Экономическая свобода

Экономическая свобода

Что такое экономическая свобода?

Экономическая свобода — это способность людей в обществе совершать те или иные экономические действия. Этот термин используется в экономических и политических кругах, а также в философии экономики. Один из подходов к определению экономической свободы связан с либеральной традицией, делающей упор на свободный рынок, свободную торговлю и частную собственность при свободном предпринимательстве. Другой подход к определению экономической свободы основывается на изучении индивидуального выбора для достижения экономического благосостояния. Иные концепции экономической свободы включают свободу от потребности и свободу участвовать в коллективных переговорах (совершать сделки).

С точки зрения либерального свободного рынка, экономическая свобода — это свобода производить, продавать и потреблять любые товары и услуги, осуществляемая без применения силы, мошенничества или воровства. Данная  норма находит свое воплощение в верховенстве закона, праве собственности и свободе предпринимательской деятельности, что характеризуется внешней и внутренней открытостью рынков, защитой прав собственности и свободой экономической инициативы.

Существует несколько индексов экономической свободы, которые пытаются измерить степень экономической свободы свободного рынка. Исследования, проведенные на основе этих рейтингов, показали, что более высокий экономический рост коррелирует с более высокими баллами в рейтинге стран по уровню экономической свободы.

Краеугольными камнями экономической свободы являются (1) личный выбор, (2) добровольный обмен, координируемый рынками, (3) свобода входа и конкуренции на рынках и (4) защита людей и их собственности от посягательств других лиц. Люди обладают экономической свободой тогда, когда собственность, которую они приобретают без применения силы, мошенничества или кражи, защищена от посягательств со стороны других, и они могут свободно использовать, обменивать или продавать свою собственность, если их действия не нарушают идентичные права других людей. Люди свободны выбирать, торговать, сотрудничать и конкурировать с другими.

Экономическая свобода — это основное право каждого человека контролировать свой труд и собственность. В экономически свободном обществе люди могут работать, производить, потреблять и инвестировать как им заблагорассудится. В экономически свободных обществах правительства позволяют труду, капиталу и товарам свободно перемещаться и воздерживаются от принуждения или ограничения свободы сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы.

Что означает экономическая свобода?

Экономическая свобода — это характеристика, которой может обладать конкретная экономическая система. Например, капиталистические системы обычно обеспечивают большую экономическую свободу по сравнению с коммунистическими или социалистическими системами. Эта свобода может быть реализована посредством свободных рынков с низким уровнем участия государства, свободной торговли и адекватной защиты частной собственности. С другой стороны, экономическая свобода также может быть гарантирована наличием диверсифицированного рынка, на котором потребители могут выбирать из множества вариантов для удовлетворения своей конкретной потребности.

Каковы преимущества экономической свободы?

Экономическая свобода приносит большее процветание. Индекс экономической свободы демонстрирует положительную взаимосвязь между экономической свободой и множеством позитивных социальных и экономических результатов. Идеалы экономической свободы прочно связаны с более здоровым обществом, более чистой окружающей средой, большим доходом на душу населения, человеческим развитием, демократией и искоренением бедности.

Как измерить экономическую свободу?

В мировой практике наибольшую популярность получила методика, позволяющая оценить экономическую свободу на основе 12 количественных и качественных факторов, сгруппированных в четыре базовые категории экономических свобод:

  1. Верховенство закона (право собственности, неподкупность правительства, эффективность судебной системы).
  2. Влияние правительства (государственные расходы, налоговое бремя, фискальная политика).
  3. Регулятивная эффективность (свобода бизнеса, свобода труда, денежная свобода).
  4. Открытость рынков (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода).

Каждая из двенадцати экономических свобод в этих категориях оценивается по шкале от 0 до 100. Общий балл страны получается путем усреднения этих двенадцати экономических свобод, причем каждой из них присваивается равный вес.

Что такое индекс экономической свободы?

