Миссия организации

Что такое миссия организации?

Миссия организации (mission) — это краткое описание основной цели организации. Она отвечает на вопрос: «Почему существует наш бизнес (некоммерческая организация или государственное учреждение)»? В миссии сформулированы цели компании как для сотрудников организации, так и для общественности.

Миссии — это краткое изложение того, почему организация существует, какова ее общая цель деятельности: какие продукты или услуги она предоставляет, ее основные клиенты или рынки сбыта, а также географический регион деятельности. Она может включать краткое изложение таких фундаментальных вопросов, как ценности или философия организации, основные конкурентные преимущества бизнеса или желаемое будущее состояние — «видение» (vision).

Цель миссии — донести до сотрудников, клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон цель и направление деятельности организации. Декларация миссии также создает у сотрудников чувство идентичности.

Важно не путать миссию компании с видением. Разница в том, что миссия фокусируется на текущем состоянии компании, в то время как видение фокусируется на будущем компании. Миссия отвечает на вопрос «Кто мы?», а видение отвечает на вопрос «Куда мы идем?»

Сущность миссии

Миссия компании определяет ее культуру, ценности, этику, основные цели и намерения. Кроме того, она определяет то, как каждый из вышеперечисленных элементов применим к заинтересованным сторонам компании — ее сотрудникам, дистрибьюторам, поставщикам, акционерам и обществу в целом.

Миссия раскрывает чем занимается компания, как она это делает и почему. Потенциальные инвесторы могут также обратиться к декларации о миссии, чтобы увидеть, совпадают ли ценности компании с их собственными ценностями. Например, инвестор, проповедующий идею здорового образа жизни  и выступающий против табачных изделий, вероятно, не станет вкладывать средства в компанию, чья миссия — быть крупнейшим мировым производителем сигарет.

Крупные компании нередко тратят много лет и миллионы долларов на разработку и уточнение своих миссий. Поскольку миссия является частью публичной коммуникации компании, она также часто используется в маркетинге компании. Например, компании часто включают миссию в раздел «О компании» своего веб-сайта. Иногда миссия даже становится стержнем ее рекламных кампаний.

Правильно составленная миссия может придать организации стратегическую направленность и мотивировать сотрудников работать совместно для достижения общей цели. С другой стороны, плохо составленные миссии часто состоят из модных словечек или делового жаргона и имеют нереалистичные или недостижимые цели, что может негативно сказаться на моральном состоянии сотрудников.

Последовательное, реалистичное изложение миссии имеет основополагающее значение для сплочения ваших сотрудников и достижения поставленных корпоративных целей. Вы можете работать над тем, чтобы усилить формулировку своей миссии, собирая отзывы сотрудников на этапе разработки. Это помогает создать чувство единства и совместной ответственности в декларации о миссии. Вы также можете прямо признать таланты и вклад ваших сотрудников в формулировке миссии.

Как сформулировать миссию

Миссии должны быть краткими и четко сформулированными заявлениями о наиболее важных вещах, которые потенциальные клиенты или широкая публика должны знать об организации. Как правило, миссия отвечает на следующие три вопроса: что вы делаете, как вы это делаете и почему вы это делаете? Многие организации также предоставляют и видения, в которых описываются среднесрочные и долгосрочные цели.

Если у вашей организации еще нет миссии, составьте ее, записав одним предложением какова цель вашего бизнеса. Попросите двух или трех ключевых людей в вашей компании сделать то же самое. Затем обсудите предложенные формулировки и придумайте одно предложение, с которым все согласны. После того, как вы завершите формулировку своей миссии, сообщите о ней всем в компании.

Гораздо важнее сообщить о миссии сотрудникам, чем клиентам. Ваша миссия не должна быть умной или запоминающейся — просто точной.

При составлении миссии необходимо ответить на следующие вопросы:

  • «Что мы делаем?» — миссия должна четко определять основную цель организации и то, чем она занимается.
  • «Как мы делаем это?» — следует также упомянуть, как вы планируете достичь заявленной миссии.
  • «Для кого мы это делаем?» — аудитория декларации о миссии должна быть четко обозначена.
  • «Какую ценность мы приносим?» — следует четко указать преимущества и ценности декларации о миссии.

При разработке миссии аудитории должно быть четко понятно, какова ее цель. Это идеальный вариант для бизнеса, чтобы иметь возможность сообщить читателю о своей миссии, целях и задачах, не включая в формулировку миссии ненужную информацию.

Хорошо составленные миссии организаций:

  • Определяют целевой рынок, аудиторию или клиентов организации.
  • Описывают, что делает бизнес уникальным или обеспечивает его конкурентное преимущество.
  • Реалистичны и разумны, а не грандиозны или возвышенны.
  • Актуальны, конкретны и правдоподобны.
  • Вдохновляют сотрудников.
  • Короткие и по существу. Одно из исследований 50 миссий некоммерческих организаций показало, что средняя длина составляет 15 слов.

