Мотивация персонала

Чем эффективнее работает каждый сотрудник, тем выше успех компании. Данное утверждение актуально для всех организаций, независимо от вида, направления, сферы деятельности. Менеджмент организации обязан заранее подготовить благоприятные для персонала условия труда, продумать и внедрить действенную систему мотивации.

Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника компании.

Следовательно, мотивация персонала  — это некий набор действий со стороны руководства предприятия, направленный на улучшение трудоспособности работников компании, а также способы привлечения квалифицированных специалистов и их удержания.

Цель проведения мероприятий по мотивации персонала

Мотивацию проводят для того, чтобы объединить интересы предприятия и сотрудников. То есть компании необходима качественно выполненная работа, а персоналу нужна достойная заработная плата. Но это не единственная цель, которую преследует стимулирование работников.

Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:

  • удержать постоянный штат;
  • минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку кадров»);
  • обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов в заданные сроки;
  • выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;
  • заинтересовать и привлечь ценные кадры («отбить» у конкурентов);
  • осуществлять контроль за выплатами заработной платы.

Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:

  • высокая текучесть кадров;
  • высокая конфликтность;
  • низкий уровень исполнительской дисциплины;
  • некачественный труд (брак);
  • нерациональность мотивов поведения исполнителей;
  • слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
  • халатное отношение к труду;
  • отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
  • низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
  • низкий уровень межличностных коммуникаций;
  • сбои в производственном процессе;
  • проблемы при создании согласованной команды;
  • слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе
  • сотрудников;
  • противоречия в отношениях между предпринимателем и работником;
  • неудовлетворенность работой сотрудников;
  • низкий профессиональный уровень персонала;
  • безынициативность сотрудников;
  • деятельность руководства негативно оценивается персоналом;
  • неудовлетворительный морально психологический климат и многие другие.

Функции системы мотивации персонала

К функциям системы мотивации персонала можно отнести следующие мероприятия по:

  • стимулированию повышения квалификации персонала;
  • проведению «естественного отбора» наиболее трудолюбивых и способных сотрудников предприятия;
  • стимулированию сотрудников фирмы действовать, в первую очередь, в интересах компании;
  • стимулированию работников компании трудиться с наибольшей отдачей и эффективностью;
  • установлению высокого уровня исполнительской дисциплины;
  • созданию и поддержке системы обратной связи между всеми подразделениями фирмы.

Базовые принципы системы мотивации персонала

Общая система мотивации персонала строится на нескольких базовых принципах:

  • Доступность. Этот принцип помогает выбирать прозрачные, понятные каждому сотруднику способы мотивации и стимулирования. Различные подходы к мотивации должны быть обоснованы с учетом стажа, должности, объемов работы и других аспектов.
  • Постепенность. Это означает, что сразу вознаграждать работников премиями в крупных размерах нецелесообразно. У сотрудников постоянно формируется новый порог ожиданий, поэтому чтобы сохранить заинтересованность на следующем этапе мотивации, премии придется повышать, что приведет к лишним расходам компании.
  • Ощутимость. Данный принцип  подразумевает, что вознаграждение в любом виде должно быть значимым и напрямую зависеть от должности, привилегий и достижений сотрудника. Для возникновения мотивации важно найти золотую середину, учесть постепенность и ощутимость повышения вознаграждения.
  • Своевременность. Принцип своевременности указывает на важность временного фактора. Лучше сразу отметить заслугу персонала любым способом, затягивать момент не рекомендуется. Работник должен чувствовать значимость постоянно, поэтому часть компаний перешли на еженедельную оплату труда.
  • Комплексность.  Такой принцип предполагает применение разнообразных теорий мотивации и такого подхода, который чередует или объединяет несколько видов материальных и нематериальных вознаграждений.

В идеале система мотивации сотрудников должна быть:

  • объективной – основываться на реальной оценке результатов труда;
  • адекватной – соизмеряться с опытом, квалификацией, трудовым вкладом сотрудника в развитие компании;
  • предсказуемой – действовать по прозрачной схеме, понятной каждому члену команды;
  • справедливой – распространяться на штат в равной степени, не нарушать прав отдельных работников, исключать конфликтные ситуации;
  • своевременной – следовать сразу за достижением предусмотренного результата;
  • ценной – иметь значение для работников.

Этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании

Основные этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании заключаются в выполнении следующих мероприятий:

  • Постановка целей и задач, определение четкой миссии организации.
  • Организация рабочей группы.
  • Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.
  • Утверждение плана по внедрению системы мотивации персонала.
  • Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.
  • Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.
  • Подготовка документации.
  • Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.
  • Анализ работы подчиненных предприятия.

Формы мотивации персонала

К формам мотивации персонала относятся:

  • Заработная плата.
  • Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее.
  • Моральное поощрение подчиненных.
  • Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице.
  • Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Методы стимулирования персонала

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

  • Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  • Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
  • Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Виды мотивации персонала

На практике выделяют два основных вида мотивации персонала:

  1. Материальная мотивация персонала;
  2. Нематериальная мотивация персонала.