Индекс экономической свободы всесторонне рассматривает экономическую свободу. Некоторые из оцениваемых аспектов экономической свободы связаны с взаимодействием страны с остальным миром (например, степень открытости экономики для глобальных инвестиций или торговли). Однако большинство из них сосредоточено на политике внутри страны, оценивая свободу людей использовать свой труд или финансы без чрезмерных ограничений и государственного вмешательства.

Каждый из измеряемых аспектов экономической свободы играет жизненно важную роль в продвижении и поддержании личного и национального процветания. Однако все они дополняют друг друга по своему влиянию, и прогресс в одной области часто может усилить или даже вдохновить прогресс в другой. Точно так же подавление экономической свободы в одной области (например, несоблюдение прав собственности) может значительно затруднить достижение высоких уровней свободы в других категориях.

Индекс экономической свободы сравнивает юрисдикции друг с другом с точки зрения свободы торговли, налогового бремени, эффективности судебной системы и т.д. Эти факторы могут быть взвешены в соответствии с их влиянием на экономическую свободу и сведены в единый балл.

Индекс экономической свободы, на который чаще всего ссылаются, рассчитывается консервативным американским аналитическим центром Heritage Foundation. Канадский аналитический центр Fraser Institute также публикует хорошо известный индекс экономической свободы.

Индекс экономической свободы Heritage Foundation оценивает страны по двенадцати факторам:

  1. Право собственности
  2. Неподкупность правительства (уровень коррупции)
  3. Эффективность судебной системы
  4. Государственные расходы
  5. Налоговое бремя
  6. Фискальная политика
  7. Свобода бизнеса
  8. Свобода труда
  9. Денежная свобода
  10. Свобода торговли
  11. Свобода инвестиций
  12. Финансовая свобода

Затем баллы страны в каждой области объединяются в единый балл, в соответствии с которым страны оцениваются от наиболее (наивысший балл) до наименее свободных. Следует отметить, что некоторые из этих категорий имеют идеологическую подоплеку: то, что привлекает экономиста laissez-faire как высокая степень свободы труда, может поразить либерального экономиста, например, отсутствием защиты интересов рабочих.

Индекс экономической свободы Heritage Foundation указал на некоторые важные корреляции, которые должны побудить страны попытаться улучшить свои показатели с течением времени. Наиболее важным является наблюдение, что люди, живущие в странах, отнесенных к категории свободных или в основном свободных, имеют более высокие доходы, чем люди, живущие в странах с более низкими оценками. Разница между лучшими и худшими странами составляет более шести раз, что означает, что кто-то в экономически свободной стране зарабатывает в шесть раз больше, чем кто-то в экономически угнетенной стране. С данным разрывом в доходах также существует и корреляция между экономической свободой и ростом ВВП, а также более высоким уровнем жизни и общим верховенством закона для граждан.

Оценка экономической свободы

Верховенство закона

Право собственности

В рыночной экономике способность накапливать частную собственность и богатство является центральной движущей силой для работников и инвесторов. Признание прав частной собственности и эффективное верховенство закона для их защиты являются жизненно важными чертами полностью функционирующей рыночной экономики. Защищенные права собственности дают гражданам уверенность в том, что они могут заниматься предпринимательской деятельностью, сберегать свои доходы и строить долгосрочные планы потому что они знают, что их доходы, сбережения и собственность (как физическая, так и интеллектуальная) защищены от недобросовестной экспроприации или кражи.

Право собственности является основным фактором накопления капитала для производства и инвестиций. Защищенное право собственности является ключом к достижению богатства посредством владения недвижимым имуществом, обеспечивая доступ к природным ресурсам для их последующего экономического использования и обеспечивая гарантии для финансирования инвестиций. Кроме того, благодаря расширению и защите прав собственности общества избегают «трагедии общественного достояния», явления, которое ведет к деградации и эксплуатации собственности, находящейся в коллективном владении и за которую никто не несет ответственность. Ключевым аспектом защиты прав собственности является исполнение контрактов. Добровольное принятие договорных обязательств является основой рыночной системы и основой экономической специализации, выгод от коммерческого обмена и торговли между странами. Беспристрастное государственное обеспечение соблюдения частных контрактов необходимо для обеспечения равенства и справедливости на рынке.

