Реклама

Реклама (от лат. reklamare — кричать, англ. Advertising) — ведущее звено маркетинговых коммуникаций, представление и продвижение товаров, идей и услуг, оплачиваемое точно установленным заказчиком. Реклама реализует стратегию и тактику рыночной деятельности фирмы, которая, ориентируясь на определенного потребителя и обеспечивая спрос на свой товар, решает задачу собственной жизнеспособности. Реклама также:

  • поддерживает принципиально новые формы коммерческой деятельности;
  • учитывает рыночную конъюнктуру;
  • обеспечивает социальную направленность фирменных мероприятий;
  • творчески, новаторски подходит к решению сбытовых задач.

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. По своей сути реклама — это приглашение купить конкретный товар, призыв к действию, своеобразная агитация. Конечной целью рекламы является воздействие на общественное мнение. Эта цель достигается посредством открытых усилий по продвижению на рынок товаров, услуг и даже идей и идеологических конструкций (политическая, религиозная или социальная реклама).

Исторически так сложилось, что длительное время понятие рекламы подразумевало все, что связанно с распространением в обществе информации о товарах (услугах) с использованием всех имеющихся на тот момент средств коммуникации. Постепенно развитие рекламы привело к тому, что от нее отпочковались и стали самостоятельно развиваться такие коммуникационные направления, как связи с общественностью (Public Relations — PR), прямой маркетинг (Direct Marketing), продвижение товара (Sales Promotion), реклама в местах продаж (Point of Sale — POS), выставочная и ярмарочная деятельность, спонсорство, брендинг (создание популярных марок), упаковка и фирменный стиль. Вся совокупность коммуникационных направлений, связанных с информированием и воздействием на потенциального потребителя, стала называться системой маркетинговых коммуникации.

Рекламный процесс направлен на решение пяти задач:

  1. назвать товар (продукт) и выделить его среди прочих;
  2. передать информацию о товаре, его качествах и месте реализации;
  3. побудить потребителя попробовать новый продукт и способствовать его повторному употреблению;
  4. стимулировать распространение товара;
  5. развивать у покупателей предпочтение и приверженность к определенной марке.

В данном случае можно говорить о рекламе как о целенаправленном потоке информации о производителе, товарах, их потребительской стоимости. При всем многообразии форм и функций предназначение рекламы остается маркетинговым — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.

Этимология слова «реклама» подчеркивает, что ее главная функция — обеспечивать передачу информации в вербальных каналах социальной коммуникации. Не случайно подавляющая часть маркетинговой рекламы имеет информационно-убеждающий характер, ведь одним из основных психологических методов воздействия на массовую аудиторию является убеждение, которое основано на апелляции к ценностям и мотивам человека, лежащим в основе принятия решений по совершению тех или иных действий.

Экономическую функцию рекламы можно проследить по роли рынка рекламы в экономике. Рекламный рынок в любой стране является индикатором общего экономического развития, как правило, темпы роста рекламного рынка и ВВП близки. Например, если рекламные рынки стагнируют, то это отражает общую ситуацию в экономике. Если рекламный рынок растет, это значит, что экономика на подъеме. Рост объемов рекламного рынка в той или иной отрасли свидетельствует о наличии в ней неудовлетворенного платежеспособного спроса. Применительно ко всей экономике можно даже говорить о том, что колебания объемов рекламных бюджетов являются неким индикатором инвестиционной привлекательности всей страны в целом.

Назначение рекламы в последнее время обогатилось новым содержанием. Сферы ее применения существенно расширились. Произошло это не только из-за социально-экономических изменений, но и в силу многогранности и универсальности самой рекламы как инструмента маркетинга и вида маркетинговых коммуникаций.

Специалисты выделяют в современной рекламе три новых важнейших направления развития:

  1. привлечение клиентов;
  2. участие в процессе анализа рынка;
  3. формирование условий для достижения успехов в бизнесе.

Например, роль рекламы в достижении успехов в бизнесе можно оценить по динамике рыночной доли объемов продаж по отрасли. Здесь особенно важно сочетание ряда рыночных факторов и рекламных мер. Трудно переоценить воздействие рекламы на быстроту и эффективность «раскрутки» фирм, продвижение торговой марки, внедрение в новые рыночные ниши.

Стоит также отметить роль рекламы в анализе рынка. С учетом ее влияния можно произвести качественную оценку конъюнктуры рынка по товарам, фирмам-производителям, торговым фирмам, брендам. На основе изучения и сопоставления рекламной информации можно оценить лидеров в отрасли, выявить конкурентов, а также иметь представление об уровне цен и качества, моде, полноте ассортимента, величине номенклатуры, уровне сервиса.