Теоретические основы экономической политики

Содержание:

Теоретическая база экономической политики. Концепции экономической политики

Экономическая политика имеет свою мировоззренческую основу, она базируется на совокупности взглядов на общество и закономерности его развития, в основе которых лежат системы ценностей. Часто религиозные системы прямо либо опосредовано определяют взгляды на социально-экономическое мироустройство, пути экономического развития.

Экономическая политика базируется на экономических теориях и концепциях. Экономическая теория, обобщает и систематизирует множество фактов экономической жизни. Это позволяет создать теоретическую основу управления экономическими процессами, сформировать целостную картину экономической жизни и определить совокупность социально-экономических задач, стоящих перед обществом, выявить пути их решения. Иными словами, на основе экономической теории в обществе формируется экономическая политика, как система мер и способов реализации социально-экономических целей и задач, стоящих перед обществом и государством.

Различные направления экономической теории имеют разную степень прикладной ориентации. Одни непосредственно апеллируют к правительству и политическим организациям, прямо выдают рецепты управления экономикой ‒ меркантилизм, кейнсианство. Другие носят более отвлеченный характер, не предлагают прямых рекомендаций, но влияют опосредовано, через формирование экономического мировоззрения хозяйственных субъектов, определяющего их поведение (маржинализм).

Экономическая теория не только влияла на экономическую политику, но и изучала вопросы экономической политики, разрабатывала ее теоретические концепции. Важнейшими среди них являются теория экономических порядков В. Ойкена, базовая концепция экономической политики Я. Тинбергена, теория общественного выбора Дж. Бьюкенена, теория политического делового цикла.

Идеи экономического либерализма и принцип саморегулирования хозяйства. Ордолиберализм В. Ойкена

Либерализм — это совокупность политических и экономических учений, цель которых состоит в ликвидации или смягчении различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Идеи экономического либерализма были высказаны еще физиократами, которые подвергли критике феодальную регламентацию экономической жизни. С этого времени экономический либерализм начинает входить в экономическую политику государства.

Более последовательная концепция экономического либерализма была разработана А. Смитом. Суть его концепции состояла в предоставлении полного простора частной инициативе, высвобождении экономической деятельности из-под опеки государства, обеспечении условий для свободного предпринимательства.

На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществлялось бы спонтанно, через механизм «свободного рынка». Единственной функцией государства признавалась охрана собственности граждан, установление общих рамок свободной конкуренции между отдельными производителями. В конце XIX в. появляются идеи, согласно которым действие механизма свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Либералы признают, что господство монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизмы рыночного регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма. Поэтому необходимо постоянное вмешательство государства в экономику с целью поддержания условий для конкуренции.

Основной постулат либерализма: государство должно заниматься созданием политических, правовых и экономических рамочных условий таким образом, чтобы благодаря инициативе отдельных лиц и гарантированному праву их свободного развития возрастало благосостояние общества и всех его членов. Основу либерализма составляют принцип конкуренции на открытых рынках и частная собственность.

Неолиберализм как одно из направлений в экономической теории и хозяйственной практике сложился в 30-е гг. XX в. В отличие от либерализма неолибералы не отказываются от активного вмешательства государства в экономическую жизнь; отстаивают принцип саморегулирования хозяйства, свободного от излишней регламентации; выступают за соединение свободной конкуренции с определенными формами государственного регулирования экономики.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

Ордолиберализм возник как попытка преодоления, с одной стороны, тоталитаризма центральной административной системы, с другой — спонтанности нерегулируемого, неупорядоченного либерального порядка рыночного хозяйства. Тенденции развития последнего не только обостряют социальные противоречия, но и способствуют концентрации экономической власти, все более ограничивая свободу человека. Центральная категория ордолибералистов — «порядок» (Вальтер Ойкен).

В теории хозяйственного порядка В. Ойкена удачно сочетаются методологические подходы исторической школы и классической политической экономии: обосновано положение, согласно которому хозяйственный процесс происходит постоянно внутри определенных форм порядка. Ученый также сформулировал основные принципы функционирования модели рыночной экономики, особо выделив среди них приоритет частной собственности, конкуренцию без монополий, свободу ценообразования и стабильность денежного обращения, экономическую самостоятельность и ответственность предпринимателей, антимонопольную роль государства.

Теория ордолиберализма стала основой развития социального рыночного хозяйства в Германии после Второй мировой войны (Людвиг Эрхард).

Под экономическим порядком понимаются рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия. В. Ойкен различает 6 составляющих свода данных:

  1. Потребности людей.
  2. Природные условия.
  3. Состояние рабочей силы.
  4. Товарные запасы.
  5. Уровень технологий и технических знаний.
  6. Правовой и социальный порядки: законы, нравы, обычаи, духовный настрой.

Эти элементы сочетаются всякий раз по-новому, в зависимости от господствующего принципа — децентрализации или централизации организации.

Любая система является смешанной:

  • в условиях реального центрально-управляемого хозяйства, выступавшего в формах натурального, социалистического или корпоративного строя, допускается децентрализация потребительского выбора, места работы, учебы;
  • в рамках реальной децентрализованной рыночной системы возможна централизация отдельных хозяйственных функций (госбюджета, банков, страхования) и отдельных отраслей (транспорта, связи и т.д.).

Наиболее эффективной экономической системой по мнению В. Ойкена, является свободное рыночное хозяйство, основанное на конкуренции и гибком ценообразовании, которые в свою очередь являются лучшим механизмом стимулирования индивидуальной деятельности, технического прогресса, экономического роста.

Экономический порядок показывает, в какой степени государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают регулятором, встроенным в хозяйственный порядок, в который входят и профсоюзы и объединения предпринимателей.

