Цели и стратегии экономической политики

Содержание:

Цели экономической политики и их эволюция. Факторы, определяющие цели экономической политики

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.

Значимость целей для государства невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования экономической деятельности, цели лежат в основе построения взаимоотношений между государством и его гражданами, на целях базируется система стимулирования развития частного сектора в экономике, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов работы как правительства, так и других институтов власти, осуществляющих государственную политику.

Определение цели – это конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей.

Для характеристики конкретных целей используются определенные количественные параметры, причем для этих параметров экспертами рекомендованы предельные значения, выход за которые является нежелательным, угрожающим для экономики. Эти индикаторы называются порогами экономической безопасности.

В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

Экономическая стратегия — это выбранный государством курс экономической политики, рассчитанный на продолжительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей экономики, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющих место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

Экономическая тактика — это совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития экономики.

Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Они должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную материальную базу и четкую экономическую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели экономической политики. Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация основной цели экономической политики в значительной мере зависят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель практически не существовала никогда. Не существует она и теперь. Наиболее распространенной в современном мире является одна из разновидностей рыночной модели — модель социально ориентированной рыночной экономики.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся:

Устойчивый экономический рост как цель экономической политики. Экономический рост и экономическое развитие. Проблема качества экономического роста

Устойчивый экономический рост – одна из целей макроэкономического развития. Что же такое экономический рост, от чего он зависит, каковы последствия экономического роста?

В широком смысле слова экономический рост означает поступательное прогрессивное развитие экономики, способность экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. Графически экономический рост может быть представлен как сдвиг кривой производственных возможностей вправо и вверх.

Рост количества и качества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, совершенствование технологий расширяют производственные возможности общества, т.е. создают условия для увеличения объема национального производства.

В узком смысле слова под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов ВНП.

Экономический рост измеряется двумя основными показателями:

  • темпами роста реального ВНП в абсолютном выражении;
  • темпами роста его объема на душу населения за определенный срок.

В 70–80-х годах прирост национального дохода СССР лишь на 20–30% обеспечивался за счет интенсивных факторов, что свидетельствовало о преимущественно экстенсивном типе экономического роста.

При характеристике экономического роста имеют значения не просто величина годового прироста, но и наполнение этого прироста. Можно увеличивать объемы производства, наращивая выпуск военной или низкокачественной продукции. В этом случае, хотя темпы роста возрастают, уровень жизни населения не меняется. В то же время повышение качества, расширение ассортимента продукции при тех же или даже снижающихся объемах производства будет означать повышение уровня жизни. Это говорит о качестве экономического роста.

Все факторы, влияющие на экономический рост, могут быть объединены в три группы:

  • факторы предложения;
  • факторы совокупного спроса;
  • факторы распределения ресурсов.

Рассмотрим подробнее воздействие на экономический рост факторов предложения (природные, трудовые, капитальные ресурсы, применяемые технологии).

Трудовые ресурсы. Увеличение численности занятых, продолжительности рабочего времени, повышение производительности труда на основе роста профессиональной подготовки и квалификации работников – все это способствует росту ВНП.

Природные ресурсы (земля). Этот фактор при всей его значимости не является определяющим для характеристики современного экономического роста. Можно привести множество примеров стран, располагающих ограниченным природным потенциалом, но добивающихся высоких темпов роста (Япония, страны Юго-Восточной Азии).

Капитал в его физическом выражении (здания, машины, оборудование) является наряду с трудом важнейшим условием экономического роста. Количественный и качественный рост капитала, связанный с НТП, позволяет совершенствовать производство. Внедрение новых технологий, новых видов материалов и оборудования повышает производительность труда, увеличивает объем производства.

Зависимость между объемом производства и основными факторами предложения, влияющими на него, описывается неоклассической моделью экономического роста, в основе которой лежит производственная функция, характеризующая вклад каждого фактора в объем производства. Наиболее известна двухфакторная производственная функция Кобба–Дугласа.

