Бизнес-процесс

Бизнес-процесс

Что такое бизнес-процесс?

Бизнес-процессы постоянно существовали в деятельности предприятия, но объектами анализа и соответственно управления они стали совсем недавно. Это объясняется неоднозначностью их трактовки как экономической категории, сложностью формализованного описания и моделирования. Идеи структуризации предприятия на процессы возникли в работах А.Файоля и получили дальнейшее развитие в публикациях Б.Андерсена, А.Шеера, М.Портера, М.Хаммера и Д.Чампи, В.Репина, В.Виноградовой и др.

Изучение научной литературы по проблемам процессного подхода к управлению дает основание утверждать, что в рамках этого подхода используется два термина: процесс и бизнес-процесс. Так, в национальном стандарте ISO серии 9001 под процессом понимают работу или совокупность работ, для которых используют ресурсы и которыми управляют для преобразования «входов» в «выходы». В тоже время термин «бизнес-процесс» вообще не получил нормативного толкования, хотя в специализированной литературе часто употребляется как учеными, так и практиками. Ими эти категории воспринимаются как тождественные понятия. При этом в определениях учитывают, что любой бизнес-процесс имеет внутреннего и внешнего потребителя, хотя некоторые ученые считают, что критерием выделения бизнес-процессов является наличие только внешнего потребителя, что позволяет предприятию получить экономическую выгоду в виде прибыли, добавленной или потребительной стоимости.

Проведя теоретический анализ известных определений, следует констатировать, что процесс, как объективная суть изменения состояния чего-либо может относиться к различным системам, не обязательно экономическим, а бизнес-процессы приобретают ярко выраженное экономическое содержание. Поэтому целесообразно при применении процессного подхода к управлению пользоваться именно такой категорей.

Таким образом, бизнес-процесс представляет собой совокупность последовательных связанных бизнес-операций, которым управляет так называемый «владелец» — (должностное лицо, ответственное за его ход и результаты), используя входы (сырье, материалы, информацию и т.п.), с помощью ресурсов, которые есть в его распоряжении (персонала, оборудования, технологии, инфраструктуры и т.п.), превращает их в выходы (готовую продукцию, информацию, документацию и т.п.) — результаты бизнес-процесса, которые используют потребители.

Для управления бизнес-процессом «владелец» должен получать обратную информацию о ходе его выполнения и информацию от потребителей (клиентов) бизнес-процесса. Кроме того, высшему руководству предприятия должна регулярно поступать отчетность о ходе протекания бизнес-процесса.

Бизнес-процесс имеет поставщиков и потребителей, с которыми он взаимодействует. Ими могут быть другие бизнес-процессы предприятия, физические и юридические лица. Внедрение принципов процессного управления базируется на выделении и группировке бизнес-процессов, которые определяются отраслевой принадлежностью субъекта хозяйствования.

Определение термина «бизнес-процесс»

Можно привести несколько ключевых определений термина «бизнес-процесс».

Бизнес-процесс в деятельности компании – это взаимосвязанный комплекс работ, структурированный набор действий, который осуществляется по заданным требованиям и обеспечивает достижение необходимого конечного результата (планирование, проектирование, снабжение, производство продукции, имеющей потребительскую ценность для клиента, торговля).

Бизнес-процесс – последовательность операций, специфически упорядоченные во времени и в пространстве совокупность работ, с указанием их начала и окончания, которые преобразуют несколько видов входных характеристик в выход. Выход – это результат завершения бизнес-процесса, которым является информация, услуги или товары, востребованные клиентом. При этом бизнес-процесс может иметь несколько выходов.

Бизнес-процесс – это особый процесс, который служит для осуществления основных бизнес-целей предприятия и описывает центральную сферу его деятельности.

Бизнес-процесс — это:

  • процесс из последовательности операций на предприятии, которые направлены на преобразование неких входных информационно-материальных потоков с целью получения результатов, представляющих ценность для клиента;
  • процесс создания добавленной стоимости продукции, удовлетворяющей при этом потребностям клиента;
  • совокупность взаимосвязанных функций, которые имеют один или более входов и выходов и завершаются созданием продукта, необходимого клиенту;
  • упорядоченный процесс преобразования множества входов во множество выходов, который реализует бизнес-функцию предприятия;
  • набор последовательных действий, которые приводят к решению определенной предпринимательской задачи.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы (результаты процесса, представляющие ценность для потребителей).

Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.

Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.

Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

Субъекты в бизнес-процессе

В бизнес-процессе выделяют следующие стороны:

  1. Поставщик — предоставляет вход (ресурсы, информацию и т.п.) для выполнения бизнес-процесса.
  2. Клиент (потребитель) — получает или использует результат бизнес-процесса.
  3. Владелец – тот, кто организует, контролирует, управляет ходом бизнес-процесса, а также несет ответственность за результат. Владелец бизнес-процесса имеет в своем распоряжении персонал, необходимые ресурсы, программное и аппаратное обеспечение, необходимую информацию (любые виды документов, регламентирующие выполнение работ).

Классификация бизнес-процессов предприятия

По результативности бизнес-процессы делятся на основные, обслуживающие, управления и развития:

  • основные бизнес-процессы направлены на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в результате чего возрастает ценность для потребителя (снабжение, производство, сбыт) и формируется доход предприятия;
  • обслуживающие бизнес-процессы необходимы для функционирования основных, не создают ценности, однако требуют затрат (промышленная безопасность и охрана труда, охрана окружающей среды, энергообеспечение и т.п.);
  • бизнес-процессы управления также являются обеспечивающими, поскольку охватывают все функции управления предприятием в целом как бизнес-системы (кадровое, финансово-учетное обеспечение деятельности предприятия и т.п.);
  • бизнес-процессы развития, которые также носят обслуживающий характер, связанный с совершенствованием деятельности предприятия (бизнес-процессы анализа и улучшения).

Если «вход» и «выход» бизнес-процесса лежит за пределами предприятия, то его называют внешним, а бизнес-процессы заказчики и исполнители которых находятся в пределах предприятия называют внутренними.

По уровню детализации изучения выделяют бизнес-процессы верхнего уровня, подробные и элементарные. Бизнес-процессы верхнего уровня (или кросс-функциональные процессы) отражают совокупность его функций без детализации на отдельные подпроцессы. Составными элементами бизнес-процессов верхнего уровня являются подпроцессы или подробные бизнес-процессы, являющиеся сгруппированной частью функций, которые участвуют в формировании их конечных результатов. Подпроцессы имеют собственные атрибуты, однако направлены на достижение целей основного бизнес-процесса предприятия. В свою очередь детальные бизнес-процессы состоят из элементарных бизнес-процессов, то есть отдельных операций, которые не способны самостоятельно создавать конечные результаты и не подлежат разделу. Отдельные операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности предприятия выполняются отдельными работниками.

Изучение теории и практики процессного подхода к управлению дает возможность утверждать о существовании двух основных вариантов идентификации бизнес-процессов на предприятии:

  • согласование бизнес-процессов с существующей функционально-иерархической структурой;
  • выделение сквозных процессов, не связанных с границами структурных подразделений предприятия.

Таким образом, не существует стандартного перечня бизнес-процессов предприятия и как показывает бизнес-анализ — отсутствует единая их классификация. Каждый субъект хозяйствования в зависимости от размера, рыночной направленности деятельности, широты и задач исследования должен определять присущий только ему набор бизнес-процессов.

Управление бизнес-процессами

Управление бизнес процессами — это систематический подход к управлению, направленный на улучшение деятельности организации и ее процессов. Этот подход дает возможность организации определить свои процессы, организовать их выполнение, а также повысить качество, как результатов процессов, так и порядка исполнения.

Управление бизнес-процессами состоит из следующих фаз:

  • Первая фаза — определение процесса. На этой фазе выполняется моделирование процесса в исходном состоянии и в желаемом состоянии (разрабатываются модели «как есть» и «как должно быть»).
  • Вторая фаза – анализ процесса. На этой фазе определяются различные варианты действий процесса, проводится имитационное моделирование. В результате определяются оптимальные методы для улучшения бизнес-процесса.
  • Третья фаза – реализация изменений. На этой фазе к процессу применяются выбранные методы улучшения. Происходит внедрение изменений в процесс.
  • Четвертая фаза – мониторинг процесса. На этой фазе выполняется периодический мониторинг процесса по определенным показателям.
  • Пятая фаза – оптимизация процесса. На этой фазе выполняется сравнение реально полученных результатов по изменению процесса с желаемой моделью («как должно быть») и начинается следующий цикл улучшения.

Часто бизнес-процесс управляется за счет его автоматизации, хотя это не является обязательным фактором успешного функционирования бизнес-процесса. Существует специальное программное обеспечение, с помощью которого бизнес-процесс формализуется, анализируется и, соответственно, управляется.

Формализация и стандартизация процесса имеет свои преимущества. Например, формализованный бизнес-процесс может быть оценен по определенным критериям, разработать которые для неформализованного процесса невозможно. Еще одна выгода использования программного обеспечения по бизнес-процессам заключается в возможности отслеживания затрат, относящихся к разным видам деятельности.