Свободный рынок

Что такое свободный рынок?

Свободный рынок — это экономическая система, в которой цены на товары и услуги саморегулируются открытым рынком и потребителями. На свободном рынке законы и силы спроса и предложения свободны от любого вмешательства со стороны правительства или другой власти, а также от всех форм экономических привилегий, монополий и искусственного дефицита.

Сторонники концепции свободного рынка противопоставляют его регулируемому рынку, на котором правительство вмешивается в спрос и предложение с помощью различных методов — таких как тарифы, используемые для ограничения торговли и защиты местной экономики. В идеализированной рыночной экономике цены на товары и услуги свободно устанавливаются силами спроса и предложения, и им позволяют достичь точки равновесия без вмешательства государственной политики.

Свободный рынок — это нерегулируемая система экономического обмена, в которой налоги, контроль качества, квоты, тарифы и другие формы централизованного экономического вмешательства правительства либо отсутствуют, либо минимальны. Поскольку свободный рынок представляет собой эталон, которого на самом деле не существует, современные общества могут только приблизиться к этому идеалу эффективного распределения ресурсов.

Понимание свободного рынка

Термин «свободный рынок» иногда используется как синоним либерального капитализма. Когда большинство людей обсуждают «свободный рынок», они имеют в виду экономику с беспрепятственной конкуренцией и только частными сделками между покупателями и продавцами. Однако более широкое определение должно включать любую добровольную экономическую деятельность, если она принудительно не контролируется центральными органами властями.

Используя это описание, капитализм laissez-faire и добровольный социализм являются примерами свободного рынка, даже несмотря на то, что последний включает в себя коллективную собственность на средства производства. Важнейшей особенностью свободного рынка является отсутствие принудительных мер или ограничений в отношении экономической деятельности. На свободном рынке принуждение может иметь место только по предварительному взаимному согласию в добровольном контракте, например, меры правовой защиты, предусмотренные деликтным правом.

Свободные рынки ассоциируются с капиталистическими странами, потому что экономическая свобода — ключевая особенность капитализма. Защита частной собственности и прав — это условия, гарантирующие надлежащее функционирование свободных рынков. Поскольку рыночные силы в конечном итоге определяют решения, это система, которая гарантирует более высокую эффективность и более низкие цены. В этом отношении количество и цены регулируются самим спросом и предложением.

Тем не менее ни в одной стране мира нет абсолютной экономической свободы. Несовершенство рынка существует всегда, и рынок не может контролировать его самостоятельно. Такие ситуации, как информационная асимметрия, крайне малое количество продавцов или покупателей и высокие барьеры для входа или выхода, вызывают вмешательство правительства с целью урегулирования убытков для определенных экономических агентов. Даже в США, которые, как считается, придерживаются идеологии свободного рынка, правительство вводит нормативные акты, чтобы исправить или уменьшить недостатки рынка. Чрезмерно регулируемый рынок противоположен свободному рынку.

Многие экономисты считают распределение ресурсов на свободном рынке эффективным по Парето (см. Закон Парето), когда никто не может получить выгоду без ухудшения положения других людей при соблюдении определенных условий (например, отсутствии внешних или побочных эффектов, информационной асимметрии или неравенства знаний). Более того, согласно этой теории, благодаря механизму саморегулирования «невидимой рукой рынка» общество извлекает выгоду от того, что субъекты принимают свободные экономические решения, которые в конечном итоге приносят им выгоду.

Критики системы свободного рынка склонны утверждать, что определенные рыночные сбои требуют вмешательства государства.

Во-первых, цены могут не полностью отражать затраты или выгоды от определенных товаров или услуг, особенно затраты на окружающую среду. Общественные блага часто недоинвестируются или эксплуатируются в ущерб другим или будущим поколениям, если такая эксплуатация не запрещена государственным постановлением.

Во-вторых, свободный рынок может склонить конкурентов к сговору, что подымает вопрос о необходимости антимонопольного законодательства. Антимонопольные и аналогичные нормативные акты особенно необходимы в тех случаях, когда определенные участники рынка, например корпорации, приобрели огромную рыночную власть.