Наряду с неоклассическими моделями экономического роста существуют кейнсианские модели, в которых первостепенное значение для экономического роста придается факторам совокупного спроса: потреблению, инвестициям, государственным расходам. При этом особое внимание уделяется инвестициям, их доле в совокупных расходах, темпам роста инвестиций, их эффективности и структуре: отраслевой, воспроизводственной, технологической и т.п.

Наконец, на экономический рост влияет механизм распределения ресурсов – централизованное, планомерно организованное распределение или рыночное. В свою очередь механизм распределения определяется существующей экономической системой. Таким образом, экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной мере от внеэкономических, политических факторов, определяющих выбор той или иной экономической системы.

Проблемы экономического роста приобрели в современных условиях особую остроту в связи с возникновением противоречий между безудержным расширением производства и истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Встал вопрос целесообразности высоких темпов экономического роста. Приходит понятие устойчивого экономического роста. В современных условиях сформировалось принципиально новое представление о желаемых темпах. Речь идет о новом качестве экономического роста, которое предполагает:

  • рост производства преимущественно за счет интенсивных факторов развития, достижений современной НТР;
  • ориентацию на производство конечной продукции, на удовлетворение потребительских нужд населения;
  • замедление темпов роста и их межстрановое выравнивание;
  • сочетание экономического роста со структурной перестройкой производства.

Темпы экономического роста во многом зависят от структуры народного хозяйства (соотношения доли отдельных отраслей в общем объеме производства). Страны со структурой экономики, соответствующей современному этапу НТП, в которой высок удельный вес передовых, наукоемких производств, отраслей инфраструктуры, сферы услуг, обеспечивают необходимое качество экономического роста. Напротив, страны, специализирующиеся на развитии топливно-сырьевых отраслей, обрекают себя на экономическую зависимость, наносят ущерб среде обитания, не могут обеспечить необходимое качество экономического роста.

Следует учитывать различие в терминах «экономический рост» и «экономическое развитие». Экономический рост предполагает количественное увеличение объемов производства экономических благ. Экономическое развитие – более широкое понятие, поскольку охватывает не только расширение, но и сужение масштабов производства, а также изменения в сфере экономических отношений (в том числе отношений собственности и хозяйствования). Экономическое развитие – процесс прохождения экономикой всех фаз экономического цикла не только роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объемов производства.

Макроэкономическая стабилизация как цель экономической политики. Баланс между экономическим ростом и макроэкономической стабилизацией

Макроэкономическая стабилизация и ее суть заключается в преодолении макроэкономической нестабильности (несбалансированности). Макроэкономическая нестабильность или несбалансированность состоит в колебании объема национального продукта, уровня цен, занятости и отсутствия условий для стабильного роста объема ВВП. В традиционной рыночной экономике колебания этих величин имеет в основном циклический характер. Поэтому макроэкономическая стабилизация сводится к сокращению амплитуды указанных отклонений и уменьшению глубины спада. Общие черты макроэкономической стабилизации носят универсальный характер. Однако в странах с транзитивной экономикой они приобретают специфическую окраску.

Специфика макроэкономической стабилизации в переходном обществе состоит в формировании новой системы экономических отношений и не сводится к определенному удачному набору экономических мер в целях сбалансирования определенного количества экономических показателей. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике имеет не функциональный, а трансформационный характер.

«Шоковая терапия» отождествляется с финансовой стабилизацией, после которой проводится антиинфляционная политика, стабилизируются цены, что является достаточным условием для эффективной работы рыночных механизмов.

Градуалистская модель макроэкономической стабилизации часто связывается со структурно-производственной стабилизацией. В чистом виде вариант структурно-производственной стабилизации еще не применялся ни в одной стране и может считаться не апробированным. Однако некоторые его элементы использовались экономикой Китая и Японии.

Экономическая стабилизация обеспечивается преимущественно методами финансовой и денежно-кредитной политики.

Конкурентоспособность экономики как цель экономической политики. Конкурентные преимущества национальной экономики и факторы, их определяющие

Государственное регулирование национальной экономики в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.

В современной экономической литературе используется рейтинговый, факторный и макроэкономический подходы к определению национальной конкурентоспособности.

