Упаковка

Упаковка как элемент маркетинга

Упаковка товара играет немаловажную роль в сфере маркетинга. Упаковка в маркетинге — это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши, укупорочные средства, оформительские атрибуты исходя из учета интересов потребителя к этой продукции.

Реклама и PR сообщают потребителю о товаре, однако знакомство потребителя с товаром начинается именно с упаковки. Поэтому производитель должен уделять особое внимание внешнему виду товара. Любая реклама бессмысленна, если товар выглядит неэстетично. Можно даже сказать, что рекламируя такой товар, производитель просто привлекает внимание потребителя к тому, что ему не понравится и что тот никогда не купит.

Определение и значение упаковки

Упаковка – это какой-то материал, оболочка, обшивка, тара, в которую помещают товар и которая отличается своеобразным оформлением. По своей сути упаковка — это ни что иное как совокупность материальных средств, связанных с подготовкой товара к хранению и транспортировке, необходимых для обеспечения его сохранности и придания транспортабельного вида.

Упаковка — это лицо товара. Чем представительнее и красивее для покупателя она будет смотреться, тем выше вероятность того, что он приобретет данный продукт. Причем довольно часто покупатель покупает товар исходя из упаковки товара, а не из-за нужды приобрести данный товар. В то же время известны общеизвестные случаи, когда по причине плохой упаковки продажи быстро падали.

Непосредственное вместилище продукта определяют как первичную упаковку. Например, для туалетной воды первичной упаковкой является флакон, в который она налита. Этот флакон можно поместить в картонную упаковку, выполняющую дополнительные защитные функции и в то же время являющуюся эффективным средством продвижения продукта на рынок. Это вторичная упаковка. Наконец, для перемещения туалетной воды от производителя к продавцу нужна специальная транспортная упаковка – тара, позволяющая погружать и разгружать, складировать и транспортировать товар.

Упаковка товара может принимать различные виды и формы. Чаще всего ее делят на внешнюю и внутреннюю, потребительскую и транспортную, жесткую и мягкую, групповую и единичную, одноразовую и многоразовую. Каждая из них имеет свои особенности использования и выбирается в первую очередь в зависимости от типа и характера товарной продукции.

Предназначение упаковки товара весьма обширно. Помимо обеспечения сохранности и безопасности товара от воздействий внешней среди она может быть использована в качестве носителя символики бренда и торговой марки.

На практике упаковку используют для придания товару презентабельного внешнего вида, позволяющего легко его идентифицировать среди прочей массы конкурирующей продукции и привлечь внимание потребителей. В условиях современного, перенасыщенного информацией рынка потребитель ощущает постоянное давление со стороны рекламы, и непосредственно яркая упаковка, которую он видит в магазине, является заключительным доводом в пользу приобретения того либо другого продукта.

Таким образом, упаковка должна защищать товар, увеличивать удобства при его использовании, привлекать внимание к полке торговой точки, информировать покупателя о структуре товара, обеспечивать удобную транспортировку, складирование и обработку грузов в торговле. Размер упаковки может быть использован как средство сегментации. Например, варьируя размеры упаковки, можно удовлетворить и тех покупателей, которым нужны маленькие упаковки продукта, и тех, кто заинтересован в крупных упаковках (5 кг стирального порошка).

Функции упаковки

Хорошая, красивая упаковка чрезвычайно важна на всех этапах пути товара от производителя к потребителю. Упаковка выполняет несколько очень важных функций:

  1. определяет, как воспринимается товар;
  2. предохраняет товар от порчи и повреждений во время транспортировки и хранения;
  3. позволяет «дозировать» товар, т.е. создать оптимальные с точки зрения транспортировки, хранения и использования единицы товара;
  4. является носителем информации о товаре.

Упаковку как часть конечного продукта разрабатывают вместе с товаром. И в этом нет ничего странного, поскольку упаковка — неотъемлемая часть товара, отражающая его замысел, концепцию. Хороший производитель упаковке уделит не меньше внимания, чем испытанию самого товара.

Правильно оформленная упаковка полноценно представляет основные характеристики продукта, облегчая работу консультанта в магазинах самообслуживания и выбор покупателя. Упаковка обеспечивает привлекательный внешний вид продукта, может подчеркнуть его престижность, делает товар более удобным в употреблении. Упаковка помогает потребителю быстро найти товар интересующей его марки (фирмы).

Маркировка товара

Важная часть любой упаковки — маркировка товара. Обычно она содержит:

  • указание на наименования товара и его характеристик (вес, состав и т.д.);
  • информацию о производителе (название, юридический адрес);
  • информацию об использовании товара;
  • срок хранения (конечный срок реализации) товара;
  • штрих-код, уникальность которого дает возможность не только получить информацию о производителе, но и использовать его в качестве основы для учета внутризаводских, внутрискладских, внутримагазинных перемещений, что становится исходной базой для учета, анализа и планирования производства, а также реализации продукта не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Содержание маркировки на упаковке регламентируется специальным законодательством. За существенное нарушение правильности маркировки производитель несет ответственность. Однако даже несущественные нарушения дают возможность оптовым и розничным торговцам отказываться от приема товара или принимать его для реализации с дисконтом.