Неподкупность правительства (уровень коррупции)

В мире, характеризующемся социальным и культурным разнообразием, практика, считающаяся коррумпированной в одном месте, может просто отражать традиционные взаимодействия в другом. Например, небольшие неформальные платежи поставщикам услуг или даже государственным чиновникам могут по-разному рассматриваться как обычное средство компенсации, «чаевые» за  качественные услуги или коррупционная форма вымогательства.

Хотя такая практика действительно может ограничивать экономическую свободу человека, их влияние на экономическую систему в целом, вероятно, будет незначительным. Гораздо большее беспокойство вызывает системная коррумпированность государственных учреждений такими методами, как взяточничество, кумовство, патронаж, хищение и взяточничество. Хотя не все они являются преступлениями в каждом обществе или обстоятельствах, эти действия подрывают целостность правительства, где бы они ни практиковались. Позволяя некоторым лицам или особым интересам получать государственные выгоды за счет других, они в корне несовместимы с принципами справедливого и равного обращения, которые являются важнейшими составляющими экономически свободного общества.

Существует прямая зависимость между степенью государственного вмешательства в экономическую деятельность и распространенностью коррупции. В частности, чрезмерные и избыточные государственные постановления создают возможности для взяточничества и подкупа. Коррупционные практики, такие как взяточничество и подкуп, в свою очередь, наносят ущерб экономическому росту и развитию.

Кроме того, правительственные постановления или ограничения в одной области могут создавать неформальные или черные рынки в другой. Например, устанавливая многочисленные обременительные барьеры для ведения бизнеса, включая бюрократическую волокиту и высокие транзакционные издержки, правительство может стимулировать взяточничество и поощрять незаконные и тайные взаимодействия, которые ставят под угрозу прозрачность, которая необходима для эффективного функционирования свободного рынка.

Эффективность судебной системы

Хорошо функционирующая правовая база защищает права всех граждан от нарушения закона другими лицами, в том числе правительствами и влиятельными сторонами. В качестве важного компонента верховенства закона эффективность судебной системы требует наличия эффективных и справедливых судебных систем, обеспечивающих полное соблюдение законов и принятие надлежащих правовых мер против нарушений.

Эффективность судебной системы, особенно для развивающихся стран, может быть областью экономической свободы, которая является наиболее важной для создания основ экономического роста, а в странах с развитой экономикой отклонения от эффективности судебной системы могут быть первыми признаками серьезных проблем, которые приведут к экономическому спаду.

Во всем мире есть множество свидетельств того, что честная, справедливая и эффективная судебная система является решающим фактором в расширении прав и возможностей людей, прекращении дискриминации и усилении конкуренции. В непрекращающейся борьбе за улучшение условий жизни людей и достижение большего процветания решающее значение имеет институциональная приверженность сохранению и повышению эффективности судебной системы.

Влияние правительства

Государственные расходы

Объем государственных расходов представляет собой центральную проблему экономической свободы, которая измеряется в Индексе различными способами. Государственные расходы проявляются во многих формах, не все из них одинаково вредны для экономической свободы. Некоторые государственные расходы (например, на обеспечение инфраструктуры, финансирование исследований или улучшение человеческого капитала) могут считаться инвестициями. Правительство также тратит средства на общественные блага, выгоды от которых в целом достаются обществу, а рынки не могут установить справедливые цены.

Однако все государственные расходы в конечном итоге должны финансироваться за счет более высоких налогов, что влечет за собой альтернативные издержки. Эти издержки представляют собой величину потребления или инвестиций, которые были бы произведены, если бы задействованные ресурсы остались в частном секторе.

