Форфейтинговые операции

Понятие форфейтинга

Форфейтинг – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе – форфейтинге – от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой (дисконтом).

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

  1. в финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
  2. в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими только абстрактное обязательство).

Форфейтинг (произошло от франц. «целиком, общей суммой») – это специфическая форма кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга заключается в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства.

Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский; применяется в том случае, когда у покупателя отсутствуют денежные средства для приобретения какой-либо продукции. Покупатель ищет продавца товара, договаривается о его поставке на условиях форфейтинга. При этом необходимо соглашение третьего участника – коммерческого банка.

Каждая сторона получает соответствующий доход на прописанных в договоре условиях. После заключения договора покупатель выписывает комплект векселей (обычно простой или переводной вексель), на общую стоимость, эквивалентную стоимости продукции с прибавленным процентом за отсрочку платежа.

Обычно каждый вексель выписывается на 6 месяцев или на год. Продавец передает векселя коммерческому банку без права оборота на себя и сразу получает деньги за товар. Если покупатель не является должником, то банк в целях снижения риска может потребовать безусловную гарантию. В этом случае покупатель закладывает свои активы в банк и тем же самым гарантирует оплату платежа.

Преимущества форфейтинговых сделок:

  1. форфейтор берет все риски на себя;
  2. существует вторичный рынок форфейтинговых ценных бумаг, где долг можно продать (т.е. первый форфейтор продает, появляется второй, третий и т.д.);
  3. долг можно дробить и каждую часть долга оформить отдельным векселем; при возникновении потребности в финансовых ресурсах в соответствии с необходимостью можно продать не весь долг, а только его часть;
  4. форфейтинг предусматривает гибкий график платежей, в том числе возможность предоставления льготного периода.

Возникновение форфейтинга

Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок. По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться также специализированные институты.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии.

Таким образом, форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный рост подобных сделок. Тем не менее, было бы ошибкой связывать увеличение количества сделок «а-форфе» с ростом числа таких центров. Это объясняется возрастанием рисков, которые несут экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в связи с ростом рисков.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

Форфейтинговые бумаги

Основным видом форфейтинговых ценных бумаг являются векселя – переводные и простые. Операции с ними обычно осуществляются быстро и просто, без неожиданных осложнений.

Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. Аккредитив, как известно, – это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

В отечественной практике аккредитивы применяются в расчетах между иногородними поставщиками и покупателями, а также в международных расчетах. В мировой торговле документарные аккредитивы используются в расчетах главным образом по внешнеторговым операциям.

В качестве объекта форфетирования аккредитивы применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.

С точки зрения форфейтера принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам – должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию.

Международный форфейтинг

При форфейтинге покупатель требований берет на себя все коммерческие риски без права регресса (оборота) этих документов на экспортера.

Форфейтор приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок действия долговых обязательств. Тем самым экспортная сделка из кредитной превращается в наличную, что выгодно для экспортера. Учет векселей производится по фиксированной ставке, индексируемой по ставке ЛИБОР или по ставке определенной страны. Размер дисконта (скидки) зависит от риска неплатежа, валюты платежа, срока векселя и т.д.

Таким образом, экспортное форфейтирование – это учет без права регресса требований экспортера к иностранному импортеру на заранее установленную сумму. Форфейтирование дополняет традиционные методы кредитования внешней торговли и государственное страхование экспортных кредитов, так как включает дополнительные риски. По этой причине форфейтор предпочитает должников из стран, имеющих высокий международный рейтинг.

Форфейтирование как форма кредитования внешней торговли дает некоторые преимущества экспортеру:

Форфейтирование отличается от лизинга простотой документального оформления и отсутствием права регресса (т.е. экспортер не несет на себе риск неплатежа импортера).

В отличие от экспортного факторинга, используемого для будущих, еще не полностью определенных сделок, форфейтирование применяется для существующих международных обязательств, причем на более длительный срок, и материализованных в виде векселей, а также с более широкой сферой покрытия рисков (неплатежа, валютного риска и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *