Коммерческая тайна

Определение коммерческой тайны

Коммерческая тайна (commercial secret) – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании. Обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не охраняется с соблюдением лицензированных методов и сертифицированных средств, которые используются при передаче информации от коммерческих структур к государственным.

Коммерческая тайна — это право предприятий, организаций не разглашать, не сообщать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, маркетинговой, научно-технической деятельности, обусловленное опасностью нанесения ущерба предприятию.

К коммерческой тайне относится информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Признаки коммерческой тайны

Основными признаками, позволяющими отнести те или иные сведения к коммерческой тайне, являются:

  • информационность (речь идет именно об информации, а не, например, об умениях, опыте, навыках, которые составляют понятие «ноу-хау»);
  • конфиденциальность (является неизвестной и не легкодоступной);
  • коммерческая ценность (т.е. ее использование предоставляет владельцу определенные преимущества перед конкурентами, такой информацией не владеющими);
  • защищенность (лицо, которое законно контролирует эту информацию должно предпринимать адекватные меры по сохранению ее конфиденциальности).

Что не относится к коммерческой тайне?

Не может быть отнесена к коммерческой тайне информация, которая относится к тайной (государственная тайна) или, напротив, открытой информации. Также не могут составлять коммерческую тайну сведения, которые подлежат обязательной публикации, предоставлению по запросу неограниченного круга лиц, а также сведения, относительно которых в законодательстве содержится прямой запрет на распространение на них режима ограниченного доступа (например, не может быть засекречена информация о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания, предметов быта и т.д.).

Кроме того, коммерческую тайну не составляют:

  • учредительные документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;
  • информация по всем установленным формам государственной отчетности;
  • данные, необходимые для проверки расчета и оплаты налогов и других обязательных платежей;
  • сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличие свободных мест;
  • документы об оплате налогов и сборов;
  • информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также другие нарушения законодательства и размеры причиненных при этом убытков;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
  • сведения, подлежащие оглашению согласно законодательства.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

  • Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.
  • Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т.д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.
  • Конфиденциальная информация. К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.
  • Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т.д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.
  • Открытая информация. К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Виды и типы коммерческой тайны

В зависимости от объектов, факторов, лиц Гражданский кодекс разграничивает служебную и коммерческую тайну. Эти сведения являются внутренней информацией. К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся:

  • незапатентованные научно-технические разработки организации (ее работников);
  • базы данных и программы для ЭВМ;
  • сведения о потенциальных покупателях и поставщиках и пр.

Перечень сведений, составляющих служебную тайну, включает:

  • информацию о руководителях организации, других работниках (опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
  • о структуре управления производством, методике обучения персонала;
  • об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков, о заключенных сделках, применяемых ценах;
  • о кредитоспособности данной организации, состоянии ее материально-технической базы и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации (гудвиллу).

Объекты, относимые к коммерческой тайне, могут быть предметом различных договоров: учредительного договора, инвестиционного договора, договора о передаче научно-технической продукции, договора об оказании возмездных услуг, договора купли-продажи и др.

Коммерческая тайна — условие заключения коммерческого соглашения, согласно которому все договаривающиеся стороны берут на себя обязательство соблюдать конфиденциальность всех производственных, торговых и финансовых операций.

В процессе аудиторской проверки аудитор может использовать материалы, содержащие служебную и коммерческую тайну. Принцип конфиденциальности информации распространяется на все документы, получаемые в процессе аудиторской проверки от проверяемого экономического субъекта.

Лица, незаконными методами получившие конфиденциальную информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую или служебную тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Защита коммерческой тайны

Прежде всего, компании должны начать с надлежащих процедур регистрации. Все сотрудники должны подписать контракт с положениями о неразглашении, когда они соглашаются не разглашать конфиденциальную информацию. Другим пунктом, который может быть включен в контракт, является пункт, не допускающий конкуренции, который запрещает сотрудникам работать на аналогичной должности в фирме-конкуренте или начинать бизнес с конфиденциальной информацией предприятия. Эти соглашения всегда связаны ограничениями во времени и географическими границами. Именно поэтому компаниям необходимо принять дополнительные меры для защиты коммерческой тайны.

Работодатели должны постоянно отслеживать электронную почту сотрудников и работу, которую они выполняют на устройствах компании. Кроме того, должна существовать политика, которая обязывает сотрудников выполнять все свои обязанности на устройствах компании, а не на личных устройствах. Тем не менее, весь этот мониторинг должен проводиться с ограничениями, конфиденциальность сотрудников должна соблюдаться, в противном случае это может стать угрозой для лояльности сотрудников. Во-вторых, следует проводить заключительные собеседования со всеми увольняющимися сотрудниками, напоминая им об обязательствах по окончании трудовой деятельности в отношении неразглашения коммерческой тайны. Весь инвентарь и носители конфиденциальной информации, предоставленные работнику, должны быть возвращены обратно.

Действенный механизм защиты коммерческой тайны от ее разглашения, как инструмента недобросовестной конкуренции на рынке, включает в себя три основных элемента:

  1. организационные меры;
  2. технические меры;
  3. правовые меры.

Организационные меры защиты информации подразумевают ограничение доступа к сведениям, важным для компании. Это означает, что каждый сотрудник компании получает возможность работать лишь с теми данными, которые необходимы ему для выполнения своих обязанностей.

К примеру, менеджеру по продажам не обязательно знать о планируемых заключениях контрактов с поставщиками, а вот начальнику юридического отдела эти сведения необходимы. Таким образом, данные стратегического развития компании будут известны лишь топ-менеджменту и ключевым работникам организации.

Технические меры защиты информации подразумевают использование специальных программ и оборудования, запрещающих просмотр и/или копирование важной электронной информации. Для этого блокируют доступ к жесткому диску или возможность использования сменных цифровых носителей.

Такие меры возлагают на системного администратора дополнительные обязанности: сотрудник фирмы обращается к нему, если требуется доступ к секретной информации, мотивируя свой запрос. Таким образом, в случае «утечки» какой-либо информации, системный администратор или другой уполномоченный сотрудник без труда очертит круг подозреваемых.

В процессе внедрения технических мер защиты информации, последнюю следует разбить на категории, по уровню важности (сведения, которые предпочтительно сохранить в максимально полной тайне; информация, огласка которой возможна, но не слишком желательна; повседневная рабочая информация) и составить список сотрудников, имеющих доступ к каждой группе информации.

Правовые, юридические меры защиты информации предполагают оформление права субъекта предпринимательской деятельности на коммерческую тайну посредством внесения соответствующих дополнений в следующие документы:

  • устав организации (прописать о вводе режима коммерческой тайны);
  • учредительский договор;
  • коллективный договор;
  • внутреннее положение «О коммерческой тайне и правилах ее сохранения»;
  • внутренние положения «О разрешительной системе доступа исполнителей к документам и сведениям, которые являются коммерческой тайной предприятия», «О режиме работы с коммерческой тайной сотрудников»; возможно создание и иных, подобных названным, нормативов.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За нарушение прав предпринимателя в части сохранение коммерческой тайны законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

  • ответственность в рамках трудовых отношений;
  • гражданско-правовая ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *