Направления экономической политики

Содержание:

Ключевые сферы и направления экономической политики. Институциональная экономическая политика

Основными направлениями экономической политики, определяемыми
государством, являются:

  • структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре экономики, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения. Составляющими этой политики являются промышленная, аграрная, строительная и другие сферы экономической политики, по которым государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мер стимулирующего воздействия;
  • инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на нужды расширенного воспроизводства основных средств производства, преимущественно в отраслях, развитие которых определено в качестве приоритетов структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этих средств и осуществление контроля за ним;
  • амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечения процесса простого воспроизводства основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе (см. Амортизация основных фондов);
  • политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношений собственности, осуществления разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечения на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствования, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур;
  • ценовая политика, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен;
  • антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие росту эффективной социально-ориентированной экономики;
  • бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использования государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в экономику, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регулирование государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода;
  • налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;
  • денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение экономики экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного обращения, привлечение средств субъектов хозяйствования и населения в банковскую систему, стимулирование использования кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики;
  • валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, стимулирование роста государственных валютных резервов и их эффективное использование;
  • внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.

Государство осуществляет экологическую политику, обеспечивающую рациональное использование и полноценное воспроизведение природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Мировой опыт показывает, что успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации институтов государственного управления, от разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, от эффективности исполнительной власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

В промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции государственного управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства, комитеты, агентства, службы, департаменты или аналогичные им организации.

Опыт многих стран мира показывает, что наиболее оптимальное количество министерств или аналогичных им структур исполнительной власти составляет примерно 12-15.

Обязательными являются министерства финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты, а остальные создаются в зависимости от специфики страны, национальных традиций и тенденций в развитии глобальной экономики.

Структурная экономическая политика. Отраслевые, территориальные и функциональные направления экономической политики

 Любая государственная политика в области экономики по своей сути отражает видение, понимание властными органами государства роли различных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также некоторых регулирующих экономических институтов в достижении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов (прежде всего исполнительной власти) по регулированию социально-экономических процессов. Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействует с инвестиционной, научно-технической и инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политикой государства. Причем структурная политика занимает особое место, обусловленное всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Структурная политика является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики.

Структурная политика – это проводимая правительством страны, руководством регионов политика в отношении отраслевой, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления и накопления, экспорта и импорта.

Структурная политика является составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере. Она определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Основная цель заключается в установлении наиболее близких к оптимальным пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами во всех сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах. Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей экономической эффективности функционирования рыночной экономики.

Базой разработки и реализации результативной структурной политики служат научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных частей по ряду критериев, в области факторного анализа хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных политик. Весьма важно глубокое понимание мировых процессов изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса и основных его тенденций, процессов цикличной экономической динамики. Большое значение имеют знания об эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, а также о сути государственного регулирования смешанной экономики.

К наиболее важным объективным тенденциям в структурной макроэкономической динамике национальных экономик отечественные и зарубежные экономисты относят следующие. Прежде всего, следует отметить усиление социальной направленности экономики, приоритетное обновление социальной сферы. Этому соответствует возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально-экономическую устойчивость и экономическую безопасность.

Большие возможности открывают в этом отношении тенденции научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики, и, прежде всего рост значимости предпроизводственной стадии национального воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной подготовки производства. С этим связано возрастание удельного веса и значимости наукоемких производств, поэтапный переход национальных экономик на инновационный тип развития. Отсюда вытекает приоритетное технологическое обновление машиностроения и прежде всего инвестиционного ядра экономики и базы инновационных преобразований. Важной является тенденция опережающего роста производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного развития инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем).

Также следует указать на рост корпоратизации экономики как главного направления формирования ее устойчивого организационно-функционального каркаса на основе самоорганизации капитала, интеграции промышленных, финансовых, торговых организаций, слияния компаний, что требует формирования мощной хозяйственной зоны из малых предпринимательских фирм вокруг каждой крупной корпорации. Наблюдается явная тенденция ко все более растущему преобладанию в экономике смешанной формы собственности.

С вышеперечисленными тесно связаны еще две тенденции. Во-первых, возрастает потребность в структурной адаптации национальной экономики к международному разделению труда в условиях роста целостности мирового хозяйства. Во-вторых, необходимо обратить серьезное внимание на необходимость усиления государственного регулирования структурных преобразований, координации различных политик, их согласования в существующих хозяйственных системах.

Основополагающим критерием для оценки рациональности существующей структуры и ее изменений является их наибольшее соответствие достижению основных социально-экономических целей развития общества в тактическом и стратегическом плане.

В современных условиях экономического развития страны конкретные формы реализации структурной политики проявляются в селективной поддержке государством эффективных и конкурентоспособных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших, приоритетное развитие инфраструктуры (производственной, рыночной, информационной), а также приспособление отраслевой структуры производства к платежеспособному спросу. С тактической точки зрения весьма существенно стимулирование перелива ресурсов из стагнирующих отраслей в секторы роста, поощрение развития слаборазвитых регионов, создание иных предпосылок устойчивого экономического роста.

В настоящее время структурная политика направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках. Первоочередными ее задачами являются опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики, а также максимальное использование имеющегося потенциала.

Особая взаимосвязь складывается между структурной, инвестиционной и инновационной политиками. По существу первая в значительной степени определяется двумя последними, так как изменение тех или иных структурных связей, экономических пропорций производится, прежде всего, через количественные и качественные изменения основных компонентов каждого структурного элемента. Осуществить это без инвестиций и инноваций в условиях глобального технологического прогресса невозможно.

Экономическая политика в официальной и неформальной экономике. Проблемы государственного регулирования теневой экономики

Проблема теневой экономики является актуальной для национальной экономики. Теневая экономика имеет негативное воздействие на национальное хозяйство в достаточно крупных размерах. В настоящее время не разработано комплексного подхода для устранения всех имеющихся последствий функционирования теневого сектора, существуют эффективные способы борьбы лишь с отдельными проявлениями данного сегмента, но при этом они не учитывают ни региональных, ни национальных особенностей.

Уменьшение объема теневого оборота является первостепенной задачей, стоящей перед государственной политикой любой страны, но при этом необходимо тщательным образом подбирать средства его снижения. Необходимо избирательно находить меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Для решения проблемы теневизации необходимо проанализировать взаимное влияние теневой и официальной экономики на все сферы общественной жизни, разработать методики оценки масштабности теневого сегмента по всем видам экономической деятельности, эффективные способы перенесения экономических и финансовых ресурсов в легальную экономику.

Комплексный подход к разработке научно обоснованных мер экономического и административного характера в конечном итоге приведет к уменьшению доли теневого сектора в национальной экономике и будет способствовать стабильному развитию экономики страны. Существует три основных подхода к формированию механизма противодействия государства теневой экономики: организационный, управленческий и организационно-управленческий подход.

Проблема активизации регулирующего воздействия государства на процессы противодействия теневой экономике является одной из актуальнейших проблем современности.

Вместе с тем до настоящего времени остаются малоизученными многие методологические вопросы стратегии и тактики регулирующего воздействия государства на процессы детеневизации социально-экономического развития, в основе которых лежит сбалансированный подход в использовании инструментов и методов противодействия и легализации теневой экономической деятельности.

Главной задачей государственного регулирования экономики в условиях рынка является создание необходимых предпосылок для эффективной предпринимательской деятельности, рационального использования ресурсов, освоения достижений научно-технического прогресса, удовлетворения потребностей населения, защиты прав потребителей, поддержки частного сектора и малого бизнеса, социальной сферы и др.

Вместе с тем нередко мероприятия в сфере государственного регулирования экономики входят в противоречие с социально-экономическими интересами значительной части предпринимательства.

Несовпадение, а, порой, столкновение экономических интересов государства, общества, отдельных социальных групп, и прежде всего предпринимателей порождает противоречия между их потребностями и экономическими интересами. Такие противоречия и отсутствие механизмов их разрешения приводят к тому, что определенная часть предпринимательства уходит из-под контроля государства и общества «в тень», тем самым расширяя сферу функционирования теневой экономики.

В настоящее время существуют различные определения понятия «теневая экономика». В соответствии с политэкономическим подходом к исследованию данной категории теневую экономику можно определить как специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, отдельными гражданами, их сообществами, государством по поводу складывающихся между ними и неконтролируемых государством и гражданским обществом социально-экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления. При этом, как правило, такие отношения противоречат действующему законодательству, а в целом ряде случаев, и сложившимся в социуме морально-этическим нормам.

Главная цель теневой экономики — минимизация издержек экономической деятельности и максимизация доходов, не показываемых государству и гражданскому обществу. Другими словами, такая экономика функционирует в тени формальных институтов.

Теневая экономика является интегральной частью всей экономической системы общества и играет в ней важную роль, предопределяя формы и содержание всей системы социально-экономических отношений.

Принято считать, что теневая экономика является серьезной угрозой экономической безопасности государства. Вместе с тем многими исследователями отмечается парадоксальность дуалистической природы и функций теневой экономики. С одной стороны, это антисоциальная функция, проявляющаяся в дестабилизации процессов социально-экономического развития (усиление криминогенной напряженности, уход от налогов,  деформация принципов социального поведения, дезорганизация процессов в официальной экономике и др.), с другой стороны, теневая экономика в ряде случаев оказывает стабилизирующее влияние на процессы социально-экономического развития общества (дублирование «правил игры», принятых в легальной экономике, экономический амортизатор, активизатор инновационной деятельности, институциональная утилизация, социальное умиротворение, стимулирование экономической активности в рамках невыгодности ее реализации в легальном секторе экономике, создание конкуренции для официальной экономики, создание дополнительных рабочих мест, корректировка распределения доходов, формирование теневой финансовой основы для решения социальных проблем и др.).

Теневая экономика, как правило, имеет место во всех странах мира. Масштабы и характер развития теневой экономики во многом определяются моделью экономического порядка, существующего в том или ином государстве, степенью совершенства и прогрессивности законодательной базы, социально-экономическими и политическими интересами правящих классов и социальных групп.

Проблема детеневизации экономики в современном мире, как правило, решается  на основе создания эффективной системы регулирующего воздействия государства как фактора обеспечения экономической безопасности.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике используются различные стратегии в решении проблемы детеневизации экономики. К наиболее известным стратегиям относятся радикально-либеральная и репрессивная стратегии.

Процесс детеневизации экономической деятельности предполагает разработку и легализацию системы мер по предупреждению возникновения и развития теневых экономических процессов, выявлению, учету и пресечению правонарушений в сфере теневой экономической деятельности, реализации ответственности за такие правонарушения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией указанных мер.

На практике в основу реализации каждого вида стратегий государственной политики детеневизации экономики должны быть положены комплексы взаимосвязанных, постоянно адаптирующихся к изменяющимся условиям организационные, экономические, социальные, правовые, информационные и иные мероприятия, направленные на детеневизацию экономики страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.