Денежные поступления предприятий

Содержание:

  1. Выручка от реализации продукции и методика ее определения
  2. Ценообразование на предприятии
  3. Формирование валового (чистого) дохода на предприятии

Выручка от реализации продукции и методика ее определения

Основным источником денежных поступлений на предприятии является выручка от обычной деятельности, размер которой зависит от отрасли функционирования предприятия, объемов его деятельности, внедрения НТП, а также повышения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения качества продукции.

Главным составляющим элементом выручки является выручка от реализации продукции, а именно ее часть, остающаяся после вычета материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение максимальной прибыли при малейших затратах путем соблюдения строгого режима экономии при расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

В финансовом менеджменте используют два основных метода определения поступлений от продажи продукции:

  • Кассовый метод – согласно которому доход (выручку) от реализации продукции определяют по средствам, поступившим на счета в виде платежей за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, оприходование материальных ценностей, а также от осуществления других операций и финансовой деятельности;
  • Метод начислений – согласно которому доход (выручку) от продажи продукции и других материальных ценностей определяют по стоимости отгруженных (переданных) товаров на соответствующую дату.

Применение методов определения выручки от осуществления хозяйственных операций и финансовой деятельности четко связано с действующим налоговым законодательством, предусматривающим ответственность юридического лица за распоряжение полученными денежными средствами с момента юридического признания действительности проведения операций.

Ценообразование на предприятии

Ценообразование на предприятии организуется в соответствии с государственной политикой ценообразования, являющейся составной частью общей финансово-экономической политики страны.

В отраслях экономики используются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Фиксированные цены – устанавливаются государством на услуги первой необходимости и на товары, которые оно монопольно производит (газ, электроэнергия).

Регулируемые цены – устанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости (хлебобулочных изделий, продуктов детского питания).

Обмен продукцией между государствами производится по договорным ценам.

Цена – является денежным выражением стоимости товара, и как экономическая категория проявляется через выполнение следующих функций:

  • Учетная функция – функция учета и измерения издержек на создание продукта. Цена измеряет сколько израсходовано труда, сырья, материалов для изготовления товара и его сбыта, размер прибыли.
  • Стимулирующая функция – проявляется в стимулировании и сдерживании производства и потребления разных продуктов. Она реализуется путём изменения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
  • Распределительная функция связана с отклонением цены товара от его стоимости под действием рыночных факторов.

Более детальную информацию смотри в статье Цена и ее функции.

Цены компании, в зависимости от степени учета в них издержек и прибыли делятся на: оптовые, отпускные, розничные, мировые.

По оптовым ценам предприятия продают свою продукцию другим предприятиям, а также предприятиям оптовой торговли, если такая продукция не облагается НДС.

Оптовая цена изделия состоит из двух экономических элементов: себестоимости изделия и прибыли.

По отпускным ценам производителя, в которые входят акцизный сбор и НДС, предприятие продает продукцию другим предприятиям, а также предприятиям оптовой торговли.

Цены оптовой торговли включают цену производителя (оптовую цену), а также расходы и доходы предприятия оптовой торговли, занимающегося дальнейшей реализацией продукции.

Розничные цены включают отпускные (оптовые) цены производителя, расходы и доходы торговой организации.

Мировая цена – цена, по которой предприятие осуществляет сделки по платежам в свободно конвертируемой валюте. Мировыми ценами являются цены на экспортную продукцию предприятий. В мировые цены входят оптовые цены, пошлины и таможенные пошлины.

В некоторых случаях предприятия обязаны применять регулируемые цены.

Формирование валового (чистого) дохода на предприятии

Доходы предприятия делятся на:

  • валовой доход;
  • доход (выручку) от продаж (реализации) продукции;
  • прочие операционные доходы;
  • финансовые доходы;
  • прочие доходы.

Валовой доход

Валовой доход как финансовая категория – это вновь созданная трудом стоимость, которая в процессе реализации продукции приобретает денежное выражение посредством превышения выручки над расходами ранее овеществленного труда.

В современных условиях, валовой доход определяют как совокупную денежную выручку предприятия, полученную от деятельности основного, вспомогательного, обслуживающего производства и от реализации дополнительных услуг.

Валовой доход определяется как разница между выручкой и материальными затратами и амортизационными отчислениями в составе себестоимости продукции.
Валовой доход – это основной источник формирования денежных ресурсов предприятия и государственного бюджета.

Чистый доход – выражает в денежной форме стоимость прибавочного продукта и определяется как превышение выручки от реализации продукции над стоимостью материальных затрат, амортизационных отчислений и заработной платы.

Доход (выручка) от продажи (реализации) продукции

Предприятие получает от реализации товарной продукции доход, обеспечивающий основную долю его поступлений в любой форме (денежные средства в безналичной и наличной форме, векселя, бартер и т.п.).

Сумма дохода (выручки) от продажи продукции определяется как сумма товарной продукции соответствующего периода, учитываемая в оптовых ценах и стоимости проданных остатков готовой продукции на начало периода за вычетом стоимости проданных остатков готовой продукции на конец периода.

Прочие операционные доходы

К прочим операционным доходам относят:

Финансовые доходы

Финансовые доходы включают:

Прочие доходы

К прочим доходам относят:

  • доход от реализации финансовых инвестиций;
  • доход от реализации внеоборотных активов;
  • доход от реализации имущественных комплексов;
  • доход от неоперационной курсовой разницы;
  • доход от бесплатного получения активов;
  • прочие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия.

В отдельных случаях предприятия могут получать чрезвычайные доходы от событий и сделок, соответствующих определению чрезвычайных событий. Как чрезвычайные доходы могут быть, в частности, учтены: стоимость материальных ценностей, оприходованных после списания непригодного к восстановлению имущества организации, поврежденного в результате чрезвычайных обстоятельств; страховое возмещение убытков, понесенных организацией в результате чрезвычайных обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.