Рыночная цена

Рыночная цена (market price) — свободная цена, складывающаяся под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения, конкуренции.

Рыночная цена —

  1. цена сырья, продукта, услуги, ценной бумаги и т.д. на открытом рынке. На организованных рынках, таких, как фондовые, товарные, валютные и т.п., между ценами покупки и продажи часто бывает разница – маржа (margin). Таким образом, существует две рыночные цены. В результате то, что часто называют рыночной ценой, представляет собой среднее арифметическое между покупной и продажной ценой;
  2. экономическая концепция цены, по которой товары обмениваются на рынке или за деньги, или друг на друга.

Рыночная цена включает себестоимость, прибыль, по многим товарам еще НДС, налог с продаж, а по некоторым товарам — акциз. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

Рыночная цена фиксируется в договорах, протоколах согласования цен или других документах. Она может быть пересмотрена по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и с учетом других факторов, влияющих на формирование затрат. К рыночной цене относятся также средняя цена между ценой продавца и ценой покупателя, которая публикуется как рыночная, и цена, по которой товары обмениваются на рынке за деньги или один на другой (бартер).

Рыночная цена — денежное выражение стоимости товаров, реализуемых на рынке; фактическая цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров и услуг. В рыночном хозяйстве действует преимущественно стихийный механизм формирования рыночных цен, складывающийся под влиянием совокупности факторов, которые отражают социально-экономическую специфику производства и сбыта. Существенные особенности имеет рыночная цена, применяемая при реализации продукции внутри крупных предприятий (монополий, транснациональных корпораций — ТНК), при поставке изделий в порядке кооперации. Это так называемая трансфертная цена, нередко используемая для уклонения от налогообложения и являющаяся коммерческой тайной.