Дизайн упаковки

Дизайн упаковки для большинства товаров разрабатывается в целом так же, как и рекламная кампания. Хотя каждая упаковка разрабатывается, проектируется и продвигается по-своему, существуют несколько стандартных подходов к успешному использованию упаковки в качестве маркетингового инструмента:

  1. Тип товара и функция его упаковки. Является ли товар очень хрупким? Используют ли потребители товар непосредственно из упаковки? Нужны ли для данного товара какие-то особенные условия хранения или транспортировки?
  2. Маркетинговые каналы, которые предполагается использовать для данного товара. Если товар продается через несколько точек, возникает ли при этом необходимость учета каких-то особенностей упаковки? Будет ли упаковка как-то по-особому выставляться в розничной точке? Существуют ли для данного товара какие-то особенные возможности продвижения в месте продажи?
  3. Основной предполагаемый потребитель товара. Будут ли приобретать данный товар взрослые, дети, семьи с доходом выше среднего или же молодые одинокие люди? Какой стиль упаковки будет больше всего привлекать целевой рынок?
  4. Продвижение и реклама товара и его упаковка. Будет ли упаковка служить дополнением других рекламных мероприятий? Принимается ли во внимание размещение на упаковке купонов или премии? Могут ли стандартные идеи по разработке упаковки быть применены к каким-либо из рассматриваемых рекламных мероприятий?
  5. Взаимосвязь с упаковками других товаров в товарной линии. Будет ли товар продаваться в различных с точки зрения размера модификациях? Является ли товар частью товарной линии, которая продвигается как единое целое? Использует ли данная товарная линия ту же самую торговую марку и стиль упаковки?
  6. Обычный способ использования товара потребителем. Будет ли упаковка храниться дома на протяжении длительного периода? Требуется ли хранение товара в холодильнике или его заморозка? Будет ли товар извлекаться из упаковки по порциям?

Ключевые факторы создания упаковок, которые должны предусматриваться при принятии решений планирования продукции:

  • Дизайн упаковки должен влиять на образ, который компания ищет для своей продукции. Цвет, форма, материалы — все это без исключения оказывает большое влияние на представление покупателей о компании и ее продукции.
  • Стандартизация упаковки усиливает всемирное признание. Согласно данному обстоятельству «Кока-Кола» применяет одинаковую упаковку по всему миру.
  • Стоимость упаковки должна быть предусмотрена.
  • Современные материалы стимулируют спрос. Компания может выбирать из ряда упаковочных материалов. Необходимо установить, в какой степени новаторской должна являться упаковка.
  • Размер, цвет, форма должны быть выбраны с учетом периода хранения, удобства, традиции и конкуренции. Необходимо определить место, содержание и размер этикетки, на которой должны быть указаны наименования фирмы и марка продукта.
  • Множественная упаковка объединяет в себе две либо более единиц товара.
  • Дизайн упаковки должен соответствовать маркетинговому плану предприятия.

Примеры упаковок

В качестве упаковки товаров может выступать:

  • Металлическая тара: жестяные и алюминиевые банки, барабаны, кеги, металлические контейнеры, алюминиевая туба.
  • Деревянная тара: ящики, поддоны.
  • Пластиковая тара: тортницы, коррексы, лотки, блистеры, пластиковая (экструзионная) туба.
  • Стеклотара: стеклянные бутылки, банки и т.п.
  • Тара и упаковка из фанеры.
  • Картонная упаковка и тара: коробки, пачки, ящики, лотки, картонно-навивные тубы.
  • Бумажная тара: бумажные пакеты, пакетики-стики, сэндвич-бэг.
  • Полимерная упаковка: полиэтиленовая плёнка и пакеты, пакеты саше, ламинатная туба, полипропиленовые (пп)мешки, тканые полипропиленовые мешки.
  • Конвалюта.
  • Барабан (кабельный), бухта (кабельная) — для намотки кабеля.
  • Катушка, шпуля, гильза для намотки рулонных материалов
  • Комбинированные упаковочные материалы (например, картонная подложка, ламинированная полиэтиленом, реторт-пакет), ламинатная туба.

Примеры креативных упаковок в маркетинге

Креативная упаковка жевательной резинки
Креативная упаковка жевательной резинки
Упаковка для булочек
Прикольная упаковка для булочек в стиле фитнес
Упаковка соков
Оригинальная упаковка для соков в стиле кожуры фруктов и ягод
Красивая упаковка для меда
Красивая упаковка для меда
Прикольная упаковка для хлеба
Прикольная упаковка для хлеба
Необычная упаковка для мяса
Необычная упаковка для мяса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *