Инфляция и антиинфляционное регулирование

Сущность, механизмы и причины инфляции

Во всех рыночных странах инфляция всегда является характерной чертой экономического развития, способом, которым рыночная система реагирует на потрясения и институциональные изменения, произошедшие в экономике.

Самая большая трудность, возникающая в современной рыночной экономике, — это инфляция. Под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег. Возникает она вследствие переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами. Под воздействием инфляции возникает неравновесие на рынке в сторону увеличения спроса. Но не всякое неравновесие можно считать инфляционным. Весь механизм рынка строится на изменении цен, в том числе и на их повышении. Только длительное повышение цен и на многие товары свидетельствует об инфляционных явлениях в экономике.

Когда тенденция повышения цен на рынке сохраняется длительное время, имеет место открытая инфляция. Но она не исключает снижения или замедления темпов роста цен на отдельные товары. Значит, механизм рынка работает, и открытая инфляция лишь деформирует, но не ломает его, и, следовательно, можно как-то справиться с негативными инфляционными процессами.

Гораздо хуже ситуация, когда инфляцию подавляют (подавленная инфляция). Это происходит в условиях, когда существует централизованное, нерыночное регулирование цен, как это было в нашей стране. В этом случае она проявляется в постоянном возрастании дефицита, вымывании из ассортимента дешевых товаров. В этих условиях рыночные механизмы существовать не могут, они просто ломаются, уничтожаются.

Самое главное, чем характеризуется инфляция и что приносит наибольшие негативные последствия, — это то, что она обладает механизмом самовоспроизводства, в центре которого находится механизм адаптивных инфляционных ожиданий. Понять его относительно просто. В условиях начавшейся инфляции население уверено в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а послезавтра — выше, чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причем это спрос, который обеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие — товары закупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что все большая часть получаемых доходов идет на увеличение спроса и все меньшая — на сбережения. Уменьшение сбережений снижает возможности кредитования, новых вкладов в производство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличением производства и, соответственно, ростом предложения товаров. В итоге возникают две четко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой — медленное, практически незаметное увеличение предложения.

Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия между спросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будут расти, бороться с инфляцией трудно. Но бороться с инфляционными ожиданиями объективно необходимо, иначе все принимаемые меры не дадут результатов. Достигается нужный результат путем их гашения.

Второй механизм — это так называемая инфляционная спираль, или инфляция затрат. Общий рост цен неизбежно приводит к снижению реальных доходов населения и уровня жизни. Для поддержания необходимого уровня жизни трудящиеся начинают борьбу за повышение заработной платы и, как правило, добиваются успеха — зарплата растет. Но одновременно возрастают издержки производства, так как зарплата является их основным составляющим элементом, а вслед за возрастанием издержек начинают расти и цены. Таким образом, возникает спираль «цены — зарплата — издержки — цены», где цены в конце спирали значительно выше, чем в начале. Таким образом, путем роста зарплаты не только нельзя ослабить последствия инфляции, но можно лишь дать новый толчок к ее усилению.

Поэтому государство в данной ситуации оказывается в сложном положении. С одной стороны, рост инфляции требует какой-то компенсации населению, а с другой — это будет означать дальнейший рост цен и усиление инфляции. Что можно предпринять в этом случае? Практика борьбы с инфляцией показала, что полностью остановить, ликвидировать инфляционную спираль невозможно. Но можно регулировать скорость возрастания цен. В этом случае основной задачей государства становится контроль за темпами инфляции, недопущение скачкообразного ее развития. В данном случае потери потребителя минимизируются.

Необходимо очень осторожно подходить к выбору методов компенсации — они должны минимально влиять на издержки производства. Практика показала, что наиболее эффективно использование помощи в натуральной форме или в форме каких-то талонов на льготное или бесплатное приобретение продуктов для самых бедных слоев населения. Это позволяет как-то поддержать их, но в то же время на издержки производства не влияет. Кроме того, нужно учитывать, что при индексировании заработной платы необходимо руководствоваться определенными правилами, прежде всего компенсация должна быть дифференцирована. Люди с более высокими доходами не должны получать полной компенсации за инфляцию, а сами компенсационные выплаты неплохо было бы дифференцировать в зависимости от результатов труда, так как уравнительное компенсирование отрицательно влияет на мотивацию к труду и снижает стимулы.

Зная сущность и последствия инфляции издержек, необходимо очень ответственно подходить к требованиям о повышении заработной платы. Нужно помнить, что рост зарплаты приведет лишь к временному улучшению положения трудящихся, за которым последуют новый виток роста цен и падение уровня жизни. Поэтому в борьбе за повышение жизненного уровня нужно использовать какие-то другие методы, повышение зарплаты может быть только одним из них.

Эти два механизма проявляются наиболее полно и в условиях открытой инфляции. Третий механизм — инфляции спроса — может действовать в условиях как открытой, так и подавленной инфляции, причем наиболее полно она проявляется, когда в обществе нет резервов производственных ресурсов, и в первую очередь нет резерва рабочей силы, существует полная занятость. В этих условиях любое увеличение спроса под воздействием различных факторов (ожидаемый неурожай, изменение моды, ажиотажный спрос, слухи об ожидаемом повышении цен и др.) неизбежно приводит к росту цен. А так как в обществе нет резервов, то перестроить производство и обеспечить предложение товаров на уровне нового спроса нельзя: изыскание резервов в этих условиях требует достаточно большого времени. Нарастающий спрос и отстающее предложение вызывают устойчивый рост цен, т. е. порождают инфляционные явления.

В централизованно управляемой экономике такие скачки спроса проявляются обычно не в росте цен, так как цены искусственно поддерживаются длительное время на неизменном уровне, а в росте дефицита и вымывании из ассортимента дешевых товаров, т. е. к скрытому повышению цен. А это тоже в итоге приводит к снижению жизненного уровня населения. Ситуация обостряется также тем, что полная занятость обеспечивается путем сохранения убыточных и низкорентабельных предприятий, наличием практически на всех предприятиях избыточных рабочих мест, что не стимулирует роста производительности труда, предопределяет его низкую эффективность. Фактически часть заработной платы, получаемой работниками, не заработана, не подтверждена изготовленными продуктами. Следовательно, она увеличивает спрос без увеличения предложения и, по сути, превращается в инфляционный спрос, способствует росту цены.

В отдельных случаях, когда в стране существует длительное неравновесие между спросом и предложением в сторону спроса, государство вмешивается в эти процессы, но, как правило, не столько в причины, породившие неравновесие, сколько в последствия, т. е. в цены: чаще всего замораживается рост цен, или устанавливаются верхние пределы их роста. Возможно также аналогичное влияние и на доходы. В отдельных случаях применяется полный административный контроль над ценами и доходами. Подобные меры неизбежно приводят к замене открытой инфляции подавленной. Как можно заметить, подавляются здесь не сама инфляция и не ее причины, а только формы проявления. Но весь мировой опыт свидетельствует, что подавить проявления инфляции можно, только используя рыночный механизм, так как воздействие идет на его основной элемент, несущий всю информационную нагрузку, — на цены.

Значит ли это, что в рыночной экономике государство вообще не может использовать такой метод, как регулирование цен? Вероятно, нет. Дело в том, что современная рыночная экономика не существует без монополий — рынок и конкуренция сами порождают их. А воздействовать на монополии можно только силовыми, административными методами. Поэтому в отдельных случаях государство может ограничить рост цен на товары или услуги, производимые монополиями, путем прямого приказа. Необходимо только помнить, что это не должно превращаться в правило, а может быть только исключением. Естественно, что административные методы контроля над ценами могут использоваться в отдельных случаях и в период перехода к рыночной экономике, до тех пор, пока будет существовать монополия отдельных производителей.

Последствия инфляции

Возникшие инфляционные явления оказывают негативные последствия как на потребителей, так и на производителей. Прежде всего снижаются реальные доходы населения, а соответственно, и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за ее повышение. Если цены повысились, предположим, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты ее можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живет в условиях снижения реальных доходов.

Так как инфляция — это процесс постоянный, то, начав в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10% в соответствии с ежемесячным темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.

Второе негативное последствие для населения — обесценивание вкладов и сбережений. Для того чтобы оградить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и еще больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократится, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.

И третье, что могут ощутить потребители, — это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и, соответственно, сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.

Негативное воздействие оказывает инфляция и на производителей. Прежде всего, возрастание спроса под воздействием роста цен ведет к тому, что сокращается часть дохода, идущая на сбережения. Следовательно, сокращается основа кредитных вливаний в производство, замедляются темпы экономического роста. Одновременно начинает тормозиться научно-технический прогресс. Связано это с тем, что рост цен на оборудование делает недоступным для многих предпринимателей замену старого, низкопроизводительного оборудования новым, прогрессивным. Становится выгоднее сохранить пока еще работающее старое оборудование, так как новое слишком дорого.

И наконец, вместе с инфляцией происходит ослабление стимулов к труду. Важнейшим стимулом к росту производительности является заработная плата. В условиях инфляции она растет, но растет не потому, что человек стал лучше работать, выпускать больше продукции. Просто он получает доплату за рост инфляции, и доля инфляционной части его дохода постоянно растет, создавая видимость роста заработной платы. В этих условиях стимул лучше работать, чтобы возрастал доход, постепенно утрачивает свою значимость.

Естественно, если инфляция невыгодна никому — ни потребителю, ни производителю, ни государству, то необходимо предпринимать все меры, чтобы избавиться от этого явления.

Причины и уровень инфляции

Для того чтобы начать борьбу с инфляцией, необходимо как минимум знать причины этого явления (см. Причины инфляции) и уровень инфляции.

Рассматривая механизмы инфляции, можно увидеть предпосылки, которые приводят к возникновению инфляционных процессов. Первая связана с увеличением в стране свободной денежной массы, которую можно использовать для увеличения спроса, и вторая — с неспособностью производства удовлетворить возникший платежеспособный спрос. Поэтому можно выделить три основные причины инфляции:

  1. отсутствие должного контроля за денежной массой в стране;
  2. эмиссия бумажных денег;
  3. неэффективная структура экономики.

Первая причина понятна. Если Центральный банк страны не выполняет свои прямые функции, не контролирует денежное обращение, не принимает своевременных мер по сокращению денежной массы, когда это необходимо, бумажных денег становится слишком много, и начинается их обесценивание. Вторая причина связана с чрезмерной эмиссией денег. В принципе эмиссия нужна всегда, так как необходимо заменять износившиеся денежные знаки и увеличивать денежную массу в обращении вследствие увеличения объемов производства. Но часто печатный станок используется для решения совершенно других задач, и прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета. В этом случае неизбежно возникают инфляционные процессы.

Неэффективная экономика ведет к инфляции, в частности, потому, что не может обеспечить растущую денежную массу необходимым количеством товаров и услуг. Это возникает вследствие общей технологической отсталости производства, его нерациональной структуры. И особенно влияет на инфляционные процессы милитаризация экономики и неправильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления. Отрасли оборонной промышленности, как правило, требуют больших капитальных затрат и используют труд высококвалифицированных работников. Этот труд хорошо оплачивается, но продукт этого труда — средства уничтожения человека, военная техника — не выходит на внутренний рынок, и оказывается, что доходы, полученные в этой отрасли, не обеспечены необходимой товарной массой. Аналогичная картина может возникнуть при нарушении пропорциональности между производством средств производства и производством предметов потребления, когда производство начинает работать само на себя, а потребительский рынок задыхается от нехватки необходимых товаров, что неизбежно приводит к росту цен.

Измерить уровень инфляции возможно при помощи индекса цен. Их разработано достаточно много, но чаще всего используют индекс Пааше, который учитывает изменение в ценах, объемы продаж и количество видов проданной продукции, или индекс по потребительской корзине различных групп населения. В этом случае сравнивают стабильную потребительскую корзину за текущий и прошедший периоды в соответствующих ценах. По уровню инфляции различают ползучую (умеренную) инфляцию, когда цены растут на 5-10% в год, галопирующую — от 20 до 200% в год и гиперинфляцию свыше 50% в месяц.

Зная причины и уровень инфляции, можно вести работу по борьбе с ней. Начиная ее, необходимо четко представлять, что никогда ни в одной рыночной стране не удалось полностью справиться с инфляцией, ликвидировать ее. Вероятно, на сегодняшнем уровне развития понятия рынка и инфляции нерасторжимы. Но контролировать инфляционные процессы, удерживать инфляцию необходимо в рамках допустимого, и практика антиинфляционного регулирования многих стран доказала возможность и эффективность такой работы.

Антиинфляционная политика государства

В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки.

Антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются неэффективными, если не ведется работа по гашению инфляционных ожиданий. Для того чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству. Решение первой половины проблемы предполагает организацию поддержки малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, стимулирование диверсификации производства, контроль и пресечение признаков монополизма и др. Все это позволит стимулировать работу рыночных механизмов, а их эффективное функционирование — это залог если не снижения, то замедления роста цен.

Гораздо труднее решить вторую половину проблемы — заслужить доверие народа. Для этого правительство должно разработать комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, информировать население о них и неуклонно проводить их в жизнь. В том случае если правительство не будет отступать от объявленных мер, то через определенное время население убедится, что взятый курс на обуздание инфляции проводится в жизнь, инфляционные ожидания перестают играть определенную роль, и население все больше начинает приспосабливать свои решения о ценах и спросе к пожеланиям правительства.

Второй путь достижения стратегических целей — контроль за обращающейся денежной массой через лимитирование ее ежегодного прироста. Подобные лимиты должны удерживаться в течение длительного времени вне зависимости от состояния бюджета, безработицы и т. п. Это достаточно жесткий и действенный регулятор экономики, и в его использовании необходима осторожность. Но если эффект от него получен, т. е. достигнута стабилизация роста цен, начинается стабилизация ожиданий, а следовательно, изменение соотношений между сберегаемой и потребляемой частями дохода в пользу сбережений.

И конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя возможными путями — увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений дает лишь кратковременный эффект, а на деле приводит к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рациональнее отказаться от этого пути. Следовательно, остается второй путь — сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально- экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства. Государство должно разработать политику стимулирования научно-технического прогресса, определить основные направления структурной политики, поддерживать инвестиционные вложения.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры краткосрочного, тактического воздействия. Такая тактика дает результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса или, наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка, проще говоря, необходимо продавать все, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершенное производство, отходы производственной деятельности, некондиционные материалы, — все, на что может быть спрос. Все эти ресурсы есть в стране, поэтому не нужны затраты на их производство, а это означает, что увеличение предложения произойдет без увеличения издержек производства, зарплаты и спроса.

Изменения структуры доходов в пользу сбережений можно достичь через увеличение процентов по вкладам. В этом случае достигается двойной эффект: с одной стороны, уменьшается наличная денежная масса и, следовательно, уменьшается спрос, с другой — увеличивается количество кредитных ресурсов, что дает возможность более быстрыми темпами развивать производство и увеличивать предложение. Кроме того, уменьшения денежной массы можно добиться путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.