В. Ойкен выделяет следующую типологию экономических политик:

  1. Свобода действий.
  2. Планово-централизованного (частично или полностью) управления экономики.
  3. Политика среднего пути.
  4. Политика конкурентного порядка.
  5. Точечная политика.

Планово-централизованное управление экономикой неизбежно распадется, вопрос только в том, каким образом? Здесь центральная проблема — вопрос о власти. В данном случае слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, здесь не может быть реализован в принципе.

Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся: вмешательство с целью распределения, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение концентрации экономической власти и тех форм рынка, которые ведут к экологическому ущербу.

Точечная экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем; на защиту конкретных сфер. Здесь может возникнуть нарушение комплексности, целостности экономического подхода и, как следствие, перекосы в совокупном спросе и предложении, опасные и длительные расстройства которого ‒ дело рук незадачливых политиков. Чтобы политика не приносила вреда, она не должна выходить за рамки приспособления.

Концепция экономической политики Я. Тинбергена

Концепция Я. Тинбергена считается базовой теорией экономической политики. Согласно ей составляющими экономической политики являются:

  • ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей);
  • инструменты, которыми располагает правительство;
  • модель, увязывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий.

Инструменты экономической политики делятся на 4 группы:

  1. Фискальные (бюджетно-налоговые).
  2. Монетарные (денежно-кредитные).
  3. Внешние (манипуляции с валютным курсом).
  4. Регулирующие доходы.

При этом количество инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.

Р. Лукас считал подход Я. Тинбергена слишком упрощенным, поскольку исходные экономические показатели для построения модели ненадежны, так как сами являются следствием политических манипуляций. Ключевая цель экономической политики — минимизация социальных потерь может быть реализована только при последовательности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Главное не отступать от правил, даже если это представляется вполне оправданным. Важным при выборе и проведении рациональной политики является степень доверия электората.

Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и К. Эрроу

Теория общественного выбора — раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в экономической области и то, как правительство осуществляет этот выбор под давлением демократической системы. Разработана Джеймсом Бьюкененом.

Разрабатываемая проблема находится на стыке политической экономии и теории государственного управления. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании создает проблему принятия решений. Суть проблемы — как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения — это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например, стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

Предпосылки анализа: методологический индивидуализм (человек экономический) и понимание политики как процесса обмена (политический рынок), экономическая мотивация, несмотря на свою примитивность, присутствует и на уровне государственной политики.

Исходным и конечным пунктами общественного развития выступает индивидуум. Поведением экономического человека движет эгоизм. Человек раньше становиться покупателем, чем избирателем. Действиями экономического индивида управляет стремление к предельной полезности. Реализовать эту цель он может только в рамках своего дохода. Экономическому человеку свойственен рационализм и стремление к максимизации возможного. Экономический человек остается рациональным и тогда, когда преследует другие жизненные цели.

Принцип рыночных отношений можно обнаружить и на политической сцене. Каждый индивид рассматривает политическую систему, как коллективную защиту своих частных целей, которые не могут быть эффективно обеспечены индивидуальными рыночными действиями. В политике государства содержится элемент принуждения, насилия, внутренне присущий коллективному действию. Индивид соглашается терпеть коллективное насилие лишь в том случае, если оно помогает ему достичь своей частной цели. Обменивая участие в коллективных расходах на обеспечение своих частных целей, мы, тем не менее, неприязненно относимся к подобным же действиям бюрократов, т.к., в конечном счете, государственный чиновник может достичь своих частных целей только за наш счет. Бюрократия — это государственная служба, существующая за счет налогов, она имеет строгую иерархию власти. Обязанности каждого строго очерчены. Бюрократы отчуждены от результатов своего труда.

Государство не является единым органичным целым, его не стоит приравнивать к механизму, который автоматически корректирует недостатки рыночного хозяйства и оно далеко не всегда принимает решения, исходя из общественных интересов.

К. Эрроу, считал, что дилемма состоит в том, что, допуская рациональность и индивидуальные предпочтения потребителей, мы не можем определить общественные приоритеты, т.е. общество не может сформировать коллективное мнение по поводу того, что оно хочет.

Коллективный выбор предполагает: наличие альтернатив; независимости от привходящих обстоятельств, отсутствие диктата, использование цены. Принятие решений путем голосования имеет существенные недостатки:

  • во-первых, выбор на основе голосования не учитывает мнения меньшинства;
  • во-вторых, на принцип большинства трудно опираться при принятии компромиссных решений, выработке общественного согласия. Выход из подобного тупика возможен лишь в том случае, если окончательное решение принимает одно лицо;
  • в-третьих, экономисты, при принятии решений, обычно исходят из устойчивого предпочтения (традиционной системы ценностей), у потребителей подобный подход не соответствует переменчивости политических симпатий.

Теория политического делового цикла

Наиболее известные авторы: У. Нордхауз, Э. Тафт, Д. Гиббс, П. Мосли, А. Алези.
Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:

  • правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;
  • избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;
  • правительства могут манипулировать экономикой для улучшения своих шансов на переизбрание.

Модель Нордхауза: «Оппортунистический деловой цикл»

Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.

Теория Нордхауза основывается на анализе кривой Филлипса, описывающей ваимосвязь между безработицей и инфляцией. Накануне выборов политик в целях завоевания популярности стремится снизить безработицу. Что приводит к меньшей безработице и большей, чем оптимальная, инфляции. Немедленно после выборов победитель увеличивает безработицу для борьбы с инфляцией.

Правительство принимает серию краткосрочных решений, при полном игнорировании долгосрочных последствий, что приведет к более высокому уровню инфляции. Поскольку рост инфляции происходит с некоторой задержкой относительно снижения безработицы, то правительство создает себе «окно» в течении которого инфляция и безработица одновременно временно низкие.

Модель «Партийного делового цикла» Д. Гиббса

Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.

Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.