Согласно определениям специалистов стран с развитой экономикой национальная конкурентоспособность — это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, соответствующие требованиям международных рынков, а также поддерживать и в течение долгого времени повышать реальные доходы своего населения.

Сегодня главными препятствиями на пути обеспечения конкурентоспособности экономики в глобальной среде являются:

  • узость внутреннего рынка;
  • фискальная направленность налоговой политики;
  • отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности;
  • распространение коррупции;
  • недееспособность системы государственного управления в рамках обеспечения и защиты конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей.

Конкурентные преимущества в значительной степени приобретаются путем предоставления льгот, дотаций из государственного бюджета, за счет дешевой рабочей силы, пониженного курса национальной валюты, прямого или скрытого субсидирования отраслей, получения теневых доходов, эффективной эксплуатации природных и экономических ресурсов.

Наиболее важные критерии конкурентоспособности национальной экономики нашли отражение в сводном индексе конкурентоспособности — комплексном интегральном показателе сравнительной конкурентоспособности стран, который рассчитывается на базе комбинаций относительных величин (количественных оценок основных экономических индикаторов, публикуемых в официальных изданиях, и качественных экспертных оценок). В настоящее время в мире сформировались две основные школы рейтингования национальной конкурентоспособности: Лозаннская (IMD Lausanne) и Гарвардско-Давосская (World Economic Forum).

Анализ рейтингов отдельных стран по индексу глобальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что самую высокую позицию занимают высокоразвитые страны с высокими технологиями и инновациями, развитой инфраструктурой и бизнес-культурой, компетентным макроэкономическим управлением, качественными институтами власти, эффективной судебной системой.

Необходимо четко различать национальную конкурентоспособность как единое, органическое целое и конкурентоспособность отдельных корпораций и фирм. Национальная конкурентоспособность определяется непосредственно наличием в стране экономического и научно-технического потенциала, конкурентоспособных отраслей, производств. Отсюда следует, что повышение конкурентоспособности национального хозяйства в целом требует создания соответствующих социально-экономических, правовых и организационных условий, включая формирование конкурентоспособных систем корпоративного и государственного управления.

Практика развитых стран мира свидетельствует, что основой современной конкурентоспособности являются инновации — технико-технологические, организационные, структурные, институциональные, которые создают конкурентные преимущества и позволяют странам достичь определенного общественного развития. Процессы разработки и внедрения того или иного вида инноваций тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и не могут существовать автономно.

Главный показатель конкурентоспособности страны на мировом рынке — уровень эффективности использования всех экономических ресурсов и прежде всего труда.

В современных условиях из трех групп факторов формирования конкурентных преимуществ (ресурсных, операционных, стратегических) наиболее важны стратегические. Поэтому определенная и последовательная реализация приоритетов долгосрочного развития национальной экономики является одним из наиболее важных факторов повышения ее глобальной конкурентоспособности. Здесь прежде всего при разработке концепции стратегического развития страны следует учитывать информационно-технологические, финансово-экономические и социальные факторы.

Рост благосостояния населения и социальная гармонизация общества как цель экономической политики государства

В соотношении частного спроса инвестиционной и потребительской направленности решающая роль, безусловно, должна отводиться последнему.
Значительное увеличение потребительского спроса как важнейший компонент нацеленной на экономический рост социальной политики государства предполагает ускоренный рост денежных доходов населения (заработная плата, прибыль, рента, роялти, трансферты). Кроме того, требуется обеспечить законодательную защиту интересов наемных работников как более слабой (по сравнению с работодателями) стороны социально-трудовых отношений, установить приемлемый, устраивающий обе стороны уровень минимальной оплаты труда, проводить активную политику занятости и т.д.

Принцип комплексности при формировании модели благосостояния заключается в том, что необходимо сочетать эволюционную преемственность самой общественно-экономической системы в исторической ретроспективе, двойственность природы экономического исследования (теоретическая и эмпирическая составляющие), региональную специфику в формировании социальных стандартов потребления и образа жизни, а также необходимость формирования соответствия институций и организаций для достижения поставленных целей благосостояния.