Если у вас уже есть сформулированная миссия, вам необходимо будет периодически ее пересматривать и, возможно, редактировать, чтобы убедиться, что она точно отражает ваши цели по мере развития компании, делового и экономического климата. Для этого просто спросите себя, правильно ли это утверждение описывает то, что вы делаете.

Если в результате вашей проверки миссия была пересмотрена, убедитесь, что все в компании знают о внесенных изменениях. В конце концов, изменение вашей миссии, вероятно, означает, что ваша компания растет, а это большой успех.

Примеры миссий

Ниже приведены примеры миссий ряда мировых компаний:

  • Amazon: быть самой клиентоориентированной компанией. Создать место, где люди смогут найти и открыть для себя все, что они хотят купить в Интернете.
  • Apple: стремится предоставить лучшие возможности персонального компьютера для студентов, преподавателей, творческих профессионалов и потребителей по всему миру с помощью инновационного оборудования, программного обеспечения и интернет-предложений.
  • Dell: быть самой успешной компьютерной компанией в мире, предоставляя наилучшее качество обслуживания клиентов на рынках, которые мы обслуживаем.
  • Facebook: дать людям возможность делиться и сделать мир более открытым и взаимосвязанным.
  • Google: систематизировать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной.
  • Microsoft: позволить людям и компаниям во всем мире полностью реализовать свой потенциал.
  • Skype: стать основой общения в Интернете в реальном времени.
  • Yahoo!: стать самым важным глобальным интернет-сервисом для потребителей и бизнеса.
  • YouTube: обеспечение быстрого и легкого доступа к видео и возможности часто обмениваться видео.
  • Tesla: ускорить переход мира к устойчивой энергетике.
  • Nike: вдохновение и инновации для каждого спортсмена в мире.
  • Walmart: мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше.
  • Starbucks: вдохновлять и питать дух – каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте.
  • JP Morgan: быть лучшей компанией в мире финансовых услуг.

Преимущества миссии

Указывает направление развития: формулировка миссии — это способ направить бизнес на правильный путь. Она помогает бизнесу принимать более обоснованные решения, которые могут принести ему пользу. Без заявления о миссии, определяющего направление, компании могут столкнуться с трудностями, когда дело доходит до принятия решений и планирования будущего. Вот почему указание направления развития можно считать одним из самых важных значений миссии.

Четкая цель: наличие четкой цели может устранить любую потенциальную двусмысленность, которая может окружать существование бизнеса. Люди, которые заинтересованы в развитии бизнеса, например заинтересованные стороны, захотят узнать, что бизнес делает правильный выбор и все больше продвигается к достижению своих целей, что поможет устранить любые сомнения, которые могут возникнуть у заинтересованных сторон в бизнесе.

Заявление о миссии может выступать в качестве мотивационного инструмента внутри организации и позволяет всем сотрудникам работать над достижением одной общей цели, которая приносит пользу как организации, так и им самим. Это может помочь с такими факторами, как удовлетворенность сотрудников и производительность. Важно, чтобы сотрудники чувствовали цель. Придание сотрудника этого чувства цели позволит им больше сосредоточиться на своих повседневных задачах и поможет реализовать цели организации и свою роль.

Недостатки миссии

Хотя для бизнеса в основном выгодно составить и утвердить миссию, бывают ситуации, когда заявление о миссии может считаться бессмысленным или бесполезным для бизнеса.

Нереалистично: в большинстве случаев заявления о миссии оказываются нереалистичными и слишком оптимистичными. Нереалистичное заявление о миссии также может повлиять на производительность и моральный дух сотрудников на рабочем месте. Это связано с тем, что нереалистичное заявление о миссии снизит вероятность того, что сотрудники смогут соответствовать этому стандарту, что может демотивировать сотрудников в долгосрочной перспективе. Нереалистичные заявления о миссии также бесполезны и могут считаться пустой тратой времени руководства. Еще одна проблема, которая может возникнуть из-за нереалистичного заявления о миссии, заключается в том, что при попытке достичь этой цели могут быть приняты неверные решения, что может нанести вред бизнесу и рассматриваться как пустая трата времени и ресурсов.

Пустая трата времени и ресурсов: заявления о миссии требуют планирования. Это требует времени и усилий от тех, кто отвечает за создание миссии. Если формулировка миссии не достигается, то процесс ее создания может рассматриваться как пустая трата времени для всех вовлеченных людей. Много размышлений и времени можно потратить на разработку миссии, а тратить все это время зря — это не то, что компании могут себе позволить. Потраченное впустую время можно было потратить на гораздо более важные задачи внутри организации, такие как принятие решений для бизнеса.