Сбалансированная система показателей

Что такое сбалансированная система показателей?

Сбалансированная система показателей — это показатель эффективности стратегического управления, используемый для выявления и улучшения различных внутренних бизнес-функций и связанных с ними внешних результатов. Сбалансированные системы показателей используются организациями для оценки эффективности своей деятельности и своевременного получения необходимой обратной связи. Сбор данных имеет решающее значение для оценки количественных результатов, поскольку менеджеры и руководители высшего звена обрабатывают и интерпретируют информацию с целью принятия более эффективных управленческих решений.

Сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) – инструмент стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность компании при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние.

Сбалансированная система показателей — это одна из самых известных когда-либо созданных систем измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Сбалансированная система показателей используется тысячами организаций с 1980-х годов, когда она была изобретена Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном.

Сущность сбалансированных систем показателей

Сбалансированная система показателей (BSC — balanced scorecard) — это инструмент управления стратегией, которая включает четыре аспекта стратегии компании: финансовый, клиентский, внутренний процесс, а также обучение и рост.

Сбалансированная система показателей определяет эффективность организации и производит оценку того, достигает ли руководство желаемых результатов. Сбалансированная система показателей трансформирует декларацию о миссии и видении организации в исчерпывающий набор целей и показателей эффективности, которые можно количественно оценить и измерить. Обычно они включают следующие показатели эффективности:

  • Финансовые показатели (выручка, прибыль и рентабельность, денежные потоки, леверидж, уровень финансовых рисков и т.п.).
  • Показатели потребительской ценности (доля рынка, показатели удовлетворенности клиентов, лояльность клиентов).
  • Производительность внутренних бизнес-процессов (показатели производительности, показатели качества, своевременность).
  • Результативность инноваций (процент доходов от новых продуктов, индекс темпов улучшения).
  • Производительность сотрудников (моральный дух, повышение квалификации, текучесть кадров).

Организации используют сбалансированные системы показателей для того, чтобы:

  • сообщить, чего они пытаются достичь;
  • скомпоновать (увязать) повседневную рутинную работу со стратегией;
  • расставить приоритеты для проектов, продуктов и услуг;
  • измерять и отслеживать прогресс в достижении стратегических целей;
  • уточнить или обновить стратегию бизнеса;
  • связать стратегические цели с долгосрочными задачами и годовыми бюджетами;
  • отслеживать ключевые элементы бизнес-стратегии;
  • включить стратегические цели в процессы распределения ресурсов;
  • содействовать организационным изменениям;
  • сравнить эффективность географически разных бизнес-единиц;
  • повысить понимание корпоративного видения и стратегии в масштабах всей компании.

Название «сбалансированная система показателей» происходит от идеи рассмотрения стратегических показателей в дополнение к традиционным финансовым показателям, чтобы получить более «сбалансированное» представление о производительности. Концепция сбалансированной системы показателей вышла за рамки простого использования точек зрения и теперь представляет собой целостную систему для управления стратегией.

Ключевым преимуществом использования такой структурированной системы является то, что она дает организациям способ «соединить точки» между различными компонентами стратегического планирования и управления, в частности:

  • установить видимую связь между проектами и программами, над реализацией которых задействованы сотрудники компании;
  • увязать между собой ключевые показатели эффективности (KPI);
  • «вложить» стратегические цели в тактические задачи организации.

Кто использует сбалансированную систему показателей (BSC)?

Сбалансированная система показателей изначально была предложена как система управления эффективностью общего назначения. Впоследствии ее продвигали именно как подход к стратегическому управлению эффективностью. В последнее время сбалансированная система показателей стала ключевым компонентом структурированных подходов к корпоративному стратегическому управлению.

Сбалансированные системы показателей широко используются коммерческими, правительственными и некоммерческими организациях по всему миру. Более половины крупных компаний в США, Европе и Азии используют BSC, и их использование растет в этих регионах, а также на Ближнем Востоке и в Африке. В недавнем глобальном исследовании Bain&Co система сбалансированных показателей заняла пятое место в десятке самых широко используемых инструментов управления в мире.

