Индекс цен

Цены не являются стабильными, в условиях современной рыночной экономики они постоянно колеблются. Поэтому для учета изменения цен используются различные индексы.

Макроэкономисты используют ценовые измерители для отражения динамики цен по отдельным категориям товаров (услуг), отраслей, секторов и экономики в целом в течение месяца, квартала или года. Ценовые показатели играют важную роль, поскольку они характеризуют изменение уровня жизни, благосостояния людей и служат основой для разработки программ индексации заработной платы, пособий, пенсий и других социальных выплат.

Что такое индекс цен?

Индекс цен — это статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве. Индекс является относительным показателем, который характеризует изменение любого показателя, и измеряется либо в долях единицы, либо в процентах.

Индекс цен — показатель динамики, увеличения или уменьшения цен, характеризующий относительное изменение цен за определенный период. Различают индивидуальный индекс цен, равный отношению цены на данный товар в наблюдаемом (отчетном) году и в базисном периоде, и сводный индекс цен, равный отношению стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода.

Индекс цен — это показатель, характеризующий средний темп изменения цен товаров за определенный период. Рассчитывается, как правило, для заданной широкой совокупности товаров и услуг при анализе экономических процессов, для соизмерений разновременных затрат и результатов производственной и торговой деятельности, в кредитовании, при расчетах компенсации доходов в периоды падения покупательной стоимости денег. Среди индексов цен наиболее известны:

  1. Индекс потребительских цен, иначе называемый индексом стоимости жизни или индексом розничных цен. Он рассчитывается на основе цен потребительской корзины (набора основных товаров и услуг, которые представляют собой покупки обычной семьи). Индекс потребительских цен — наиболее распространенный индикатор изменений в жизненном уровне населения той или иной страны.
  2. Индексы оптовых цен производителей — показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.
  3. Индекс экспортных цен.
  4. Индекс импортных цен.
  5. Дефлятор ВНП.
  6. Индекс реального обменного курса и т.п.

Существуют десятки методов расчета индекса цен, различающихся как принципами отбора товаров и услуг для оценки, так и использованием разных способов усреднения (средняя арифметическая, средняя геометрическая и др.).

Принципы и методы расчета индекса цен

Методика принципов расчета индексов цен:

  1. определение набора товаров;
  2. выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг);
  3. выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов.

Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.

Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения качества товаров-представителей. Для устранения влияния качественных изменении практика международной статистики применяет ряд методов:

  1. исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается цена модифицированного товара за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества);
  2. определение цен компонентов;
  3. гедонистический метод, позволяющий через веса основных параметров товара, заложенных в калькуляцию цены, определить долю изменения цены, связанную с изменением качества, и долю, связанную с изменением цен;
  4. расчет цен на единицу основных технико-экономических параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости и т.д.).

Индексы цен используются для мониторинга движения цен и тарифов, изучения конъюнктуры рынка, изучения влияния динамики цен на уровень жизни населения, расчета показателей уровня жизни, показателей макроуровня — валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.

Расчет индекса цен

Индексы цен могут рассчитываться тремя методами: по формулам Пааше, Ласпейреса и Фишера.

Индекс Пааше – один из основных индексов цен, характеризующих изменение цен за определенный период времени; назван по имени предложившего его немецкого статистика, экономиста и политика Г. Пааше.

Индекс Пааше показывает совокупное изменение цен, наблюдавшихся в периоде t1, по сравнению с базисным периодом t0. В качестве весов, характеризующих структуру товарной группы, используются физические объемы реализации конечного (текущего) периода. Формула индекса цен Пааше выглядит следующим образом:

Индекс Пааше

где p1 – цена товара каждого вида в текущем периоде;
p0 – цена товара каждого вида в базисном (предшествующем) периоде;
q1 – количество проданного товара каждого вида в текущем периоде.

Индекс Пааше также может быть представлен как средняя величина из индивидуальных индексов цен.

Индекс Ласпейреса назван по имени предложившего его в 1871 г. немецкого экономиста и статистика Э. Ласпейреса. Он симметричен по отношению к индексу Пааше, рассчитывается аналогичным образом, но в качестве весов используются объемы продаж базисного периода q0.

Индекс Ласпейреса

Оба индекса, являясь равноценными характеристиками совокупного изменения цен, в общем случае дают различные количественные результаты. Для их объединения разработан индекс Фишера.

Индекс Фишера назван по имени предложившего его в 1922 американского экономиста И. Фишера. Индекс Фишера показывает совокупное изменение цен, наблюдавшихся в периоде t1, по сравнению с начальным периодом t0 и представляет собой среднюю геометрическую из индексов Ласпейреса и Пааше. Формула индекса Фишера позволяет сформировать оценку на основе некоторого усреднения влияния структур начального и конечного периодов и выглядит следующим образом:

Индекс Фишера

где IF – индекс Фишера;
IL – индекс Ласпейреса;
IP – индекс Пааше.

Подобный подход к усреднению индексов на основе вычисления среднего геометрического значения иногда именуется подходом Фишера.

Расчет индексов цен производится ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на товары- и услуги-представители. Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 7 =