Нематериальная мотивация персонала, в свою очередь, делится также на два вида:

  1. Социальная мотивация персонала;
  2. Психологическая мотивация персонала.

Материальная мотивация персонала

Как правило, материальная мотивация персонала — самая часто используемая в компаниях.

Составляющие материальной мотивации персонала

К составляющим материальной мотивации персонала относятся:

  • Измеряемые показатели результативности для каждой из должностей и цели, к достижению которых необходимо мотивировать сотрудника.
  • Определение, какая работа будет считаться «эталонной» (отличной), и установленные плановые значения по каждому показателю результативности, чтобы было с чем сравнивать фактический результат.
  • Установка оптимального соотношения постоянной и премиальных частей заработной платы.
  • Привязка качества и сроков выполнения работ сотрудника к системе мотивации.

Виды материальной мотивации персонала

Под материальной мотивацией сотрудников подразумевается:

  • денежная мотивация персонала;
  • неденежная мотивация персонала;
  • система штрафов.
Денежная мотивация персонала

К денежной мотивации относятся:

  • заработная плата, в том числе ее повышение;
  • проценты от продаж (самый распространенный подход);
  • бонусы, премии, надбавки;
  • страховки, социальные пакеты;
  • вознаграждение победителя конкурса для персонала.
Неденежная мотивация персонала

К неденежной мотивации относятся:

  • возможность пройти обучение за счет компании;
  • возможность получать от компании путевки для сотрудников и членов его семьи;
  • возможность съездить в заграничную командировку за счет компании;
  • возможность бесплатного получения билетов в театр, цирк и другие культурные мероприятия;
  • возможность пользоваться услугами партнеров компании с большими скидками, либо вообще бесплатно.
Система штрафов

К штрафам можно отнести:

  • взыскание денег с работника компании за невыполнения нормативов и стандартов;
  • взыскание денег с сотрудника за его плохую работу;
  • дополнительные рабочие часы за плохую или невыполненную в срок работу.

Нематериальная мотивация персонала

Виды нематериальной мотивации персонала могут быть следующие:

  • Повышение по службе. Как в горизонтальной, так и в вертикальной карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности.
  • Участие в совещаниях с руководством.
  • Мотивационные совещания.
  • Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.
  • Трудоустройство и полный соцпакет, согласно действующему законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении – хорошей мотивацией.
  • Культурные и спортивные мероприятия внутри компании. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления.
  • Конкурсы и соревнования.
  • Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху, также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества.
  • Публичное признание достижений сотрудника.
  • Поздравления со значимыми датами для сотрудника.
  • Оценки коллег.
  • Помощь в семейных делах.

Нематериальные способы мотивации можно разделить на индивидуальные и коллективные.

  1. Индивидуальные способы мотивации:
    • расширение полномочий работника, для того чтобы он смог почувствовать перспективность карьерного роста;
    • признание профессиональных заслуг человека;
    • индивидуальный график работы (например, для сотрудницы, имеющей малолетних детей);
    • постоянное вложение средств в человека за счет его обучения, что дает возможность профессионального роста;
    • улучшение для конкретного сотрудника условий труда с целью повышения ценности деятельности в компании для самого работника.
  2. Коллективные способы мотивации:
    • совместное празднование определенных дат и событий, помогающее коллективу почувствовать себя семьей;
    • общность идеи. Цель компании должна быть понятна персоналу. Каждый сотрудник обязан осознавать вклад, который он вносит в достижение общей задачи фирмы;
    • совместные тренинги, которые приводят к тесному взаимодействию внутри коллектива;
    • доступность информации по ведению бизнес-деятельности компании. Человек должен чувствовать причастность к работе предприятия;
    • публичное признание заслуг сотрудника перед коллективом, выражение благодарности;
    • прозрачная форма управления персоналом и взаимодействия с работниками.

Результаты от проведения мероприятий по мотивации работников предприятия

Если руководство компании будет правильно проводить мероприятия по стимулированию своих сотрудников, то предприятие может получить следующий положительный результат, а именно:

  1. Повышается качество и производительность труда.
  2. Работники начинают ответственнее подходить к выполнению своих служебных обязанностей.
  3. У сотрудников появляется командный дух.
  4. Производственные показатели улучшаются.
  5. Уменьшается «текучка» кадров.
  6. Компания начинает быстро развиваться и т.д.

Один комментарий к “Мотивация персонала

  1. Одна из российских рекрутинговых компаний провела исследование на тему: «Влияние дополнительных сервисов в офисе на мотивацию персонала». В исследовании приняли участие 650 сотрудников компаний из различных отраслей. Из них 46 % женщин и 54 % мужчин, 80 % опрошенных младше 35 лет, и 80 % представителей HR-служб. География исследования — Российская Федерация, представленная в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону. Результаты исследования оказались следующими: сегодня даже средняя компания может позволить себе разбавить рабочую обстановку небольшими приятными удобствами и при этом эффективно мотивировать персонал.

Обсуждение закрыто.