Бухгалтерский баланс

Что такое бухгалтерский баланс?

Бухгалтерский баланс (balance sheet) – это составная часть бухгалтерской отчетности, обеспечивающая пользователей информацией о финансовом положении организации, которое определяется существующими в распоряжении организации активами (ресурсами), структурой обязательств и капитала, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Бухгалтерский баланс — это финансовый отчет компании, который включает активы, обязательства, собственный капитал, общую сумму долга и т.д. на определенный момент времени.

Поскольку бухгалтерский баланс содержит информацию о ресурсах (активы), обязательствах организации и собственном капитале, в его основу положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, пассивами и капиталом учредителей:

Активы = Обязательства + Капитал 

Как правило, отражаемые в бухгалтерском балансе активы указываются в его таблицах слева, а собственный капитал и обязательства – справа. Если на практике сумма средств хозяйствующего субъекта не покрывает совокупности его обязательств (т.е. налицо потеря части имущественной массы, нехватка ресурсов), то имеет место дефицит.

Бухгалтерский баланс — это одна из четырех основных бухгалтерских форм отчетности. Остальные три — это отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о собственном капитале. В балансе используется уравнение бухгалтерского учета (Активы = Обязательства + Собственный капитал), чтобы показать финансовую картину бизнеса на определенный момент времени. Другими словами, в балансовом отчете перечислены все активы, которыми владеет компания, а также долги, заимствованные компанией, и доля собственника (владельца) бизнеса.

Что означает баланс компании?

Бухгалтерский баланс относится к обязательным формам бухгалтерской отчетности, поэтому его составляют все компании — частные предприятия, хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), корпорации, государственные и некоммерческие организации, а холдинговые компании составляют также и консолидированную отчетность.

Балансовый отчет часто называют «моментальным снимком финансового состояния компании». Из четырех основных финансовых отчетов балансовый отчет является единственным отчетом, который составляется на определенную дату — начало года или квартала, однако по своему усмотрению компании могут составлять и промежуточную финансовую отчетность (например, на начало месяца, декады или определенного дня).

Основной элемент бухгалтерского баланса – балансовая статья. Она соответствует количественным характеристикам (на начало и конец отчетного периода) отдельных видов ресурсов (активов) и источников их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или обязательства). Балансовые статьи объединяются в группы, а группы – в разделы.

Бухгалтерский баланс
Структура бухгалтерского баланса

Порядок расположения статей в бухгалтерском балансе может варьироваться. Исходя из разнообразия расположения статей, выделяют две формы баланса: горизонтальную (форма счета – account form) и вертикальную (форма отчета – report form). Первая определяется тем, что актив расположен слева, пассив – справа. Она характерна для США. Во второй принято обратное расположение. Она применяется в Великобритании. В Германии и во Франции статьи располагаются в порядке увеличения ликвидности; в англоговорящих странах – в порядке ее уменьшения.

активы бухгалтерского баланса
Структура активов бухгалтерского баланса

Первый раздел баланса отражает активы, которые объединены в отдельные группы:

При составлении бухгалтерского баланса применяется допущение непрерывности деятельности: имущество, показываемое в балансе, оценивается по учетной стоимости, определяемой суммами, уплаченными за его приобретение (по первоначальной стоимости). Начиная с отчетности за 1992 г., форма баланса строится по принципу баланса-нетто, в котором нематериальные активы, основные средства отражаются по остаточной стоимости (residual value).

Второй раздел состоит из текущих активов, которые объединены в отдельные группы:

При этом суммы дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты и свыше 12 мес. после отчетной даты, отражаются по каждой статье раздельно.

Пассивы бухгалтерского баланса
Структура пассивов бухгалтерского баланса

В пассиве баланса отражается уставный капитал (номинальная стоимость акций), добавочный капитал (его размеры определяются суммой дооценки основных средств), нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного периода.

В составе долгосрочных пассивов отражаются кредиты банков и займы, подлежащие погашению более чем через 12 мес. после отчетной даты. Краткосрочные пассивы составляют заемные средства и кредиторская задолженность, в т.ч. поставщикам, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом.

Итоги по балансовым статьям актива и пассива называют валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.

Функции бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс выполняет следующие основные функции в системе управления хозяйствующего субъекта:

  • экономико-правовую – наличие самостоятельного бухгалтерского баланса является одним из признаков юридического лица;
  • дает информацию руководителям, собственникам и акционерам о его имущественном состоянии (количественных и качественных характеристиках запаса материальных средств в распоряжении хозяйствующего субъекта);
  • показывает степень предпринимательского риска (возможности хозяйствующего субъекта по выполнению своих обязательств перед третьими лицами);
  • определяет конечный финансовый результат как наращение собственного капитала.

Виды бухгалтерских балансов

Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления.

  • По способу формирования:
    1. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
    2. Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчетный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
  • По периодичности:
    1. Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения.
    2. Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определенный период времени.
      1. Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчетного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году.
      2. Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчетный год, и обычно является сокращенной формой обычного отчета, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объеме.
    3. Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства и необходимо решить дилемму: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.
    4. Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращении деятельности как юридического лица. Ликвидационные балансы разрабатываются на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в ходе периода ликвидации (промежуточный ликвидационный баланс) и на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).
  • По степени готовности:
    1. Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
    2. Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определенный период времени.
  • По уровню консолидации:
    1. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании.
    2. Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
    3. Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
    4. Объединительный баланс разрабатывается при слиянии нескольких организаций в одну.
  • По признаку источника составления:
    1. Инвентарный баланс  — составляется на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
    2. Книжный баланс строится по данным книжных записей/бухгалтерского учета, без проведения инвентаризации.
  • По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто.
  • По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

Для чего нужен баланс компании?

Анализ баланса может многое сказать о достижениях компании:

  • Кредиторы, инвесторы и другие заинтересованные лица используют бухгалтерский баланс, чтобы оценить финансовое состояние компании.
  • Он используется для анализа развития компании путем сравнения бухгалтерских данных разных лет (так называемый горизонтальный анализ).
  • При подаче заявки на получение бизнес-кредита компания обязательно должна предоставить баланс в банк.
  • Заинтересованные стороны могут узнать о состоянии бизнеса и уровне ликвидности компании.

Поэтому баланс является очень важным финансовым отчетом. Его можно рассматривать как отдельно, так и в сочетании с другими отчетами, такими как отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств, чтобы получить полное представление о состоянии дел в компании.

На основании данных бухгалтерского баланса компании можно оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *