Содержание:
- Институты формирования и реализации экономической политики
- Методология разработки экономической политики
- Процесс реализации экономической политики
- Планирование и прогнозирование как инструменты экономической политики
Институты формирования и реализации экономической политики
В процессе формирования и реализации экономической политики задействовано множество политических, экономических и социальных институтов. Их разнообразие шире представлено в условиях рыночной экономики и развитого гражданского общества. В условиях административной экономики и авторитарного правления круг соответствующих институтов достаточно узок, ограничен органами партийно-государственного управления.
Государственные институты представлены:
- высшими органами государственной власти, отвечающими за выработку и реализацию экономической политики в масштабах национальной экономики;
- ведомственными структурами, курирующими определенные направления экономической политики;
- региональными и местными органами государственной власти, реализующими решения вышестоящих структур.
Негосударственные институты, участвующие в разработке и реализации экономической политики:
- политические партии и общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей);
- политическая и экономические элиты;
- крупные корпорации, финансовые структуры, их ассоциации;
- СМИ, влиятельные личности и их группы, экспертные советы, общественное мнение и институты, его исследующие.
Надгосударственные (международные) институты:
- международные институты (МВФ и другие) и их экспертные группы;
- международные рейтинговые агентства;
- зарубежные СМИ;
- зарубежные влиятельные лица.
Методология разработки экономической политики
Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов:
- Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений.
- Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования.
- На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль.
- Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.
Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики:
- Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.
- Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.
- «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.
- «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.
Ни одна из основных моделей разработки государственной политики не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики:
- Перспективный подход — планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).
- Реагирующий подход — конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.
- Рациональный подход основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности.
- Антикризисный подход — все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.
Независимо от типа и модели государственной политики, от того, какой подход к решению проблем лежит в ее основе, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям:
- реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;
- иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами;
- должна быть эффективной и результативной;
- должна пользоваться доверием у населения.
Концепция экономической политики представляет собой систему взаимосвязанных целей, принципов, стратегий и инструментов. В основе ее лежит постулат «рационального проведения экономической политики». В основном политики вольны в определении целей, помочь им в этом может экономическая наука или идеология, которой они придерживаются. Совокупность взаимосвязанных целей подразделяется на:
- цели экономического порядка (например, приоритет рыночного распределения ресурсов);
- цели, связанные с протеканием экономических процессов (стабильный уровень цен, полная занятость);
- по срокам: краткосрочные, средне и долгосрочные цели;
- по воздействию на структуру экономики (развитие энергосберегающих технологий, сельскохозяйственных отраслей, экологическая защита).
Принципы — это положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Например, принцип свободной конкуренции, или дискриминации иностранных производителей.
Стратегии — это долгосрочный план действий по достижению целей, в отношении которых надо проводить систематический контроль результатов. Критерии: экономическая эффективность, рациональность политических действий и методов.
Инструменты — это выбранные уполномоченные институты для осуществления политической власти и их взаимодействие в эффективном решении проблем.
Процесс реализации экономической политики
Государственная политика — это преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов. Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Процесс реализации политики — это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, которую следует отличать от выполнения политики как результата.
На этапе разработки государственной политики с целью ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономическую составляющую, систему управления персоналом. Выполнение политики может осуществляться как:
- линейный процесс реализации планов;
- действия по определенным правилам;
- система взаимосвязанных мероприятий.
Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности.
Важными элементами политического цикла являются:
- контроль;
- мониторинг;
- оценка реализации государственной политики.
Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним, в последнем выделяют вертикальный и горизонтальный уровни. В сфере государственного управления существуют такие виды контроля, как: президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский. Разновидностями контроля являются проверка, исполнение, надзор. Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного руководства и пр.). Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры).
Мониторинг — процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Мониторинг слагается из информационной, аналитической и оперативной подсистем. В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Мониторинг проектов, целевых программ проводится с использованием таких групп индикаторов, как прямые и косвенные, количественные и качественные, специальные, сложные индикаторы и индексы. Собранная информация анализируется – определяются типы и характер ошибок, отклонений, их влияние на достижение целей. Выработка рекомендаций по их устранению, внесению изменений в стратегию политики, ее содержание – задача оперативной системы.
Оценка реализации государственной политики — совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка представляет собой сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.
После проведения оценки и представления ее результатов для руководителя возможно принятие следующих решений:
- продолжение политики/программы;
- успешное завершение;
- модификация политики/программы;
- прекращение при ее неудаче.
Планирование и прогнозирование как инструменты экономической политики
Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста согласно критериям конкурентоспособности и стабильности развития. Макроэкономическое планирование – это разработка модели достижения желаемого и ожидаемого состояния национальной экономики при условии одновременного определения путей, способов, средств и сроков обеспечения этого состояния будущего развития национальной экономики.
Основными функциями макроэкономического планирования являются:
- научный анализ развития национальной экономики;
- оценка возможных последствий принятых решений;
- оценка объекта прогнозирования на основании выбранной альтернативы;
- подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия решений.
Выделяют четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных выступают индирективное и регулятивное планирование.
Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий для производства и распределения продукции и услуг.
Индикативное планирование – способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.
Индирективное планирование обладает чертами директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.
Регулятивное планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором, активное влияние на работу частных предприятий.
Стратегическое макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализации которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.
Макроэкономические программы классифицируются:
- по срокам:
- краткосрочные (1-2 года);
- среднесрочные (до 5 лет);
- долгосрочные (10-25 лет);
- по масштабу:
- по целям:
- конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;
- структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.
- по объектам:
- экономические;
- научно-технические;
- социальные;
- экологические;
- региональные.
Основными средствами реализации государственных планов и программ являются госконтракт и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных исследований, государственная поддержка в продвижении товаров на внешних рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической и социально-экономической экспертизы.