Контроль денежной массы

Контроль денежной массы (money supply control) — использование правительством страны ее центрального банка (central bank) для контроля денежной массы в обращении/денежного предложения (money supply). В Великобритании такую роль выполняет Банк Англии, но в США Федеральная резервная система в значительной мере независима от политики правительства.

В Украине контроль денежной массы осуществляется Национальным банком во взаимодействии с Правительством посредством проведения единой государственной денежно-кредитной политики (см. Денежное обращение), направленной на защиту и обеспечение устойчивости гривны, наблюдения за результатами ее реализации, а также проведения валютной политики.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Украины проводится НБУ, который может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений ведения государственной денежно-кредитной политики.

Для контроля денежной массы органы денежно-кредитного регулирования устанавливают максимальные показатели объема чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к правительству.

Одна из основных задач Правительства – не допустить снижения доли расходов государственного бюджета по отношению к ВВП. Сокращение дефицита государственного бюджета создает благоприятные предпосылки для повышения роли НБУ в финансовом регулировании (финансовом контроле) посредством традиционных для рыночной экономики инструментов кредитно-денежной политики, которые последовательно замещают прямой административный контроль за движением финансовых средств.

Важная задача НБУ – контроль за инфляцией и поддержание стабильности национальной денежной единицы. Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. Контроль за предложением денег в экономике требует достаточно жесткой централизации. Решения, принимаемые «автономно», могут подорвать эффективность управления денежной массой и грозят полным выходом ситуации из-под контроля.

Стратегия, проводимая НБУ, заключается в контроле за темпами роста агрегатов денежной массы и уровнем процентных ставок в целях поддержания ценовой стабильности и обеспечения экономического роста.

Для реализации денежной политики НБУ в качестве основных инструментов использует операции на открытом рынке, регулирование ставки рефинансирования (учетной ставки) и обязательных резервных требований.

Рост денежной массы и предложения денег определяются политикой НБУ по предоставлению кредитов коммерческими банками, операциями с государственными ценными бумагами, а также покупкой и продажей валюты НБУ на валютных рынках.

Развивая инструментарий кредитно-денежного регулирования, НБУ исходит из недопустимости дифференцированного применения основных рычагов кредитно-денежной политики по регионам (ставка рефинансирования, лимиты кредитования, определение приоритетных сфер деятельности и предельной маржи по кредитам банка, установление резервных требований).