Чрезмерные государственные расходы чреваты большим риском вытеснения частной экономической деятельности. Даже если экономика достигает более быстрых темпов роста за счет увеличения государственных расходов, такой экономический рост обычно носит временный характер, искажая рыночное распределение ресурсов и стимулы для частных инвестиций. Хуже того, обособленность правительства от рыночной дисциплины часто приводит к бюрократии, снижению производительности, неэффективности и увеличению государственного долга, что ложится еще большим бременем на будущие поколения налогоплательщиков.

Налоговое бремя

Все правительства возлагают налоговое бремя на экономическую деятельность посредством налогообложения. Однако правительства, которые позволяют отдельным лицам и предприятиям сохранять и управлять большей долей своих доходов и богатства для их собственной выгоды, максимизируют экономическую свободу.

Чем выше доля государства в доходах или богатстве, тем ниже индивидуальное вознаграждение работника за его экономическую деятельность и меньше стимул к работе. Более высокие налоговые ставки снижают способность физических лиц и компаний преследовать свои цели на рынке и тем самым снижают общий уровень активности частного сектора.

Ставки индивидуального и корпоративного подоходного налога являются важным и прямым ограничением экономической свободы и отражаются как таковые в Индексе, но не являются всеобъемлющим показателем налогового бремени. Правительства взимают множество других косвенных налогов, включая налоги на заработную плату, налоги с продаж и акцизы, а также налог на добавленную стоимость (НДС). В Индексе экономической свободы бремя этих налогов учитывается путем измерения общего налогового бремени от всех форм налогообложения в процентах от общего валового внутреннего продукта (ВВП).

Фискальная политика

Одним из ярких индикаторов того, в какой степени правительство соблюдает принцип ограниченного управления, является его бюджет. Определяя приоритеты и распределяя ресурсы, бюджет четко указывает области, в которых правительство будет вмешиваться в экономическую деятельность, и степень этого вмешательства. Однако помимо этого, бюджет отражает приверженность правительства (или его отсутствие) разумному финансовому управлению ресурсами, что имеет важное значение для динамичного долгосрочного экономического роста и имеет решающее значение для обеспечения экономической свободы.

Растущий дефицит и растущее долговое бремя, оба из которых являются прямыми последствиями неэффективного управления государственным бюджетом, приводят к ухудшению общего финансового состояния страны. Отклонения от разумной фискальной позиции часто нарушают макроэкономическую стабильность, вызывают экономическую неопределенность и, таким образом, ограничивают экономическую свободу.

Долг — это накопление бюджетного дефицита с течением времени. Теоретически долговое финансирование государственных расходов может внести положительный вклад в производственные инвестиции и, в конечном итоге, в экономический рост. Долг также может быть механизмом позитивных макроэкономических контрциклических интервенций или даже политики долгосрочного роста. С другой стороны, высокий уровень государственного долга может иметь многочисленные негативные последствия, такие как повышение процентных ставок, вытеснение частных инвестиций и ограничение гибкости правительства в реагировании на экономические кризисы. Увеличение государственного долга, вызванное сохраняющимся бюджетным дефицитом, особенно расходами, которые просто увеличивают государственное потребление или трансфертные платежи, часто подрывает общий рост производительности и в конечном итоге приводит к экономической стагнации, а не к росту.

Регулятивная эффективность

Свобода бизнеса

Способность человека создать предприятие и управлять им без необоснованного вмешательства со стороны государства является одним из наиболее фундаментальных показателей экономической свободы. Обременительные и избыточные правила являются наиболее распространенными препятствиями на пути свободного ведения предпринимательской деятельности. Увеличивая издержки производства, нормативные акты могут затруднить предпринимателям достижение успеха на рынке.

Хотя многие нормативные акты снижают продуктивность и прибыльность бизнеса, больше всего препятствуют развитию предпринимательства те, которые связаны с лицензированием новых предприятий. В некоторых странах, а также во многих штатах США процедура получения бизнес-лицензии может быть такой же простой, как отправка регистрационной формы по почте с минимальной оплатой. В Гонконге, например, можно получить бизнес-лицензию, заполнив одну форму, и процесс может быть завершен за несколько часов. В других странах, таких как Индия и некоторые регионы Южной Америки, процесс получения бизнес-лицензии может занять гораздо больше времени и включать бесконечные поездки в государственные учреждения и неоднократные встречи с официозными, а иногда и коррумпированными бюрократами.

