Внешняя задолженность (внешний долг)

Внешняя задолженность, внешний долг (external debt) – сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащих погашению в установленные сроки.

Погашение внешней задолженности производится в иностранной валюте, реже – в местной валюте, на которую кредитор закупает соответствующие товары и услуги. Внешняя задолженность возникает главным образом в результате внешних займов, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации. Долг нерезидентам в форме ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке, относится международной статистикой к внутреннему долгу.

Различают «долг официальным кредиторам» и «долг частным кредиторам». К официальным кредиторам относятся государственные финансовые институты и международные организации. В соответствии с этим официальная внешняя задолженность принимает формы двусторонней или многосторонней задолженности. Если должником является центральное правительство, то такой долг относят к категории суверенного.

Внешняя задолженность есть практически у всех стран. Однако в современных условиях эта проблема наиболее остро стоит перед развивающимися и бывшими социалистическими странами. Они периодически сталкиваются с долговыми кризисами, нарушают графики платежей, реструктуризируют долг. Наблюдение за состоянием внешней задолженности развивающихся и бывших социалистических стран, анализ этого процесса, публикация соответствующих материалов входят в обязанность Всемирного банка.

Динамика внешней задолженности развивающихся стран (с 1993 г. в нее включается также долг бывших социалистических стран) характеризуется следующими данными: в 1950 г. – 2 млрд. долл., в 1970 г. – 66, в 1980 г. – 615, в 1990 г. – 1480, в 1997 г. – 2316 млрд. долл. Наиболее крупные должники (долг свыше 100 млрд. долл.): Мексика, Бразилия, Россия, Китай, Индонезия. Три из этих стран (Мексика, Бразилия, Россия) неоднократно на многосторонней основе реструктуризировали долг в 80–90-х гг. В Индонезии проблема внешней задолженности резко обострилась в связи с валютно-финансовым кризисом 1997 г. Только Китай пока обслуживает свой долг без нарушений графика.

Размер долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии платежеспособности страны. Оно зависит от объема ресурсов, которыми располагает страна-должник, т.е. от размера и темпов роста ВВП. Но поскольку внешняя задолженность погашаются в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности является экспорт товаров и услуг. Исходя из этого Всемирный банк при анализе платежеспособности страны предлагает пользоваться рядом показателей. Эти показатели, как в обобщенном виде, так и по отдельным странам, представлены в публикации банка, которая до 1997 г. носила название World Debt Tables, с 1997 г. – Global Development Finance.

Бремя внешней задолженности измеряется следующими показателями (в %):

  1. отношением долга к ВВП;
  2. отношением долга к экспорту товаров и услуг.

На основе этих критериев страны делят на три группы: с высоким, средним и низким уровнями внешней задолженности.

К первой группе относят страны, у которых 1-й показатель выше 80% или 2-й показатель превышает 220%.

Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Однако в зависимости от сроков платежей страны с одинаковым бременем внешней задолженности в определенные периоды будут выплачивать различные суммы своим кредиторам. Для характеристики текущего состояния внешней задолженности вводят следующие показатели:

  • отношение платежей по погашению долга к ВВП;
  • отношение платежей по погашению долга к экспорту.

Последний показатель (норма обслуживания долга – НОД) считается наиболее важным для анализа состояния платежеспособности. Пороговой считается НОД, равная 20–25% (вместе с тем ряду стран удавалось направлять на погашение долга более 40% суммы экспорта товаров и услуг, а другие не выдерживали НОД ниже 10%). Особо выделяются процентные платежи. Размер их соотносится с ВВП и экспортом. Они дают представление о том, из каких кредитов (дорогих или дешевых) сформирована внешняя задолженность. Процентные платежи могут сильно колебаться, если привлечено много кредитов с плавающей ставкой. Кроме того, при урегулировании внешней задолженности обычно отодвигаются сроки погашения по основному долгу, а выплата процентов не прекращается.

Как дорого обходятся стране внешние кредиты, показывает также отношение льготных кредитов к внешнему долгу. Взрывоопасной может быть ситуация, когда страной накоплен большой краткосрочный долг. В связи с этим рассчитывается отношение краткосрочного долга к внешнему долгу. Если краткосрочный долг высок, то необходимо иметь соответствующие централизованные золотовалютные резервы. Отношение их к импорту товаров и услуг отражает состояние ликвидности. Считается, что для развивающихся стран необходимы резервы, эквивалентные 3-месячному объему импорта. В условиях валютно-финансового кризиса такие резервы оказываются недостаточны. Смысл показателя, отражающего отношение многосторонних официальных кредитов к долгу, заключается в том, что эти кредиты должны погашаться в соответствии с графиком и урегулированию не подлежат.

В тех случаях, когда основная сумма внешней задолженности относится к суверенному долгу, большое значение приобретает величина отношения платежей по погашению долга к бюджетным расходам. Приведенные показатели позволяют оценить состояние платежеспособности страны. Однако явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей, влекущее за собой реструктуризацию долга.

Урегулированием долга официальным кредиторам на многосторонней основе (с участием всех или почти всех стран-кредиторов) занимается Парижский клуб. По стандартной схеме сроки платежей по основному долгу переносятся на 10–15 лет с предоставлением льготного периода 3–7 лет. Реструктуризации при стандартном варианте подлежат только платежи за 1 год (политика «короткого поводка»). При нестандартном (глобальном) варианте реструктуризируется весь долг или большая его часть. Платежи по основной сумме долга могут отодвигаться на более длительные сроки (до 25 лет).

Урегулирование долга банкам входит в компетенцию Лондонского клуба. Наиболее распространенный вариант – перевод долга, зафиксированного на счетах, в долг в форме облигаций. Используются 2 основных вида облигаций: дисконтные и паритетные. Широкое распространение получил дисконтный вид, когда при реструктуризации долга сокращается, но сохраняется плавающая процентная ставка (LIBOR). При паритетных облигациях долг не дисконтируется, но устанавливается фиксированный процент. Облигации выпускаются на срок до 30 лет. Для стран с относительно низким уровнем развития предусмотрен выкуп долга со значительной скидкой. При этом предоставляется помощь из ряда страховых и международных фондов. Таким образом, в результате процедуры перевода долга со счетов в ценные бумаги и путем его выкупа осуществляется частичное списание долга банкам. Основные правила списания долга официальным кредиторам со стороны стран с низким уровнем развития устанавливались на встречах в верхах 7 ведущих стран («большой семерки»). «Планка» эта постоянно поднималась, и с 1996 г. рекомендуется списывать странам с низким уровнем развития до 80% суммы долга. Погашение оставшейся части долга, если она относится к категории официальной помощи развитию, продлевается на срок до 40 лет с льготным периодом до 16 лет. Списание официального долга странам, не относящимся к наименее развитым, применяется редко.

Существует также практика конверсии долга в акции предприятий страны-должника. Однако она не получила широкого распространения и проводилась главным образом параллельно с приватизацией. Механизм этой операции выглядит так. Инвестор на вторичном рынке покупает со скидкой долговое обязательство, продает его центральному банку за местную валюту и на вырученные средства покупает интересующие его акции.

(См. также Оптимизация платежей по долгу)