Конъюнктура рынка

Общая цель маркетинговых исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.

Что такое конъюнктура рынка?

Конъюнктура рынка — это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктура рынка — это условия продажи на товарном рынке в соответствующий период, зависящие от соотношения величины спроса и предложения, ценовой эластичности и прочих социально-экономических и природных факторов.

Конъюнктура рынка — то же, что ситуация на рынке, система факторов (условий), характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на рынке в целом или в отдельных его сегментах.

Конъюнктура финансового рынка — это система факторов (условий), характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на финансовом рынке.

Конъюнктура инвестиционного рынка — это система факторов (условий), характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на инвестиционном рынке в целом или отдельных его сегментах. Экономическая ситуация на инвестиционном рынке в определенный момент времени изучается с помощью данных о динамике спроса, производства товаров, существующего уровня загрузки производственных мощностей и др.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Конъюнктуру отдельно взятого рынка следует рассматривать с учетом взаимодействия и взаимного влияния с другими рынками. Каждый рынок тесно связан с общеэкономической ситуацией в стране и регионе. Поэтому анализ конкретного рынка следует базировать на оценке общеэкономической ситуации в целом.

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров.

Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

Показатели конъюнктуры рынка

Для реализации задач конъюнктуры рынка разработана соответствующая система показателей, включающая в себя:

  1. Показатели предложения товаров и услуг:
    • объема, структуры и динамики предложения (производства);
    • потенциала предложения (производственного и сырьевого);
    • эластичности предложения.
  2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги:
    • объема, динамики и степени удовлетворения спроса;
    • потребительского потенциала и емкости рынка;
    • эластичности спроса.
  3. Показатели пропорциональности рынка:
    • соотношения спроса и предложения;
    • соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;
    • структуры товарооборота;
    • распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
    • распределения рынка продавцов по формам собственности;
    • структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.);
    • региональной структуры рынка.
  4. Показатели перспектив развития рынка:
    • темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;
    • параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.
  5. Показатели волатильности, устойчивости и цикличности рынка:
    • коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;
    • параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.
  6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка:
    • региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
    • региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.
  7. Показатели деловой активности:
    • состава, заполненности и динамики портфеля заказов;
    • числа, размера, частоты и динамики сделок;
    • загруженности производственных и торговых мощностей.
  8. Показатели коммерческого (рыночного) риска:
  9. Показатели уровня монополизации и конкуренции:
    • численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
    • распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;
    • уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);
    • раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).

Оценка конъюнктуры рынка

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка:

  • общеэкономический;
  • отраслевой;
  • товарный.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:

  • использование различных взаимодополняющих источников информации;
  • сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка;
  • применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию:

  • общую;
  • коммерческую;
  • специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия по вопросам сбыта производимой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению обширной специальной информации.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создавать собственные источники информации в виде:

  • магазинов-опорных пунктов (базовых);
  • сети торговых посредников;
  • специализированных потребительских панелей.

Сеть магазинов-опорных пунктов создается предприятием для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса.

Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для осуществления наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель организуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения результатов опроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков, таких, например, как место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов.

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры. К таким показателям относятся:

  • производство товаров в ассортименте;
  • обновление товарного ассортимента;
  • обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
  • запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);
  • забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);
  • продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);
  • изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
  • изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;
  • выполнение заявок на поставку товаров;
  • изменение в спросе потребителей;
  • величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
  • динамика цен;
  • продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

Маркетинговая служба предприятия анализирует данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети.

Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры рынка является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой стороны — более высокая вариация квартальных показателей по сравнению с годовыми снижает эту точность.

При исчислении ожидаемых показателей конъюнктуры не ставится задача предопределить на перспективу количественные значения факторов (размеры доходов, уровень цен и т.д.). Имеется в виду, что сложившиеся к моменту прогноза условия и тенденции в прогнозируемом периоде существенно не изменятся. Следовательно, требуется определить возможные результаты действия уже известных факторов, условий, тенденций и дать, по возможности, точную количественную оценку этих результатов, которые проявляются в изменении объема и структуры продажи и запасов товаров.

Учитывая особенности прогноза показателей конъюнктуры, наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития и распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры рынка носят многовариантный характер. Это определяется следующими обстоятельствами:

  • любая расчетная величина носит вероятностный характер, не может быть дана однозначно и должна находиться в определенном интервале значений; один и тот же показатель может быть рассчитан с использованием различных методов, позволяющих получить различные итоговые данные;
  • расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществляться с учетом различных условий и разных количественных значений факторов.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:

  • Сводный обзор, или доклад. Это основной документ с обобщающими показателями рынка товаров народного потребления. Анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.
  • Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного рынка.
  • Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Это документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *