Коэффициент оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости активов является важным финансовым показателем, используемым для понимания того, насколько хорошо компания использует свои активы с целью получения дохода. Поэтому каждой компании необходимо проанализировать коэффициент оборачиваемости активов и принять меры по его улучшению. В статье освещены причины и способы анализа и интерпретации коэффициента оборачиваемости активов как важного элемента финансового анализа.

Определение коэффициента оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости активов (asset turnover ratio) — это соотношение между суммой продаж (выручки от реализации) компании и стоимостью ее активов. Это показатель эффективности с которой компания использует свои активы для получения дохода. Таким образом, коэффициент оборачиваемости активов может быть определяющим фактором эффективности компании. Чем выше значение коэффициента, тем лучше показатели деятельности компании. Коэффициент оборачиваемости активов может варьироваться от компании к компании. Обычно он рассчитывается на ежегодной основе для конкретного финансового года.

Роль коэффициента оборачиваемости активов

Оборачиваемость активов — это финансовое соотношение, которое измеряет эффективность использования компанией своих активов для продажи продукции. Это показатель того, насколько эффективно руководство использует имеющиеся в его распоряжении активы для стимулирования продаж. Данный коэффициент помогает измерить продуктивность активов компании.

Коэффициент оборачиваемости активов показывает сравнение между чистыми продажами и средними активами компании. Коэффициент оборачиваемости активов 3 означает, что для каждого актива на 1 доллар генерируются продажи на 3 доллара. Таким образом, более высокий коэффициент оборачиваемости активов является предпочтительным, поскольку он отражает более эффективное использование активов.

Таким образом, более высокий коэффициент оборачиваемости активов означает, что компания более эффективно использует свои активы. Низкое значение коэффициента оборачиваемости активов, с другой стороны, отражает плохое управление активами компанией. Это также может указывать на производственные или управленческие проблемы.

Формула коэффициента оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение чистых продаж компании к ее активам. Рассмотрим основные компоненты, используемые для расчета коэффициента.

Чистые продажи указаны в отчете о прибылях и убытках и представляют собой общие доходы за вычетом возврата товаров (например, из-за брака), скидок, предоставленных покупателям, а также транспортных расходов (расходы на перевозку, перекладываемые на клиентов).

Чистые продажи = Общий доход - Возвраты - Скидки - Транспортные расходы

Общая сумма активов — это стоимость всех активов компании, указанная в балансовом отчете. Общие активы могут включать денежные средства, дебиторскую задолженность, основные средства и текущие активы.

Текущие (оборотные) активы — это активы, которые, как ожидается, будут конвертированы в денежные средства в течение года. Эти активы могут включать в себя дебиторскую задолженность, запасы или любые другие виды активов, которые являются ликвидными — в этом контексте под ликвидностью понимается способность превращать актив в денежные средства.

Основные средства не конвертируются в наличные. Здания и оборудование, находящиеся на балансе компании и используемые в производственной деятельности, являются примерами основных средств. Если же компания продает подержанное оборудование, то такое оборудование будет текущим активом, тогда как оборудование, которое используется компанией для ведения бизнеса, принадлежит к основным фондам.

Дебиторская задолженность — это счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или с оплатой в рассрочку. Ожидаемые доходы являются активом.

Общая сумма активов = Денежные средства + Дебиторская задолженность + Основные средства + Текущие активы

Формула для расчета коэффициента оборачиваемости активов:

Коэффициент оборачиваемости активов
Формула коэффициента оборачиваемости активов

Для данного коэффициента нет общепринятого рекомендуемого нормативного значения.

Анализ

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, насколько эффективно фирма использует свои активы для получения выручки от реализации продукции, поэтому более высокий коэффициент всегда более предпочителен. Более высокие значения данного коэффициента оборачиваемости означают, что компания использует свои активы более эффективно. Более низкие значения коэффициента означают, что компания не использует свои активы должным образом и, скорее всего, имеет проблемы с управлением или производством.

Например, отношение 1 означает, что чистый объем продаж компании равен средним общим активам за год. Другими словами, компания генерирует 1 доллар продаж на каждый доллар, вложенный в активы.

Как большинство финансовых коэффициентов, коэффициент оборачиваемости активов базируется на отраслевых стандартах. Некоторые отрасли используют активы более эффективно, чем другие. Чтобы получить истинное представление о том, насколько хорошо используются активы компании, ее необходимо сравнить с другими компаниями этой же отрасли.

Коэффициент общей оборачиваемости активов — это общий коэффициент эффективности, который измеряет, насколько эффективно компания использует все свои активы. Это дает инвесторам и кредиторам представление о том, как компания управляется и использует все свои активы для производства продуктов и их продаж.

Иногда инвесторы также хотят увидеть, как компании используют более конкретные виды активов, такие как основные средства и оборотные активы. Для этих целей рассчитываются коэффициенты оборачиваемости, аналогичные коэффициенту оборачиваемости активов, которые часто используются для расчета эффективности этих классов активов: коэффициент оборачиваемости основных средств и коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

Недостатки коэффициента оборачиваемости активов

Ключевые недостатки коэффициента оборачиваемости активов:

  • Коэффициент предполагает, что увеличение продаж — это положительный момент, однако в действительности истинной мерой эффективности является способность получать прибыль от продаж. Таким образом, увеличение значения коэффициента оборачиваемости активов вовсе не означает рост прибыли.
  • Данный коэффициент целесообразно использовать при анализе предприятий капиталоемких отраслей, обычно связанных с производством товаров. Сфера услуг обычно имеет гораздо меньшую базу активов, что делает этот коэффициент менее актуальным.
  • В производственном процессе компания может использовать арендуемые основные средства, которые не отражаются у нее на балансе. Соответственно, у компании будет «завышенный» коэффициент по сравнению с компаниями-конкурентами.
  • Знаменатель формулы зависит от суммы накопленной амортизации, которая варьируется в зависимости от политики компании в отношении использования ускоренной амортизации. Это не имеет ничего общего с фактической производительностью, но может исказить результаты измерения.
  • В целом показатель рентабельности активов лучше, чем общий коэффициент оборачиваемости активов, поскольку он делает упор на прибыль, а не на продажи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *