Финансы населения

Содержание:

Сущность, значение и функции финансов населения

Финансы населения, как и финансы в целом, отражают экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения и воспроизводства материальных и социально-культурных условий жизни членов общества. На уровне домохозяйства и (или) отдельной семьи они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов хозяйствующих субъектов, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы населения в общей совокупности финансовых отношений играют важную роль на завершающих стадиях воспроизводственного процесса — обмена и потребления.

При формировании финансов населения домашние хозяйства и (или) семьи рассматриваются как экономические субъекты, от результатов деятельности которых зависит не только благосостояние этих хозяйственных единиц в отдельности, но и всего населения страны и функционирование общественного воспроизводства в целом. Домашнее хозяйство и (или) семья как особый тип хозяйства ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет. При этом домашние хозяйства в отличие от семьи могут включать не только родственников.

По данным статистики, фактическое конечное потребление домашних хозяйств в валовом внутреннем продукте превышает 60%, а его отношение к валовой добавленной стоимости достигает 70%. Потребление осуществляется в основном через приобретение товаров в торговых сетях.

Финансами населения являются распределительные и перераспределительные денежные отношения по поводу сохранения, приобретения более высокого социального статуса или вынужденного его понижения, а также решения задач текущего и перспективных этапов жизненных циклов семьи и гражданина. При этом происходит перераспределение собственности между физическими лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная деятельность, участие в залоге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение личных потребностей, и др.

Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и все возрастающее значение:

  • для обеспечения социальной стабильности общества;
  • для формирования классовой структуры общества;
  • как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);
  • как источник инвестиций в развитие экономики страны;
  • как источник финансирования внутреннего долга правительства;
  • для формирования страхового фонда страховщиков и др.

Финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения доходов в различные периоды жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в улучшении социального положения.

Гражданин проходит этапы взросления, активной деятельности, а затем наступают преклонные годы. Граждане создают семьи. В маркетинге известно, что семья проходит следующие этапы:

  1. семья без детей;
  2. полная семья на первой стадии развития (маленькие дети);
  3. полная семья на второй стадии развития (взрослые дети);
  4. «пустое гнездо (1-я стадия)» — пожилые супруги без детей;
  5. «пустое гнездо (2-я стадия)» — вдовствующие одинокие граждане.

На каждом из этапов жизни гражданин и семья имеют различные возможности для получения доходов. Одновременно на каждом из этапов они имеют свои потребности, решают соответствующие этим этапам задачи, удовлетворяют свои потребности различными способами. Различны и риски, которым подвергаются гражданин и человек на различных этапах жизни. Поэтому отличается по характеру и объему возможный ущерб при реализации этих рисков.

Роль финансов населения состоит в том, что они позволяют обеспечить гражданину стабильность потребления и сохранить принадлежность к определенному общественному классу при случайном колебании его доходов.

Общественным классом является сравнительно стабильная группа людей в рамках общества, которая характеризуется наличием у её членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

Финансы населения взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами и внебюджетными фондами) и децентрализованными финансами — предприятиями различных форм собственности и финансовым рынком.

Население продает государству свой труд, товары и услуги собственного производства, оплачивает налоги, сборы, страховые взносы.

Государство воздействует на объем бюджета домохозяйства путем выплаты денежных трансфертов, через общественные блага в натуральной форме и государственное ценообразование.

Юридические лица обеспечивают домохозяйства оплачиваемой работой, товарами и услугами, кредитными ресурсами, прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии у них соответствующей собственности.

Функции финансов населения

Финансы населения выполняют в основном две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную функцию.

Функция обеспечения жизненных потребностей семьи позволяет создавать реальные условия существования членов данной семьи. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами семьи, удовлетворяла их потребности, а обмен излишками возникал редко. В условиях товарно-денежных отношений произошел рост денежных средств населения, возник денежный фонд — семейный бюджет, предназначенный для удовлетворения возросших материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи.

Распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Финансовые отношения при этом включают: отношения с разными звеньями финансовой системы (государственными финансами — бюджетами и внебюджетными фондами и финансами коммерческих организаций), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.; отношения между членами домохозяйства, когда средства распределяются, образуя обособленные денежные фонды внутри домохозяйства, не предполагая изменения собственника средств, и исключая при этом всякую эквивалентность. Реализация этой функции включает три последовательные стадии: формирование, распределение и использование денежных фондов.

Обе функции финансов населения взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга. При взаимодействии финансов населения с государственными и муниципальными финансами (бюджетами — федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и с финансами хозяйствующих субъектов разных форм собственности, а также со сферой обращения (торговлей) и финансовым рынком между ними возникают непрерывные денежные потоки — одно-, двух- и многосторонние. В результате такого кругооборота формируются финансовые ресурсы, обеспечивающие удовлетворение материальных и социально-культурных потребностей домохозяйства сегодня и в будущем.

Доходы населения

Доходы населения — это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Доходы гражданина зависят от принадлежности к определенному классу, образа жизни, здоровья, трудоспособности, конъюнктуры на рынке труда, рыночных возможностей и угроз, рисков в практической деятельности и некоторых других факторов.

Денежные доходы классифицируются:

  1. В зависимости от источника дохода:
    • оплата труда наемной рабочей силы;
    • доходы от предпринимательской деятельности;
    • доходы от собственности (дивиденды, проценты по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, доходы от реализации имущества);
    • государственные социальные выплаты (трансферты) из бюджета и внебюджетных фондов;
    • страховое возмещение и прочие.
  2. В зависимости от равномерности поступления:
    • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
    • периодические (доходы по ценным бумагам, авторские гонорары и др.);
    • случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
  3. В зависимости от надежности поступления:
    • гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);
    • условно-гарантированные (оплата труда);
    • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Абсолютные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы и назначенных месячных пенсий, выраженные в ценах соответствующих лет (фактически действовавших ценах), называются номинальными их показателями.

Реальные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий — относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период (см. Реальные и номинальные величины).

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется на основании сведений, полученных от предприятий и организаций, исходя из фонда начисленной заработной платы работников, деленного на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на конец отчетного года на соответствующую численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Оплата труда наемных работников определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых предприятием наемному работнику за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленных сумм и включает фактические отчисления на социальное страхование (взносы в государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами.

Расчеты по определению скрытой оплаты труда производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.

Расходы населения

Денежные расходы населения — это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, включающие потребительские расходы и расходы, непосредственно не связанные с потреблением. Денежные расходы выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы, обеспечивают формирование и развитие рынка товаров и услуг, фондового рынка. Население выступает основным потребителем социальной сферы.

Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), прирост (уменьшение) сбережений во вкладах, ценных бумагах, изменение задолженности по ссудам, приобретение недвижимости, покупку иностранной валюты.

Основой финансовой деятельности граждан является процесс распределения дохода граждан на фонды потребления, накопления, налоговые платежи, а также на самострахование.

Фонд потребления предназначен для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд накопления будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих ценностей (земли, домов, транспортных средств), либо как капитал для получения прибыли (формирование первоначального капитала для коммерческой деятельности, капитализация путем вложения в ценные бумаги и банковские депозиты).

Фонд накопления может быть разделен на фонды инвестиций в недвижимость, предметы долговременного пользования, банковские сберегательные сертификаты, ценные бумаги, сберегательные виды страхования.

Эти фонды могут пополняться за счет дивидендов от инвестиций, сберегательного страхования, залога, дарения, получения наследства, получения гонораров и авторских вознаграждений и др. Кроме того, потребность в создании фонда накопления возникает для отдыха, лечения, обеспечения достойной жизни в старости.

Денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются:

  1. По степени регулярности:
    • постоянные (на питание);
    • регулярные (на одежду);
    • разовые (товары длительного пользования).
  2. По степени необходимости:
    • необходимые (первоочередные) — на питание, одежду, лечение;
    • желательные (второочередные) — на образование;
    • прочие.
  3. По целям использования:
    • потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
    • оплата обязательных и добровольных платежей и взносов;
    • накопления и сбережения (во вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной валюты; прирост денег на руках населения).

Потребительские расходы составляют 3/4 всех затрат. Их величина обусловлена объемом денежных доходов, уровнем личных и семейных потребностей, уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и др. Принадлежность к определенному общественному классу обязывает индивида вести присущий данному классу образ жизни. Для обеспечения возможности практически следовать ценностным представлениям и поведению, удовлетворять интересы и потребности необходим определенный уровень денежных доходов.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды. Добровольные платежи производятся по собственной инициативе в страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации и др.

Стабильность потребления обеспечивается путем создания гражданином фондов денежных средств и их перераспределения. Излишки средств, образующиеся в благоприятные годы, распределяются и направляются на конкретные инвестиции с последующим их перераспределением в менее благоприятные годы. Важную роль в этом играет страхование уровня жизни, имущественное страхование, страхование ответственности, коммерческих рисков.

Для этих же целей создаются денежные сбережения в виде банковских вкладов, денежные и натуральные фонды самострахования, используются инвестиции в ценные бумаги, антиквариат, недвижимость и др.

Хорошо известны теоретические разработки, исследующие взаимосвязь доходов, потребления, накопления, инвестиционной деятельности граждан (физических лиц) с налоговой системой.

Большой вклад в развитие теории финансов населения (личных финансов) сделал лауреат Нобелевской премии за 1985 год в области экономики Франко Модильяни. Им была выдвинута гипотеза о жизненном цикле сбережений, согласно которой каждый гражданин рано или поздно выйдет из трудоспособного возраста, его доходы снизятся, и он будет вынужден для поддержания прежнего уровня жизни использовать свои сбережения. Следовательно, мы должны накапливать активы в течение активной жизни на тот период, когда мы уже не сможем заниматься трудовой деятельностью. В модели идеального жизненного цикла сбережений активы исчерпываются одновременно с окончанием жизни их владельца. На этом очень простом утверждении в значительной мере основывается современная теория сбережений.

Управление финансами населения

Экономические отношения между членами семьи зависят от сложившейся системы управления финансами внутри домашнего хозяйства, в соответствии с которой все его члены в той или иной мере согласны с принятой моделью внутреннего, семейного финансового менеджмента.

Темы управления финансами домашних хозяйств, семьи, личными финансами граждан становятся все более популярными и актуальными. Появилось большое количество изданий — периодических, научных и научно-популярных, в которых предлагаются различные методики, советы, рекомендации по целевому распределению денег, по организации и ведению бюджета домашнего хозяйства и т.д. В публикациях, посвященных вопросам ведения домашнего хозяйства, представляемых широкому кругу читателей, анализируются различные тематики, охватывающие множество рубрик, но за его пределами исследования зачастую остаются вопросы, связанные с особенностями формирования финансовых отношений внутри домашнего хозяйства, среди членов семьи и лиц, постоянно проживающих с ними. В отдельных периодических изданиях введены специальные разделы, компьютерные программы, реализующие различные модели управления финансами населения, даются советы по ведению домашнего хозяйства, рациональному и грамотному использованию семейного бюджета и т.д.

К сожалению, эти пособия ориентированы на определенную, не очень многочисленную часть граждан страны (по сравнению с общей численностью населения), у которой действительно есть значительные финансовые ресурсы, и проблема управления ими стоит остро. При этом особой популярностью пользуются различные теории о суверенитете семьи при обсуждении принятия решений по распределению и использованию средств общесемейного бюджета.

Для достижения финансового благополучия домашнего хозяйства необходимы структурированный и комплексный подходы к сбалансированной стратегии управления семейным (личным) бюджетом, адекватная тактика постановки задач, способствующих улучшению материального положения, в первую очередь личного, и реализация направлений и способов формирования семейных (личных) финансов.

В то же время домашнее хозяйство не может рассматриваться в качестве однородной структуры, так как в ней реализуются не только индивидуальные интересы каждого из членов семьи в отдельности, но и групповые интересы семей, входящих в его состав.

Экономические интересы членов семьи, связанные с формированием финансовых отношений, возникающих в процессе их совместной деятельности, еще недостаточно изучены. В основном экономисты рассматривают общие вопросы, касающиеся организации инвестиционного поведения домашних хозяйств, их доходную и расходную часть, состав и структуру потребления. За рамками исследований остаются экономические мотивы членов семьи, побуждающие их участвовать в совместной деятельности домашнего хозяйства, взятого в целом, а это является основной причиной противоречий в личностных финансовых взаимоотношениях. И эти экономические мотивы оформляются в виде конкретных целей, которые ставит перед собой индивид в процессе взаимоотношений с другими людьми, в том числе и со своими родственниками.

В настоящее время предметом широкого обсуждения являются различные модели управления бюджетом домашнего хозяйства и разделение функций между его членами при принятии финансовых решений, влияющих на изменение экономического статуса семьи. При этом анализируется финансовое поведение всех индивидов, входящих в состав домашнего хозяйства в целом, даже тогда, когда принятие решений может принадлежать одному человеку, который является основным «кормильцем».

Управление финансами домашних хозяйств основывается на свободе выбора оптимальной модели, учитывающей интересы и предпочтения всех его членов при сохранении контроля со стороны основного «кормильца» за формированием и расходованием семейного бюджета. В процессе организации финансового менеджмента домашних хозяйств решаются вопросы, связанные с управлением бюджетом семьи, организацией семейного бизнеса, обеспечением необходимого уровня потребительских благ и услуг, учетом индивидуальных инвестиционных предпочтений и др.

Исследование взаимодействия членов домашнего хозяйства в процессе хозяйственной деятельности, механизма, позволяющего принимать решения внутри семьи, дают возможность обосновать направления семейной экономической политики и на этой основе способствовать более рациональному и эффективному использованию семейного бюджета. При этом следует обратить внимание на макро- и микроэкономические отношения, которые возникают между членами домашнего хозяйства, и на роль семьи в системе сложившихся взаимосвязей.

Домашнее хозяйство представляется в виде группы людей, объединенных общей задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом и семейно-родственными связями. В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения — права по контролю за совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов — «главе семьи». Внутри домашнего хозяйства складываются сложные экономические отношения, основанные на принципах общесемейной собственности и предполагающие согласованное распределение обязанностей и «домашней нагрузки» между основным «»кормильцем» и остальными членами семьи в процессе формирования семейного бюджета.

С точки зрения организационной формы бизнеса домашнее хозяйство можно характеризовать как единоличное владение, принадлежащее одному человеку или семье, в которой все активы и обязательства являются одновременно личным имуществом и обязательствами ее владельца.

Финансовые ресурсы домашних хозяйств — это те денежные средства, которые остаются в распоряжении его участников после уплаты всех обязательств, связанных с распределением и перераспределением денежных потоков в рамках личного (семейного) бюджета, и направляются для удовлетворения индивидуальных (общесемейных) потребностей. Проблема организации и управления финансами домашних хозяйств состоит не только в том, сколько, как и каким образом осуществить распределение и перераспределение свободных денежных ресурсов средств, а в том, ведет ли это к изменению сложившихся объемов, темпов и пропорций финансовых ресурсов, условий и порядка организации финансовых отношений внутри семьи.

Обобщая существующие модели по управлению бюджетом семьи — бюджетом домашнего хозяйства, которые предлагаются в различных информационных источниках, можно выделить три наиболее распространенных типа денежных отношений: общий семейный бюджет, два личных бюджета и три бюджета (семейный и личные бюджеты).

Общий семейный бюджет. Все финансовые ресурсы, принадлежащие обоим супругам, расходуются совместно.

Два личных бюджета. Каждый супруг ведет свой личный бюджет и самостоятельно оплачивает свои личные расходы.

Три бюджета (семейный и личные бюджеты). Это — оптимальный вариант управления личными финансами: каждый из супругов имеет свой личный бюджет плюс общий с супругом бюджет на расходы по ведению домашнего хозяйства (каждый вкладывает в бюджет семьи заранее согласованную одинаковую сумму). Такая система отражает как индивидуальность супругов, так и их общность.

Влияние финансов на человека не исчерпывается только экономическими отношениями, возникающими между членами семьи, домашнего хозяйства. Финансы также играют большую роль в формировании духовных ценностей, комплексно воздействуют на индивида и общество в целом. Тем самым создаются предпосылки для осмысления сущности управления финансами домашних хозяйств и основ организации семейной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *