Нематериальные активы

Нематериальные активы (англ. intangible assets, от лат. intangibilis – неосязаемый) – патенты, лицензии, права пользования земельными участками, объектами природопользования, авторские права, разработка в области организации производства и распространения продукции, торговые марки, товарные знаки, программные продукты, ноу-хау, другие результаты интеллектуальной деятельности.

То есть, нематериальные активы — это активы, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование.

Нематериальные активы — невещественные факторы, которые вносят вклад в производство или используются для производства товаров и услуг, и от которых ожидают, что они в будущем принесут производственные выгоды для тех лиц или фирм, которые контролируют использование этих факторов (определение Брукингской комиссии по нематериальным активам).

Обещания будущих выгод, которые порождаются инновациями (изобретениями, открытиями), уникальными организационными проектами или практикой управления человеческими ресурсами — все они признаются активами (это основной вид нематериальных экономических объектов).

Для конкретной компании, предприятия нематериальные активы — права, используемые в течение длительного периода (свыше 1 года), приносящие доход и возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, искусства, из патентов на изобретения, промышленные образцы, свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование, из прав на ноу-хау и других аналогичных прав.

К нематериальным активам также относят гудвилл. Однако нематериальный актив должен признаваться активом отдельно от гудвилла, если он возникает из указанных выше прав (независимо от того, могут ли эти права передаваться или отделяться от приобретенной хозяйственной единицы или от других прав и обязательств). Если нематериальный актив не возник из договорных или иных юридических прав, его следует признавать активом отдельно от гудвилла только в том случае, если он обладает свойством сепарабельности. Нематериальные активы взаимодействуют с материальными и финансовыми активами в создании корпоративной стоимости и экономическом росте.

К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

  1. отсутствие материально-вещественной структуры;
  2. возможность идентификации от другого имущества;
  3. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  4. использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  5. организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
  6. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Нематериальные активы учитываются по первоначальной оценке, которая определяется для:

  • объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия — по договоренности сторон;
  • приобретенных за плату у других предприятий и лиц — исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов;
  • полученных от других предприятий и лиц — экспертным путем.

Износ нематериальных активов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования (но не более срока деятельности предприятия). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия).

За рубежом к нематериальным активам относят также фирменный стиль компании, который охватывает как бланки, конверты и визитные карточки, так и одежду персонала, дизайн офиса (внешний и внутренний), оформление транспортных средств компании, фирменных сувениров и т.п.