (новизна, производительность) может изменять порядок равномерного начисления амортизации.

см. также:

Таким образом:

  • при амортизационном регулировании сфера деятельности направляется на обновление основных фондов;
  • с помощью амортизационного регулирования можно достичь стимулирования конкретных направлений расходов. Это достигается установлением различных норм амортизации на различные виды оборудования (чем более прогрессивное оборудование, тем выше норма амортизации);
  • амортизационные льготы распространяются на весь период окупаемости оборудования.

Один комментарий к “Методы государственного регулирования национальной экономики

  1. Понятие государства в экономической науке. Роль и экономические функции государства. Пути и методы государственного регулирования экономики. Институциональные изъяны (провалы) государства. Агентские отношения — источник неэффективности государства. Бюрократическая монополия. Погоня за рентой. Лоббирование и логроллинг. Проблема эффективности государственного сектора. Особенности ценообразования в государственном секторе. Общественное благосостояние. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс и его участники. Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Бюджетный федерализм. Основы концепции бюджетного федерализма. Зарубежные модели бюджетного федерализма. Бюджетное регулирование.

Обсуждение закрыто.