Как построить и внедрить сбалансированную систему показателей

Для построения и внедрения системы сбалансированных показателей менеджеры организации должны:

  1. Сформулировать видение и стратегию бизнеса.
  2. Определить категории эффективности, которые наиболее оптимально связывают видение и стратегию бизнеса с его результатами (например, финансовые показатели, операции, инновации, производительность сотрудников).
  3. Установить цели, которые поддерживают видение и стратегию бизнеса.
  4. Разработать эффективные меры и четкие стандарты, устанавливая как краткосрочные ориентиры, так и долгосрочные цели.
  5. Обеспечить принятие мер в масштабах всей компании.
  6. Создать соответствующие системы бюджетирования, мониторинга, коммуникации и вознаграждения.
  7. Собрать и проанализировать данные о производительности и сравнить фактические результаты с желаемой производительностью.
  8. Принять меры, чтобы закрыть неблагоприятные пробелы.
Сбалансированная система показателей
Этапы внедрения сбалансированной системы показателей

Характеристики модели сбалансированной системы показателей

В системе сбалансированных показателей организацию принято рассматривать с точки зрения четырех перспектив (аспектов). В соответствии с каждой из этих перспектив разрабатывают количественные показатели, собирают данные и анализируют их.

Перспективы сбалансированной системы показателей
4 перспективы сбалансированной системы показателей

1. Перспектива обучения и развития

Профессиональное развитие персонала является ключевым аспектом конкурентоспособности компании в современных условиях активных научных и технологических изменений. Образованные и квалифицированные сотрудники — это основа инновационного роста любой компании. Обучение сотрудников также содействует развитию корпоративной культуры.

2. Перспектива бизнес-процессов

От слаженности внутренних бизнес-процессов зависит эффективность деятельности всей организации в целом. Поэтому необходимо оценить, есть ли какие-либо сбои, задержки, пробелы и прочие узкие места, которые могут оказать негативное влияние на конечный результат. Особое внимание следует уделить тем процессам, которые обеспечивают компании конкурентное преимущество (собственные ноу-хау и т.п.).

3. Перспектива клиентов

Клиенты — это конечные потребители продукции компании. Поэтому компании важно постоянно изучать мнение ее клиентов, чтобы оценить уровень их удовлетворенности качеством, ценой и доступностью продуктов или услуг. В условиях высокой конкуренции между товаропроизводителями крайне важно обеспечить лояльность клиентов.

4. Финансовая перспектива

Финансовые результаты являются ключевыми показателями экономической эффективности деятельности компании. Поэтому особый акцент делается на финансовые ресурсы, которыми располагает компания для осуществления своей деятельности, объем формируемой выручки от реализации продукции, достигнутые показатели рентабельности, общие показатели финансовой устойчивости, уровень платежеспособности и прочие метрики.

Эти четыре перспективы охватывают видение и стратегию организации и требуют активного руководства для анализа собранных данных. Таким образом, сбалансированную систему показателей часто называют инструментом управления, а не инструментом измерения.

Как обычно используется сбалансированная система показателей?

Сбалансированная система показателей чаще всего используется для следующих целей:

  1. Для информирования о стратегии организации. Располагая картой стратегии организация может включить ее в межофисную коммуникацию, разместить в своей интрасети, передать ее деловым партнерам, опубликовать на своем веб-сайте и ​​т.д.
  2. Чтобы воплотить в жизнь стратегию организации. В последствии сотрудники компании могут использовать эту стратегию для принятия решений в масштабах всей компании.
  3. Для отслеживания стратегической эффективности. Обычно это осуществляется с помощью ежемесячных, квартальных и годовых отчетов.

Основные преимущества использования сбалансированной системы показателей

  • Помогает компаниям сосредоточиться на том, что необходимо сделать, чтобы достичь высоких результатов.
  • Выступает в качестве интегрирующего устройства для множества корпоративных программ.
  • Делает стратегию работоспособной, переводя ее в показатели задач и целей.
  • Помогает распределить показатели корпоративного уровня, чтобы локальные менеджеры и сотрудники могли видеть, что им нужно делать для повышения эффективности организации.
  • Предоставляет комплексное представление, которое опровергает традиционное представление об организации как о совокупности изолированных, независимых функций и отделов.

Какие проблемы возникают при внедрении сбалансированной системы показателей?

Как и в случае с любой другой популярной стратегической концепцией, система сбалансированных показателей за последние годы получила свою долю критики. Основные недостатки системы сбалансированных показателей заключаются в следующем:

  • Построение и внедрение системы в организации занимает слишком много времени.
  • Работники никогда полностью не понимают деталей системы и поэтому не могут извлечь из нее надлежащую пользу.
  • Система слишком жесткая и не учитывает изменения в деловой среде. В частности, она излишне сосредоточена на финансовых аспектах деятельности компании в ущерб остальным.
  • Она в значительной мере сосредоточена на внутренних аспектах компании, почти полностью игнорируя макроэкономические или конкурентные аспекты ведения бизнеса.

Дело в том, что сбалансированная система показателей — это отличный инструмент, который при правильном применении, вероятно, принесет пользу большинству организаций. Многие проблемы с внедрением сбалансированной системы показателей возникают из-за того, что ее часто рассматривают как простую структуру отчетности, а не как истинный способ управления бизнесом.