В-третьих, что наиболее важно, оптимальное по Парето распределение ресурсов на свободном рынке может нарушать принципы справедливого распределения и, таким образом, может потребовать определенных действий со стороны правительства.

Характеристики свободного рынка

Для свободной рыночной экономики характерно следующее:

1. Частная собственность на ресурсы

Свободная экономика существует потому, что значительная часть ресурсов принадлежит частным лицам или компаниям в частном секторе, а не государству. Таким образом, владельцы полностью контролируют средства производства, распределения и обмена продуктов. Они также контролируют предложение рабочей силы.

2. Процветающие финансовые рынки

Одним из ключевых факторов, помогающим добиться успеха в свободной рыночной экономике, является наличие финансовых институтов. Банки и брокерские конторы существуют для того, чтобы предоставлять частным лицам и компаниям средства для обмена товарами и услугами, а также для предоставления кредитно-инвестиционных услуг. Взамен финансовые учреждения получают прибыль, взимая проценты или комиссии за транзакции.

3. Свобода участия

Еще одной характеристикой свободной рыночной экономики является то, что в ней может принять участие любой человек. Решение производить или потреблять тот или иной продукт является полностью добровольным. Это означает, что компании или частные лица могут производить или покупать столько продукции, сколько они хотят.

Преимущества свободного рынка

Отсутствие государственного влияния дает как компаниям, так и частным лицам широкую свободу.

1. Свобода нововведений

В условиях свободной рыночной экономики владельцы бизнеса могут свободно придумывать новые идеи, основанные на потребностях потребителей. Они могут создавать новые продукты и предлагать новые услуги в любое время, когда захотят. Таким образом, предприниматели редко полагаются на государственные органы, чтобы уведомить их о потребностях потребителей.

Предприниматели проводят собственные исследования и выявляют популярные тенденции. Инновации между различными частными компаниями могут привести к конкуренции, поскольку каждая компания пытается улучшить характеристики своей продукции, чтобы сделать ее лучше.

2. Клиенты делают выбор

В условиях свободной рыночной экономической системы именно потребители решают, какие продукты станут успешными, а какие — нет. При представлении двух вариантов продуктов покупатель оценивает особенности каждого из них и выбирает тот, который ему нравится, в идеале выбирая тот, который предлагает лучшее соотношение цены и качества.

В значительной степени потребитель также влияет на цену, установленную на товар. Таким образом, производителям необходимо найти баланс между ценой, которая приносит им прибыль, но остается доступной для среднего потребителя.

Недостатки свободного рынка

Несмотря на свои преимущества, свободная экономика также имеет несколько недостатков:

1. Опасности извлечения прибыли

Одним из недостатков свободной рыночной экономики является то, что некоторые производители руководствуются исключительно мотивами получения прибыли. Несмотря на то, что основной целью любого бизнеса является получение прибыли, такая цель не должна иметь приоритет над потребностями работников и потребителей. Проще говоря, компания никогда не должна ставить под угрозу безопасность своих сотрудников или игнорировать экологические стандарты и этическое поведение только для того, чтобы получить сверхнормальную прибыль.

Примером является ситуация, произошедшая в начале 2000-х годов в следствие неэтичного поведения таких компаний, как WorldCom и Enron (фальсификация отчетности, вводившая в заблуждение инвесторов). В 2010 году разлив нефти Deepwater Horizon, который является одной из крупнейших экологических катастроф в США, произошел из-за того, что компания использовала некачественный цемент и другие меры по снижению затрат.

2. Падение рынка

Периодически свободная рыночная экономика выходит из-под контроля, что приводит к ужасным последствиям. Яркими примерами падений рынка являются Великая депрессия 1930-х годов и крах рынка недвижимости, случившийся в 2008 году. Падение рынка может привести к ряду негативных экономических последствий таким как: росту инфляции, увеличению безработицы, банковскому кризису, банкротству компаний и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.