В процессе ведения хозяйственной деятельности иногда возникают ситуации, когда разные контрагенты имеют взаимную задолженность друг перед другом за поставленные товары, выполненные работы или оказанные работы и при этом испытывают определенные сложности с оплатой своих счетов денежными средствами. В таком случае, с целью закрытия «подвисшей» задолженности можно провести взаимозачет взаимных требований.
Содержание:
- Что такое взаимозачет?
- Нормативное регулирование взаимозачетов
- Как оформить взаимозачет?
- Как провести взаимозачет между организациями в «1С: Бухгалтерия 8»?
Что такое взаимозачет?
Взаимозачет — это:
- способ безналичных расчетов между предприятиями в виде зачета взаимных требований при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг;
- схема расчетов по налогам предприятий с бюджетом, при которой предприятие освобождается от части налоговых платежей и на ту же сумму не получает запланированных государственных субсидий.
В основном используется взаимозачет взаимных требований первого типа — между предприятиями. В схеме взаимозачета могут участвовать как два контрагента (у которых имеется взаимная дебиторская и кредиторская задолженность), так и более. Взаимозачет может быть полным или частичным.
Например, предприятие №1 должно компании №2 500 тыс., компания №2 должна фирме №3 600 тыс., а фирма №3 должна предприятию №1 700 тыс. Тогда предприятие №1 может погасить свой долг компании №2 в 500 тыс. за счет фирмы №3, которая должна ему 700 тыс. В свою очередь компания №2 погашает этими же 500 тыс. часть своего долга фирме №3 в 600 тыс. В итоге без перечисления денежных средств устанавливается новое, более простое состояние: компания №2 должна фирме №3 100 тыс. (600 — 500 = 100), а компания №2 должна предприятию №1 200 тыс. (700 — 500 = 200).



Взаимозачет также применяется в клиринговой и биржевой деятельности.
Взаимозачет позиций — часть клиринга, процесс одновременного закрытия равного количества позиций по одному и тому же срочному инструменту и сроку исполнения противоположной направленности, открытых на имя одного клиента.
Взаимозачет платежей по сделкам — спекулятивные сделки на бирже, когда все индивидуальные покупки и продажи в рамках какого-то счета взаимно покрываются, и погашать нужно только разницу.
Нормативное регулирование взаимозачетов
Взаимозачет взаимных требований регулируется Гражданским кодексом.
Статья 601 Гражданского кодекса Украины:
1. Обязательство прекращается зачетом встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.
2. Зачет встречных требований может осуществляться по заявлению одной из сторон.
Статья 410 Гражданского кодекса РФ:
Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Итак, для того чтобы осуществить взаимозачет должны соблюдаться следующие параметры (требования):
- Встречные требования: то есть две компании по отношению друг к другу выступают одновременно и в роли кредитора, и в роли дебитора.
- Однородные требования: то есть требования должны иметь один и тот же предмет, как правило, денежные средства. Например, одна компания поставила другой товар, а вторая — выполнила работы. Но предмет обязательств одинаков — оплата за поставленный товар и выполненные работы осуществляется деньгами. Если же у одной компании есть обязательства по оплате за полученный товар, а у второй — выполнить работы по договору подряда, то такие требования хоть и являются встречными, но не являются однородными, т.к. в первом случае предмет обязательств денежные средства, а во втором — работы.
- Срок исполнения обязательств. Зачет однородных требований допускается в случае, когда по этим требованиям срок исполнения наступил, а также если он не установлен или определен моментом требования.
- Бесспорность требований. Бесспорность означает, что на момент заявления о зачете указанные требования никем из сторон не оспариваются. Если по одному из требований, предъявляемых к зачету, имеется спор, зачет не производится.
Не допускается зачет встречных требований (ст. 602 ГКУ и ст. 411 ГК РФ):
- о возмещении ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью;
- о взыскании алиментов;
- относительно пожизненного содержания (ухода);
- в случае истечения срока исковой давности;
- по обязательствам, стороной которых является неплатежеспособный банк, кроме случаев, установленных законом;
- в других случаях, установленных договором или законом (например, не допускается освобождение участника ООО от обязанности внесения вклада в уставный фонд общества, в том числе путем зачета требований общества).
Как оформить взаимозачет?
Для того чтобы после проведения взаимозачета у предприятия не возникло никаких проблем ни с контрагентом, ни с контролирующими (фискальными) органами, осуществление взаимозачета необходимо задокументировать.
Перед проведением взаимозачета необходимо удостовериться в наличии всей необходимой документации, свидетельствующей о наличии взаимных обязательств: договоры, товарные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг, счета-фактуры и т.п. Желательно также сделать акт сверки задолженности.
Существует 2 варианта оформления взаимозачета:
- Когда одна из сторон заявляет о зачете.
- Когда контрагенты подписывают двухсторонний документ.
В первом случае одна сторона пишете второй стороне письмо (заявление, уведомление). Зачет состоится только в случае получения такого заявления соответствующей стороной. Поэтому заявление необходимо передать под личную подпись контрагенту (получателю необходимо расписаться на вашем экземпляре документа) либо отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении.
Датой проведения одностороннего зачета и, соответственно, отражения его в учете будет являться:
- конкретная дата, с которой задолженности сторон считаются погашенными, если она указана в заявлении;
- или день получения заявления (письма, уведомления) контрагентом, если определенная дата инициатором зачета не указана.
Во втором случае стороны подписывают двухсторонний документ:
- акт взаимозачета;
- или соглашение о зачете взаимных требований.
Датой проведения зачета будет являться день подписания соглашения (акта), если в документе не будет прямо указано иное.
Обратите внимание, что как в одностороннем заявлении, так и в соглашении о зачете важно максимально точно определить обязательства (задолженности) каждой из сторон и указать:
- основания их возникновения (сослаться на договоры, первичную документацию, счета-фактуры), дабы подтвердить встречность и однородность обязательств;
- суммы обязательств;
- сроки наступления исполнения по каждому из них.
В документе нужно определить, какие обязательства погашаются зачетом, и указать остаток долга одной из сторон.
При отсутствии этих существенных условий зачет может быть признан несостоявшимся.
Как провести взаимозачет между организациями в «1С: Бухгалтерия 8»?
В программе «1С: Бухгалтерия 8» для отражения операции по зачету взаимных требований используется документ «Корректировка долга»:
- Раздел: Продажи – Корректировка долга (или раздел: Покупки – Корректировка долга).
- Кнопка «Создать», в поле «Вид операции» выберите «Зачет задолженности».
- В поле «Зачесть задолженность» выберите «Поставщику», если засчитывается задолженность перед поставщиком, или выберите «Покупателю», если проводится зачет задолженности покупателя.
- В поле «В счет задолженности»:
- если проводится зачет задолженности перед поставщиком, выберите один из двух вариантов – «Поставщика перед нашей организацией» или «Третьего лица перед нашей организацией»;
- если проводится зачет задолженности покупателя, выберите один из двух вариантов – «Нашей организации перед покупателем» или «Нашей организации перед третьим лицом».
- Если взаимозачет производится не в национальной валюте, то выберите ее в поле «Валюта».
- По кнопке «Заполнить» в табличной части документа на каждой из закладок автоматически будет подобрана информация по соответствующей задолженности (договор, документ расчетов с контрагентом, сумма). Если суммы требований не равны, то в колонке «Сумма расчетов» скорректируйте большую из сумм на одной из закладок.
- Кнопка «Провести».
- Используйте кнопку «Акт взаимозачета» для печати акта.