После открытия бизнеса государственное регулирование может помешать нормальному процессу принятия решений или ценообразования. Интересно, что две страны с одним и тем же набором правил могут налагать разное нормативное бремя. Если одна страна применяет свои правила равномерно и прозрачно, это может снизить нормативное бремя, облегчая долгосрочное бизнес-планирование. Если другая применяет правила непоследовательно, это увеличивает нормативное бремя, создавая непредсказуемую бизнес-среду.

Свобода труда

Способность людей находить возможности трудоустройства и работы является ключевым компонентом экономической свободы. Точно так же способность предприятий свободно заключать контракты на рабочую силу и увольнять лишних работников, когда они больше не нужны, имеет важное значение для повышения производительности и поддержания общего экономического роста.

Основным принципом любого экономически свободного рынка является добровольный обмен. Это так же верно для рынка труда, как и для рынка товаров.

Государственное вмешательство порождает те же проблемы на рынке труда, что и на любом другом рынке. Государственное трудовое законодательство принимает различные формы, включая минимальную заработную плату или другие меры контроля заработной платы, ограничения рабочего времени или других условий труда, ограничения на прием на работу и увольнение, а также прочие ограничения. Во многих странах профсоюзы играют важную роль в регулировании свободы труда и, в зависимости от характера их деятельности, могут быть либо фактором большей свободы, либо препятствием для эффективного функционирования рынков труда.

Обременительное трудовое законодательство одинаково наказывает как предприятия, так и рабочих. Жесткие трудовые правила не позволяют работодателям и работникам свободно обсуждать изменения условий труда, и в результате часто возникает хроническое несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.

Денежная свобода

Денежная свобода требует стабильной валюты и рыночных цен. Независимо от того, действуют ли они как предприниматели или как потребители, экономически свободным людям нужна устойчивая и надежная валюта как средство обмена, расчетная единица и средство сбережения. Без денежной свободы трудно создать долгосрочную стоимость или накопить капитал.

На стоимость валюты страны может существенно влиять денежно-кредитная политика ее правительства. С помощью денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией, поддержание стабильности цен и сохранение национального богатства, люди в обозримом будущем могут полагаться на рыночные цены. Инвестиции, сбережения и другие долгосрочные планы можно делать более уверенно. Инфляционная политика, напротив, конфискует богатство как невидимый налог и искажает цены, неправильно распределяет ресурсы и повышает стоимость ведения бизнеса.

Не существует единой общепринятой теории правильной денежно-кредитной политики для свободного общества. В свое время золотой стандарт пользовался широкой поддержкой. Однако сегодня почти все денежные теории характеризуют поддержку низкой инфляции и независимость центрального банка. Широко признано, что контроль над ценами подрывает эффективность рынка и ведет к дефициту или избытку.

Открытость рынка

Свобода торговли

Многие правительства накладывают ограничения на способность своих граждан свободно взаимодействовать в качестве покупателей или продавцов на международном рынке. Торговые ограничения могут проявляться в форме тарифов, экспортных пошлин, торговых квот или прямых торговых запретов. Однако торговые ограничения проявляются и более тонкими способами, особенно в форме нормативных барьеров, связанных со здоровьем или безопасностью.

Степень, с которой правительство препятствует свободному потоку внешней торговли, имеет прямое отношение к способности людей добиваться своих экономических целей и максимизировать свою производительность и благосостояние. Тарифы, например, напрямую увеличивают цены, которые местные потребители платят за импорт, но они также искажают производственные стимулы для местных производителей, заставляя их производить либо товар, в котором у них нет сравнительных преимуществ, либо более защищенный товар, чем это экономически целесообразно. Это препятствует общей экономической эффективности и росту.

