Выручка от реализации продукции

Выручка от реализации продукции (sales proceeds) – основной вид денежного дохода предприятия; один из главных показателей его хозяйственно-финансовой деятельности. От суммы выручки зависят финансовое положение предприятия, размер прибыли, состояние его оборотного капитала; она является основным источником возмещения затрат на производство и реализацию (продажу) продукции, используется для оплаты счетов предприятий-поставщиков за товарно-материальные ценности, выплаты заработной платы, премий, дивидендов, оказания материальной помощи, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, создания фонда износа или амортизации, социальных фондов, погашения кредита, уплаты процентов за кредит и т.д.

Сумма получаемой предприятием выручки от реализации продукции зависит от объема, ассортимента, качества и уровня цен реализуемой продукции. С увеличением выпуска продукции, как правило, растет объем реализации продукции и соответственно денежный доход предприятия.

Ассортимент продукции оказывает существенное влияние на размер выручки, т.к. разные изделия имеют неодинаковые цены. Чем больше в общем объеме реализации удельный вес изделий с высокими ценами, тем больше будет сумма выручки.

Качество продукции и его повышение обеспечивают более высокую гарантию реализации продукции и увеличения суммы выручки.

Размер денежных доходов предприятия постоянно находится под воздействием цен, по которым реализуется продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Если цена повышается, то соответственно увеличивается и сумма выручки, при снижении цен размер выручки уменьшается.

Выручка от реализации продукции — это количество денежных средств или иных благ, получаемых компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

  • выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
  • выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
  • выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Выручка от реализации продукции в бухгалтерском учете предприятия отражается по моменту отгрузки и предъявления получателем расчетных документов, а для целей налогообложения – в зависимости от принятого предприятием порядка налогового учета дохода – методом начисления (по дате отгрузки) или кассовым методом (по дате поступления средств на счета в банках или в кассу).

Своевременное поступление выручки от реализации продукции (работ, услуг) – одна из главных задач деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет его финансовое положение. Несвоевременное получение выручки приводит к задержкам выплаты заработной платы работникам предприятия, задолженности при уплате налогов, задержкам в расчетах с предприятиями-поставщиками за товарно-материальные ценности, с бюджетом, внебюджетными фондами и т.п.