Коммерческие риски означают возможность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности, неопределённость результатов конкретного коммерческого проекта или реализации маркетинговой стратегии компании в целом.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных компанией.
Основными причинами коммерческих рисков является:
- снижение объемов реализации продукции в результате падения спроса или потребности на реализуемый товар, вытеснение его товарами-конкурентами или товарами-заменителями, введение ограничений на продажу (квоты, запрет на реализацию);
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с запланированным, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов);
- потеря товара;
- потеря качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя ряд рисков.
Имущественный риск – вероятность потери имущества вследствие кражи, диверсии, небрежности, перегрузок технических и технологических систем.
Финансовый риск – риск, возникающий при осуществлении финансовых соглашений, исходя из того, что в роли товара выступает валюта, ценные бумаги или денежные средства.
Производственный риск связан с убытками в результате остановки производства из-за различных факторов, а также риск, связанный внедрением в производство новой техники и технологий.
Торговый риск связан с убытками вследствие задержки платежей, отказа от платежа в период транспортирования товара, отказ в поставке товара и т.п.
Также к коммерческому риску можно отнести риск маркетинговой стратегии, риск конкурентной борьбы и информационный риск.
Информационный риск – вероятность отклонения в деятельности компании за счёт различной степени полноты и доступности используемой информации.
Риск конкурентной борьбы – вероятность убытков или снижения прибыли в результате действий конкурентов.
Коммерческий риск можно также классифицировать как:
- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- риск форс-мажорных обстоятельств.