Маржинализм

Маржинализм (от фр. marginal предельный, англ. marginalism) – школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономического анализа, созданные школой маржинализма.

Маржинализм возник в 70-х гг. XIX в. в странах Западной Европы. Маржинализм прошел два этапа. На 1-м этапе наибольший вклад в развитие маржинализма внесли К. Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, основатель австрийской школы маржинализма; Л. Вальрас (1834–1910) – швейцарский ученый, основатель лозаннской школы маржинализма, и У. Джевонс (1835–1882) – английский экономист. Представителей первой волны маржинализма называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия.

На 2-м этапе маржинализм, который начался в 90-е гг. XIX в., наиболее известными представителями были А. Маршалл (1842–1924) – английский ученый, основатель Кембриджской школы маржинализма; итальянский экономист, продолжатель традиций лозаннской школы, В. Парето (1848–1923) и американский экономист, основатель американской школы М. Дж. Б. Кларк (1847–1938).

Появление маржинализма связано с изменениями в экономике и промышленном производстве. Бурное развитие экономики, связанное с промышленной революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технических изобретений, переход к фабричному производству с использованием механизации труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое способствовало насыщению рынка и обострению проблем реализации продукции. Таким образом рынок продавца постепенно превращался в рынок покупателя.

Заслуга австрийской школы, создателем которой был К. Менгер, а продолжателями его ученики Ф. фон Визер (1851–1926) и Э. фон Бём-Баверк (1851–1914), заключалась в том, что за исходный пункт экономического анализа были приняты потребности человека и закон насыщения этих потребностей. Изучая мотивы поведения человека как потребителя, маржиналисты пришли к выводу о наличии предпочтений в потреблении того или иного блага. Размеры потребления они связали с накопленным количеством данного блага.

Маржинализм первой волны открыл закон убывающей предельной полезности, изменив тем самым понятие создаваемого нацией богатства: достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям количество блага. Маржинализм исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ. Однако австрийская школа основывала свои исследования только на психологических субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой.

Использовался также метод Робинзонады, заключающийся в анализе поведения потребителя, исключенного из социальных отношений общества. Австрийской школой разрабатывались теории капитала и процента. Теория ожидания Бём-Баверка объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего дохода в результате трех основных причин:

  1. различных условий для удовлетворения желаний с точки зрения доходов;
  2. недооценки будущего;
  3. технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими.

Визером был сформулирован принцип альтернативных издержек, который отражал ценность упущенных возможностей использования ресурсов и проблему выбора в экономической деятельности.

Лозаннская школа, представленная Л. Вальрасом и В. Парето, разработала проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства или «производственных услуг» покупателями являются предприниматели, а продавцами – домашние хозяйства (собственники факторов производства). На рынке товаров они меняются местами. Определив понятие равновесия и условия его достижения в результате появления экономических сил, обеспечивающих автоматическое выравнивание отклонения, Вальрас рассматривал состояние общего равновесия для всей экономической системы в целом. А. Пигу отверг кардиналистский (количественный) аспект теории полезности Вальраса, приняв ординалистскую (порядковую) концепцию полезности, разработанную с помощью кривых безразличия.

На втором этапе маржинализма в рамках Кембриджской школы окончательно сложился новый метод экономической науки – функциональный. В соответствии с ним экономические явления изучались в их взаимовлиянии друг на друга, с описанием характера количественных изменений. Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками. Кембриджская школа внесла наибольший вклад в развитие маржинализма.

Американский маржинализм представлен теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Теория строится на микроуровне и в основном на примере свободной конкуренции. Согласно закону предельной производительности распределение доходов происходит в соответствии с тем, что создает каждый экономический агент, и с предельным анализом цен факторов производства. Практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора производства, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы. Кларк развил маржинальную теорию убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства.

В традициях американского маржинализма работал И. Фишер (1867–1947), который утвердил и развил количественную теорию денег. Фишер ввел в экономическую теорию уравнение обмена:

M*V = P*T, 

где М – количество денег;
V – скорость обращения денег; 
Р – средневзвешенный уровень цен;
Т – объем проданных товаров и услуг, каждая единица которых учтена при продаже-перепродаже.

Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения количества денег является рост цен. Увеличение денежной массы не может влиять на рост выпускаемой продукции, которая зависит от естественных ресурсов и от технических условий, а не от объема денег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.