Во многих случаях торговые ограничения также делают высокотехнологичные продукты и услуги недоступными для местных предпринимателей, ограничивая их собственное производственное развитие.

Свобода инвестиций

Свободная и открытая инвестиционная среда обеспечивает максимальные возможности для предпринимательства и стимулы для расширения экономической деятельности, повышения производительности и создания рабочих мест. Выгоды от такой среды приносят не только отдельные компании, которые берут на себя предпринимательский риск в ожидании большей отдачи, но и общество в целом. Эффективная инвестиционная структура характеризуется прозрачностью и справедливостью, поддерживает все типы фирм, а не только крупные или стратегически важные компании, и поощряет, а не препятствует инновациям и конкуренции.

Ограничения на движение капитала, как внутреннего, так и международного, подрывают эффективное распределение ресурсов и снижают производительность, искажая процесс принятия экономических решений. Ограничения на трансграничные инвестиции могут ограничивать как приток, так и отток капитала, тем самым сужая рынки и уменьшая возможности для роста.

В среде, в которой отдельные лица и компании свободны выбирать, куда и как инвестировать, капитал может течь по своему наилучшему использованию: в секторы и виды деятельности, где он больше всего необходим, а прибыль наиболее высока. Действия государства по перенаправлению потока капитала и ограничению выбора — это навязывание свободы как инвестору, так и человеку, ищущему капитал. Чем больше ограничений накладывает страна на инвестиции, тем ниже уровень ее предпринимательской активности.

Финансовая свобода

Доступная и эффективно функционирующая официальная финансовая система обеспечивает доступность разнообразных сберегательных, кредитных, платежных и инвестиционных услуг для частных лиц и предприятий. Расширяя возможности финансирования и содействуя развитию предпринимательства, открытая банковская среда поощряет конкуренцию, чтобы обеспечить наиболее эффективное финансовое посредничество между домашними хозяйствами и фирмами, а также между инвесторами и предпринимателями.

Благодаря процессу, управляемому спросом и предложением, рынки в режиме реального времени предоставляют информацию о ценах. Этот процесс зависит от прозрачности рынка и целостности предоставляемой информации. Благоразумная и эффективная система регулирования посредством требований о раскрытии информации и независимого аудирования обеспечивает и то, и другое.

Центральная роль, которую играют банки, все чаще дополняется другими финансовыми услугами, которые предлагают альтернативные средства для увеличения капитала или диверсификации рисков. Как и в случае с банковской системой, полезная роль правительства в регулировании этих институтов заключается в обеспечении прозрачности и целостности, а также в содействии раскрытию информации об активах, обязательствах и рисках.

Банковское и финансовое регулирование со стороны государства, которое выходит за рамки гарантий прозрачности и честности на финансовых рынках, может снизить эффективность, увеличить затраты на финансирование предпринимательской деятельности и ограничить конкуренцию. Если, например, правительство вмешивается в работу фондового рынка, оно противоречит выбору миллионов людей, вмешиваясь в ценообразование капитала — наиболее важную функцию рыночной экономики.

Пример

Рейтинг стран мира по Индексу экономической свободы по состоянию на 01.10.2020 (The Heritage Foundation: The Index of Economic Freedom 2020)

РейтингСтранаИндекс
1Сингапур89.40
2Гонконг89.10
3Новая Зеландия84.10
4Австралия82.60
5Швейцария82.00
6Ирландия80.90
7Великобритания79.30
8Дания78.30
9Канада78.20
10Эстония77.70
11Тайвань77.10
12Грузия77.10
13Исландия77.10
14Нидерланды77.00
15Чили76.80
16Литва76.70
17Соединённые Штаты Америки76.60
18Объединённые Арабские Эмираты76.20
19Люксембург75.80
20Финляндия75.70
21Маврикий74.90
22Швеция74.90
23Чехия74.80
24Малайзия74.70
25Южная Корея74.00
26Израиль74.00
27Германия73.50
28Норвегия73.40
29Австрия73.30
30Япония73.30
31Катар72.30
32Латвия71.90
33Руанда70.90
34Армения70.60
35Макао70.30
36Болгария70.20
37Кипр70.10
38Румыния69.70
39Казахстан69.60
40Ботсвана69.60
41Македония69.50
42Мальта69.50
43Таиланд69.40
44Азербайджан69.30
45Колумбия69.20
46Польша69.10
47Уругвай69.10
48Бельгия68.90
49Ямайка68.50
50Сент-Люсия68.20
51Перу67.90
52Словения67.80
53Косово67.40
54Индонезия67.20
55Панама67.20
56Португалия67.00
57Албания66.90
58Испания66.90
59Сент-Винсент и Гренадины66.80
60Словакия66.80
61Бруней66.60
62Венгрия66.40
63Бахрейн66.30
64Франция66.00
65Сербия66.00
66Иордания66.00
67Мексика66.00
68Коста-Рика65.80
69Багамские Острова64.50
70Филиппины64.50
71Турция64.40
72Сейшельские Острова64.30
73Гватемала64.00
74Италия63.80
75Оман63.60
76Кабо-Верде63.60
77Фиджи63.40
78Марокко63.30
79Кувейт63.20
80Парагвай63.00
81Кыргызстан62.90
82Босния и Герцеговина62.60
83Саудовская Аравия62.40
84Хорватия62.20
85Бутан62.10
86Самоа62.10
87Молдова62.00
88Беларусь61.70
89Танзания61.70
90Сальвадор61.60
91Черногория61.50
92Барбадос61.40
93Гондурас61.10
94Россия61.00
95Доминикана60.90
96Намибия60.90
97Доминика60.80
98Вануату60.70
99Мадагаскар60.50
100Греция59.90
101Кот-д’Ивуар59.70
102Уганда59.50
103Китай59.50
104Гана59.40
105Вьетнам58.80
106Южная Африка58.80
107Тонга58.80
108Папуа — Новая Гвинея58.40
109Тринидад и Тобаго58.30
110Сенегал58.00
111Белиз57.40
112Шри-Ланка57.40
113Камбоджа57.30
114Узбекистан57.20
115Никарагуа57.20
116Нигерия57.20
117Буркина Фасо56.70
118Габон56.70
119Мальдивы56.50
120Индия56.50
121Гвинея56.50
122Бангладеш56.40
123Гамбия56.30
124Гайана56.20
125Сан-Томе и Принсипи56.20
126Мали55.90
127Монголия55.90
128Тунис55.80
129Лаос55.50
130Свазиленд55.30
131Кения55.30
132Мавритания55.30
133Бенин55.20
134Украина54.90
135Пакистан54.80
136Афганистан54.70
137Нигер54.70
138Лесото54.50
139Непал54.20
140Того54.10
141Мьянма54.00
142Египет54.00
143Коморские Острова53.70
144Бразилия53.70
145Камерун53.60
146Эфиопия53.60
147Замбия53.50
148Гвинея-Бисау53.30
149Аргентина53.10
150Соломоновы Острова52.90
151Джибути52.90
152Малави52.80
153Гаити52.30
154Ангола52.20
155Таджикистан52.20
156Микронезия52.00
157Ливан51.70
158Эквадор51.30
159Центрально-Африканская Республика50.70
160Мозамбик50.50
161Чад50.20
162Демократическая Республика Конго49.50
163Суринам49.50
164Иран49.20
165Либерия49.00
166Бурунди49.00
167Экваториальная Гвинея48.30
168Сьерра-Леоне48.00
169Алжир46.90
170Туркменистан46.50
171Тимор-Лешти45.90
172Кирибати45.20
173Судан45.00
174Зимбабве43.10
175Боливия42.80
176Конго41.80
177Эритрея38.50
178Куба26.90
179Венесуэла25.20
180Северная Корея4.20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.