Разработка и реализация экономической политики

Содержание:

Институты формирования и реализации экономической политики

В процессе формирования и реализации экономической политики задействовано множество политических, экономических и социальных институтов. Их разнообразие шире представлено в условиях рыночной экономики и развитого гражданского общества. В условиях административной экономики и авторитарного правления круг соответствующих институтов достаточно узок, ограничен органами партийно-государственного управления.

Государственные институты представлены:

  • высшими органами государственной власти, отвечающими за выработку и реализацию экономической политики в масштабах национальной экономики;
  • ведомственными структурами, курирующими определенные направления экономической политики;
  • региональными и местными органами государственной власти, реализующими решения вышестоящих структур.

Негосударственные институты, участвующие в разработке и реализации экономической политики:

  • политические партии и общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей);
  • политическая и экономические элиты;
  • крупные корпорации, финансовые структуры, их ассоциации;
  • СМИ, влиятельные личности и их группы, экспертные советы, общественное мнение и институты, его исследующие.

Надгосударственные (международные) институты:

  • международные институты (МВФ и другие) и их экспертные группы;
  • международные рейтинговые агентства;
  • зарубежные СМИ;
  • зарубежные влиятельные лица.

Методология разработки экономической политики

Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов:

  1. Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений.
  2. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования.
  3. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль.
  4. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.

Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики:

  1. Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.
  2. Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.
  3. «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.
  4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.

Ни одна из основных моделей разработки государственной политики не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики:

  1. Перспективный подход — планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).
  2. Реагирующий подход — конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.
  3. Рациональный подход основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности.
  4. Антикризисный подход — все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.

Независимо от типа и модели государственной политики, от того, какой подход к решению проблем лежит в ее основе, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям:

  • реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;
  • иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами;
  • должна быть эффективной и результативной;
  • должна пользоваться доверием у населения.

Концепция экономической политики представляет собой систему взаимосвязанных целей, принципов, стратегий и инструментов. В основе ее лежит постулат «рационального проведения экономической политики». В основном политики вольны в определении целей, помочь им в этом может экономическая наука или идеология, которой они придерживаются. Совокупность взаимосвязанных целей подразделяется на:

  • цели экономического порядка (например, приоритет рыночного распределения ресурсов);
  • цели, связанные с протеканием экономических процессов (стабильный уровень цен, полная занятость);
  • по срокам: краткосрочные, средне и долгосрочные цели;
  • по воздействию на структуру экономики (развитие энергосберегающих технологий, сельскохозяйственных отраслей, экологическая защита).

Принципы — это положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Например, принцип свободной конкуренции, или дискриминации иностранных производителей.

Стратегии — это долгосрочный план действий по достижению целей, в отношении которых надо проводить систематический контроль результатов. Критерии: экономическая эффективность, рациональность политических действий и методов.

Инструменты — это выбранные уполномоченные институты для осуществления политической власти и их взаимодействие в эффективном решении проблем.

Процесс реализации экономической политики

Государственная политика — это преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов. Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Процесс реализации политики — это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, которую следует отличать от выполнения политики как результата.

На этапе разработки государственной политики с целью ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономическую составляющую, систему управления персоналом. Выполнение политики может осуществляться как:

  • линейный процесс реализации планов;
  • действия по определенным правилам;
  • система взаимосвязанных мероприятий.

Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности.

Важными элементами политического цикла являются:

  • контроль;
  • мониторинг;
  • оценка реализации государственной политики.

Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним, в последнем выделяют вертикальный и горизонтальный уровни. В сфере государственного управления существуют такие виды контроля, как: президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский. Разновидностями контроля являются проверка, исполнение, надзор. Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного руководства и пр.). Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры).

Мониторинг — процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Мониторинг слагается из информационной, аналитической и оперативной подсистем. В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Мониторинг проектов, целевых программ проводится с использованием таких групп индикаторов, как прямые и косвенные, количественные и качественные, специальные, сложные индикаторы и индексы. Собранная информация анализируется – определяются типы и характер ошибок, отклонений, их влияние на достижение целей. Выработка рекомендаций по их устранению, внесению изменений в стратегию политики, ее содержание – задача оперативной системы.

Оценка реализации государственной политики — совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка представляет собой сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.
После проведения оценки и представления ее результатов для руководителя возможно принятие следующих решений:

  • продолжение политики/программы;
  • успешное завершение;
  • модификация политики/программы;
  • прекращение при ее неудаче.

Планирование и прогнозирование как инструменты экономической политики

Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста согласно критериям конкурентоспособности и стабильности развития. Макроэкономическое планирование – это разработка модели достижения желаемого и ожидаемого состояния национальной экономики при условии одновременного определения путей, способов, средств и сроков обеспечения этого состояния будущего развития национальной экономики.

Основными функциями макроэкономического планирования являются:

  • научный анализ развития национальной экономики;
  • оценка возможных последствий принятых решений;
  • оценка объекта прогнозирования на основании выбранной альтернативы;
  • подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия решений.

Выделяют четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных выступают индирективное и регулятивное планирование.

Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий для производства и распределения продукции и услуг.

Индикативное планирование – способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.

Индирективное планирование обладает чертами директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.

Регулятивное планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором, активное влияние на работу частных предприятий.

Стратегическое макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализации которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.

Макроэкономические программы классифицируются:

  1. по срокам:
    • краткосрочные (1-2 года);
    • среднесрочные (до 5 лет);
    • долгосрочные (10-25 лет);
  2. по масштабу:
    • общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);
    • программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.
  3. по целям:
    • конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;
    • структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.
  4. по объектам:
    • экономические;
    • научно-технические;
    • социальные;
    • экологические;
    • региональные.

Основными средствами реализации государственных планов и программ являются госконтракт и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных исследований, государственная поддержка в продвижении товаров на внешних рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической и социально-экономической экспертизы.