Монопольная цена

Монопольная цена (mono­po­ly price) — цена товара или услуги, устанавливаемая фирмой, которая является монополистом на рынке данного товара (услуги). Ее высота зависит от монопольной власти фирмы (см. Индекс Лернера), от эластичности спроса, а в ряде случаев — от ограниченности платежеспособного спроса в экономике в целом.

Монопольная цена — рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:

  • либо сверхприбыль;
  • либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Монопольная цена — рыночная цена товара, устанавливающаяся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара (см. Рынок монополии и монополистическая конкуренция). Такая цена обычно является следствием соглашения между монополистами, монополистическими объединениями, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли, сверхприбыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена, как правило, намного превышает цену, устанавливающуюся на конкурентном рынке.

Накидка к предельным издержкам, которыми определяется цена в условиях совершенной конкуренции, назначается монополистом в зависимости от эластичности спроса на товар данной фирмы. Если она невелика, накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью); если же эластичность велика, накидка будет минимальной. В зависимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольная цена — особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода. Как правило, хозяйствующие субъекты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможно равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

Монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

При поверхностном взгляде наиболее опасными кажутся монопольно высокие цены, прямо работающие на «карман» хозяйствующего субъекта в ущерб его конкурентам. На деле же значительно большую угрозу свободе конкуренции часто таят в себе монопольно низкие цены. Известны два их варианта.

Первый заключается в том, что заниженная цена приобретаемого товара устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца. Такие цены навязываются более слабым участникам рыночных отношений, как правило, хозяйствующим субъектам, действующим в одиночку, которые при закупке у них товаров не могут сами рыночными способами, без вмешательства извне защитить свои интересы. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции.

Второй вариант монопольно низких цен состоит в том, что цена товара сознательно устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. Результатом установления такой заниженной цены является или может явиться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Низкие цены способны устанавливать и выдерживать сравнительно продолжительное время, монополизируя рынок определенных товаров, только сильные хозяйствующие субъекты, могущие позволить долго торговать «себе в убыток». Как следствие, их конкуренты, не выдерживая испытания ценой, разоряются или уходят с рынка.

В целях сохранения на рынке монопольных цен монополистические объединения:

  • препятствуют свободному переливу капитала, мешая конкурентам сбить монопольные цены, или договариваются с ними об их поддержании;
  • ограничивают выпуск товаров на внутренний рынок, не останавливаясь перед некоторым сокращением производства или уничтожением «излишних товаров», компенсируя потери от этого за счет высоких цен;
  • препятствуют свободному движению цен на мировом рынке, объединяясь для этого в международные картели;
  • используют силу государства для ограждения внутреннего рынка от иностранной конкуренции при помощи высоких таможенных пошлин на ввозимые товары.